Философия Платона
Контрольная по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Философия Платона"
Автор работы: Елена
Страниц: 24 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Платон древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Из аристократической семьи, при рождении получил имя Аристокл; Платон прозвище.
У Платона учение о бытии (онтология) строится так, чтобы обосновать и сделать очевидным наличие соответствия между единицами членения языка (словами, предложениями и т.п.) и «единицами» онтологии (сущностями, из которых состоит мир). В учениях Платона выделяются первичные онтологические единицы, соответствующие определенным выражениям языка. Например, у Платона первичными элементами онтологической структуры являются идеи. Мир неизменных идей предшествует и определяет мир изменчивых вещей. Но идея является не просто первоэлементом бытия, первичной бытийной определенностью; это бытие, соответствующее абстрактному понятию, т.е. нечто, обозначаемое словом, принадлежащим к определенной категории языковых выражений, а именно, к существительным типа «красота», «мужество». Для характеристики идеи тот факт, что она обозначается абстрактным существительным, столь же важен, как и ее реальное существование: идеи существуют именно в качестве значений абстрактных понятий, так что невозможно ни выделить их, ни описать, что они собой представляют, игнорируя изначальную связь идеи со словом.
Если Сократ искал в «этической области» всеобщие и безусловные разумные нормы, то для Платона это вопрос онтологии, поскольку эти нормы обитают в умопостигаемом идеальном духовном мире, где и осуществляются в полноте.
1. Реальность идеального (горнего) мира
В своем учении о бытии Платон исходил из тех же предпосылок, что и элеаты (Парменид). Как и они, Платон считал, что этот мир, где нет ничего вечного, где все изменяется, возникает и гибнет, не может быть подлинным бытием. Афинское государственное устройство, обрекшее на смерть великого мудреца Сократа, также не достойно того, чтобы считаться истинным бытием.
Подобно элеатам, Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию.
Но в отличие от элеатов бытие у Платона, как и у Демокрита, предстает как множественное. Демокрит понимал бытие как физический атом, однако Платон отказывается идти по этому пути.
Все, что имеет части, рассуждает Платон, изменчиво и потому не тождественно себе, а, следовательно, в парменидовском смысле не существует. Значит, не существуют ни тела, ни пространство, в котором находятся все тела. Существовать а существование у Платона подразумевает вечность, неизменность, бессмертие может только то, что не имеет частей. Значит, в чувственном мире искать его бесполезно.
Мышление происходит из воспоминаний чрез слова. Память дает ему устойчивость против смены состояний во времени, слово освобождает его и от временной, и от пространственной дробности; таким образом, создаются условия для возможности мышления. Но что же требуется для его собственной действительности? В чем настоящая мысль? Ответ Платона: в идеях (эйдос), в смыслах (словах).
Из учения Гераклита о «всеобщем течении» Платон делает неожиданный вывод: раз все течет, ничто не пребывает в мире явления; стало быть, чувственным, являющимся, изменяющимся вещам нельзя приписать подлинного бытия. Стало быть, это бытие принадлежит чему-нибудь другому, не чувственному, а умопостигаемому. Ведь и Гераклит учил, что в потоке изменения пребывают тожественными только общие отношения, общий порядок или строй, закон или логос мира.
И Платон признает, что пребывающим бытием обладают только нормы; общие виды или формы сущего, постигаемые умом.
Таким образом, бытие Платон признает лишь за невидимым миром сверхчувственных, неизменных вечных идей. Ему противостоит изменчивая и преходящая сфера чувственных вещей (мир «становления»): здесь все только становится, непрерывно возникает и уничтожается, но никогда не «есть». «...Нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия...».
Критикуя тех, кто «признает тела и бытие за одно и то же», Платон утверждает, что истинное бытие «это некие умопостигаемые и бестелесные идеи», или эйдосы. В разных диалогах Платон употребляет разные термины: иногда он говорит «идея» (idea образ, вид, наружность), иногда «эйдос» (eidos образ, форма, вид).
Идеи Платон называет еще «сущностями»; греческое слово «сущность» (ousia) образовано от глагола «быть» (einai) (как и аналогичные понятия русского языка «существовать», «сущее», «сущность»).
Идеи суть прообразы (прототипы) реальности, по которым сформированы предметы видимого мира. Эти идеи существуют объективно, т. е. независимо от нашего познания и мышления. Значит, они не возникают благодаря актам нашего сознания, но познаются им. Поэтому позицию Платона называют объективным идеализмом.
Содержание работы
Введение.....
1. Реальность идеального (горнего) мира
2. Многогранность платоновских идей
3. Диалектика единства и множественности (диалог «Парменид»).
4. Учение о материи..
Заключение.....
Список литературы....
Использованная литература
- Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. и доп. М.,1997.
- Вундт В. Введение в философию. М., 2001.
- Горбачев В.Г. Основы философии. Курс лекций: Учебное пособие. -3-е изд., перераб. и доп. Брянск: Курсив, 2002. 352 с.
- Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие. М., 2000.
- Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия: Учебное пособие. М.: Логос, 2003. 432 с.
- Миголатьев А. А. Философия. М., 2001.
- Миронов В.В. Философия. Учебник. М., 1998.
- Скирбек Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И.Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. М., 2000.
- Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 1999.