Человек как биологический и социальный феномен
Реферат по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Человек как биологический и социальный феномен"
Автор работы: Дмитрий
Страниц: 34 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
3. Социологизаторский и дуалистический подход как способ познания сущности человека
Рассмотренные нами во 2 главе биологизаторские концепции показали необходимость анализа противоположного взгляда на сущность человека - социологизаторского подхода, а также дуалистической трактовки изучаемой проблемы.
Биоантропологические тенденции попыталась преодолеть культурно- философская антропология, главные представители которой Э. Ротхакер и М. Ландман, опираясь на работы Г. Плеснера, стремились постигнуть человека в его целостности, в единстве его природно-биологического существования и духовной деятельности как творца культуры и одновременно ее творения. Но в своем стремлении преодолеть биологизм культурно-философская антропология впадает в другую крайность М. Ландман, например, отрицает значение эволюционно-биологических факторов для понимания природы человека. Такой культурно-философский подход соединяется с признанием предше-ствующего человеку объективного духа, а это уже ведет к философски-религиозному варианту антропологии, реализуемому, в частности Э. Хенг-стенбергом .
В экзистенциальной концепции К. Ясперса обнаруживается сведение социального к индивидуальному, т.е. игнорирование действительной социальной сущности как совокупности всех общественных отношений. Человеческая личность, полагает он, вообще существует вне связи с историей, которая затрагивает в личности лишь нечто внешнее; доминирует же в ней абсолютное, вечное, вневременное, внеисторическое. Социальность констатирует человека, по Ясперсу, лишь как абстрактную родовую сущность, как индивида.
Выдающийся немецкий мыслитель К. Маркс считал: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» [8; 275]. Проблема человека занимает центральное место в мировоззрении К. Маркса.
Формула Маркса о человеке как совокупности, «ансамбля» всех общественных отношений была выдвинута им в «Тезисах и Фейербахе». К. Маркс считал, что человек не только природное существо, он есть человеческое природное существо. Человеческий индивид является единицей человеческого вида и вместе с тем представителем определенных социальных общностей человечества, класса, нации. Сущность личности составляет не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество и поэтому вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы.
Содержание работы
Введение
1. Человек как объект познания в истории философии
2. Биологизаторский подход как метод познания человека
3. Социологизаторский и дуалистический подходы как способ познания сущности человека
Заключение
Литература
Использованная литература
- Антология мировой философии. - В 4-х т. - т.2 - М., 1970. - 327с.
- Аристотель. Политика. М., 1911. - 71с.
- Барулин В.С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. - М.: Онега, - 1994. - 256с.
- Бердяев Н.А. Проблемы человека // Путь.1936. №50. с.12 - 26.
- Бэкон Ф. Соч. - В 2-х т. - т.2 - М., 1972. - 453с.
- Бобков М.Я. Гомология как наука о материальной и духовной жизни человека в третьем тысячелетии. - Барнаул.,1999.-186с.
- Григорян Б.Т. Философская антропология: (Критич.очерк). -М.: Мысль, 1982. 188с.
- Кант И. Соч. - В 6-ти т. - т.4 - М., 1965. 351с.
- Кесседи Ф.Х. Философия и этические проблемы генетики человека. - М.,1994.-216с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, 628с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.3, 596с.
- Махаров Е. М. Проблема человека в истории философской мысли. - М.: Знание, 1986. - 64с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия»; №8).
- Миголатьев А. А. Человек как объект философского знания // Со-циально-политический журнал 1998 № 2 с. 67 79.
- Мор Т. Утопия. М., 1978. 319с.
- Омельченко Н.В. Первые принципы философской антропологии. - Волгоград. Изд-во Волгоградского государственного университета, 1997. - 196с.
- Природа и дух: Мир философских проблем: Учеб. - науч. Пособие. В 2-х кн. Кн.1 Человек в мире и мир человека / В. М. Бурень, В. В. Василькова, Р. А. Зобов и др. Под ред. В. Л. Обухова. СПб., 1995 209с.
- 17. Пуляев В. Т. Человек: единство природы и социума // Социально-гуманитарные знания, 1999 №5 с. 133 - 150.
- Рьюз М. Философия биологии. М., 1997. 148с.
- Сапунов В. Б. Человек: взаимоотношения социального и биологиче-ского (Проблемы современной социобиологии) // Гуманитарий, Ежегодник, №1 1995 с. 50.
- Смит Р. Человек между биологией и культурой: Пер. с англ. /Р.Смит//Человек.-2000.-№1.-с.25-36.
- Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990, 383с.
- Солонов Е. Ф. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 232с.
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1995, 275с.
- Фейербах Л. Избранные философские произведения. - В 2-х т. - Т. 2 - М., 1955 - 354с.
- Фролов И. Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1989. - 599с.
- Что такое человек? Основы человековедения. Учебно-научное посо-бие. В 2-х кн. - Кн. 1. С-Пб., ТОО «Ривьера», 1996. 148с.
- Bollnow O. F. Philosophische Anthropologie neute. Munchen, 1972, 125s.
- Fromm E. Die Revolution der Hoffnuny. Fur eine humanisierte Techn: K. Reinbeck, 1979, 275s.
- Fromm E. The Sane Society. L., 1963, 421p.
- Gehhen A. Der Mensch. Seine Natur und Seine stellung in der welt. B., 1944, 217p.
- Lumsden ChJ., Wilson E.O. Genes, Mind and Culture. The coevolutionary process. Harvard University press, 1981, 400p.
- Plessner H. Die Stufen des Organischen and der Mench. B., 1928, 274p.
- Ruse M. Sociobiology: sense or non sens? L., 1979, 306p.
- Scheler M. Die Stellung des Menschen im Kosmos.Darmstadt, 1928, 198p.
- Skinner B. F. Reflections on behaviorism and sociesty. N.Y., 1978, 256p.
- Wilson E.O. On Human Nature. Cambrige (Mass.) - L., 1978, 296p.
- Wilson E.O. Sociobiology. The new synthesis. Cambrige (Mass) - L., 1975, 324p.