Философия права
Контрольная по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Философия права"
Автор работы: александр лобан
Страниц: 22 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Природа и свойства правового существа
Бытие права (его объективная природа и собственная сущ¬ность) представлено в принципе формального равенства, включает в себя и выражает всю совокупность внутренне взаимосвязанных и предполагающих друг друга объективных свойств и сущностных характеристик права как всеобщей и необходимой формы равенст¬ва, свободы и справедливости в общественной жизни людей.
Право исторично. Этот историзм относится как к бытию права, так и формам его проявлений. Право опосредовано социально-исто¬рическим опытом, и в этом смысле оно апостериорно, а не априорно. Поэтому природу права (социально-исторический смысл и со¬держание бытия права, его сущности и существования) не следует смешивать ни с правом природы (с природной данностью права), ни с природой разума (с априорной данностью права из чистого разу¬ма), хотя и разум, и природа играют существенную роль в истори¬ческом процессе генезиса и развития права.
Конечно, по аналогии с аристотелевским положением о том, что "человек, по природе своей, существо политическое, можно сказать, что человек, по природе своей, существо правовое. Но подобные суждения вовсе не означают априорности, природной данности, прирожденности человеку политической или правовой сущности, политических или правовых свойств и качеств.
Если бы человек, как считал Руссо, рождался уже свободным (и уже от природы люди были бы свободными и равными), то он нигде не был бы в оковах, и со свободой, равенством, правом, спра¬ведливостью у человечества вообще не было бы никаких проблем. В том-то и дело, что вектор движения прямо противополож¬ный: человек и человечество развиваются к свободе, праву, равен¬ству, справедливости из ситуации их отсутствия. И речь должна идти лишь о том, что человек (и целые народы) по своей природе (интеллектуальной и волевой), в отличие от других живых существ, может, потенциально способен путем своего совершенствования и развития прийти к политическим и правовым формам организации социальной жизни.
Такого завершения генезиса человеческой природы, отмечал для своего времени (IV в. до н. э.) Аристотель, достигли лишь греки; другие же народы (варвары) как люди с неразвитой (нравственно и умственно) природой живут в дополитических и доправовых условиях деспотизма и рабства. Поэтому, согласно Аристотелю, "варвар и раб, по природе своей, понятия тождественные"..
И спустя два с половиной тысячелетия приходится констати¬ровать, что многие люди и образуемые ими народы еще так и не совершили, говоря словами Аристотеля, генезис своей политиче¬ской и правовой природы, не достигли высот того политического и правового общения, которое на современном языке называется правовым государством, господством права, правами и свободами че¬ловека и гражданина. И из прошлого и современного опыта нашей страны мы хорошо знаем о тех трудностях и огромных усилиях, которые требуются даже для минимального продвижения вперед по пути от рабства, деспотизма и тоталитаризма к свободе, праву и справедливости.
Генезис права как социально-исторический процесс, в частности и означает, что становление сущности права и возникновение правовых явлений и отношений происходят одновременно и в рамках одного процесса. Дело, следовательно, обстоит не так, что сперва ( откуда-то (от природы или свыше) дана некая готовая сущность права (принцип права, идея пава, умопостигаемое бытие права) и лишь из нее затем появляются эмпирические правовые явления, правовая реальность. Такова, например, логика соотношения чисых их идей (истинного бытия) и эмпирической реальности как их отношения в философии Платона.
Но неверно представлять себе дело и так, будто сперва какое-то время существовала правовая жизнь и функционировали правовые отношения между свободными субъектами и лишь затем появились сущность, принцип, бытие права. Такой подход, внешне кажущийся весьма реалистичным, при ближайшем рассмотрении называется внутренне противоречивым: он отрывает существование права от сущности права и в то же время некое неопределенное существование (без правовой сущности) характеризует как правильное.
Содержание работы
. Природа и свойство правового существа 3
2. Доминанты духовности и системообразующие идеи китайской
правовой культуры 6
3. Философско-правовые взгляды Фомы Аквинского ... 15
Список литературы 22
Использованная литература
- Большаков В. П. Культура как форма человечности. Великий Новгород, 2000.
- Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. М.: ПЕР СЭ, 2001. 447 с.
- Воеводина Л.Ф.Мифология и культура. М.. 2002
- Введение в культурологию /ред. Е.А. Попова, М.: Владос, 2000
- Введение в философию, 2 том, М.: 2000
- Введение в философию. Учеб. пособие для вузов. Изд. 4. М., 2004.
- «Вопросы философии» № 1,3,4 за 2001 г.
- Гриненко Г.В. История философии. М., Юрайт, 2004
- Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1999.
- Гуревич П. С. Человек и культура. Изд. Дрофа 2000.
- Гуревич П.С. Философия человека. М.: ИФРАН, 2001
- История Китая. Мн., Харвест, 2004. 736 с.
- Нерсесянц В.С. философия права. М., Норма, М, 1998. 652 с.
- Торосян В.Г. Культорология. М., Владос, 2005. 735 с.