Зарождение объективного идеализма в Древней Греции. Философия Парменида и Пифагора.
Реферат по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Зарождение объективного идеализма в Древней Греции. Философия Парменида и Пифагора."
Автор работы: Ольга
Страниц: 13 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции наблюдается бурный расцвет культуры и философии. За это время было создано новое, не- мифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным эле- ментом которой стало учение о космосе (космогония).
Согласно взглядам древнегреческих мыслителей этой поры, космос охватывает Землю, человека, животных, растения, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму, конечен по своим размерам, в нем происходит постоянный круговорот, все возникает, течет и изменяется. Но из чего все возникает, течет и изменяется. И из чего все возникает, и к чему все возвращается? Одни греческие мыслители (натурфилософы) считали, что основой вещей являются чувственно воспринимаемые предметы - вода, воздух, огонь; другие (пифагорейцы) видели эту основу в математических числах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, недвижимом бытии, которое можно постичь лишь разумом, но не чувствами; четвертые (атомисты) считали такой основой чувственно не воспринимаемые частицы (атомы), различающиеся между собой размерами, положением и фигурой. [6, c. 82]
Разумеется, все эти философские взгляды были во многом наивны и различались между собой, но им были присущи следующие общие черты. В частности, не порвав до конца с мифологией, греческие мыслители отводили богам второстепенное место и пытались объяснить мир из него самого.
1. Зарождение объективного идеализма в Древней Греции.
Наиболее крупными идеалистами Древней Греции были Сократ (и его ученик Платон, создавшие целую систему объективного идеализма.
Общепризнанным является тот факт, что родоначальником объективного идеализма в античной философии (да и в философии вообще) является все таки Платон. Однако, несомненное влияние на него оказали такие философы, как Пифагор, Парменид, Гераклит и Сократ.
В частности, от Пифагора Платон воспринял орфические элементы, имеющиеся в его философии: религиозную направленность, веру в бессмертие, в потусторонний мир, жреческий тон, а также свое уважение к математике и смешение интеллектуального и мистического.
От Парменида Платон унаследовал убеждения о том, что реальность вечна и вневременна, и что всякое изменение, с логической точки зрения, должное быть иллюзией.
У Гераклита Платон заимствовал негативную теорию о том, что в этом чувственном мире нет ничего постоянного. Эта доктрина в сочетании с концепцией Парменида привела к выводу, что знание не может быть получено через органы чувств, а только может достигаться только разумом. От Сократа Платон унаследовал интерес к занятиям этическими проблемами и тенденцию искать скорее телеологическое, чем механическое объяснение мира.
Платон сравнивал человеческое существование с пребыванием в подземелье. Закованный, повернутый спиной ко входу в пещеру, человек видит только тени вещей, которые он принимает за единственные реальности. Только понятия, если они правильно образованы, являются неизменными и дают действительное знание. Понятия образуются актом вспоминания идей, которые душа созерцала до того, как она соединилась с телом. Идеи существуют до предметов, выступают по отношению к вещам как их образцы, причины возникновения, смысловые структуры и цели, а вещи лишь причастны к идеям, подражают им, являются их тенями, подобиями или отпечатками.
Гносеология Платона основана на постулате бессмертия души, способной к перевоплощениям. Познание есть оживление и пробуждение памяти о созерцаемых сущностях.
В социологии Платон также проводил принципы объективного идеализма и выступал против древнегреческой рабовладельческой демократии, противопоставив ей идеал замкутого авторитарного общества (навеяно военизированным устройством Спарты) с жесткой социальной стратификаций (философы-правители, воины-стражники, земледельцы и ремесленники). Каждому сословию соответствует своя добродетель мудрость, мужество и воздержанность (т. е. выполнение каждым соответствующей ему в государстве функции), в сочетании образующие высшую добродетель справедливость. Мысль о принципиальном тождестве человеческой природы и общественного устройства (государства) в дальнейшем в новых интерпретациях неоднократно воспроизводилась в философии.
В учении Платона древнегреческий идеализм принимает форму мировоззрения. Литературное философское наследие "корпус Платона" составляет свыше 30 диалогов. [4, c. 59]
Методологический принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей. Описание взаимоотношений между ними составляет ядро его философского учения. Чувственный мир вещей рассматривается как "не истинно сущий": предметы, познаваемые чувствами, непрерывно возникают и исчезают, в них нет ничего постоянного, а, следовательно, истинного. Сущность вещей заключена в бестелесных, нечувственных формах, которые постижимы лишь разумом, сознанием. Они и названы Платоном "видами" или "идеями". Каждому классу или виду материальных чувственных предметов соответствует определенная идея, в которой заключена их суть.
Есть определенное сомнение по поводу того, в какой мере Платон на самом деле придерживался «платоновской теории идей». Ведь он сам выдвинул серьезные аргументы против этой теории. Возможно, Платон был больше «неоплатоником», наподобие Августина, чем «платоником». Важно не забывать, что собственная позиция Платона развивалась. Вначале, работая над прояснением и пониманием понятий (сократовские диалоги), Платон был близок к Сократу. Затем Платон пытался доказать, что идеи обладают независимым существованием. Это привело его к формулировке теории идей. Наконец, Платон, побуждаемый внутренней динамикой проблематики анализа понятий и всеобщего, выдвинул диалектическую эпистемологию.
Теория идей может быть интерпретирована подобно натурфилософским учениям, стержнем которых был онтологический вопрос: «Что реально существует?» Ответ досократиков заклюался в утверждении существования различных элементов или первоначал. Другие философы, подобно пифагорейцам, постулировали существование структур или форм того, что Платон называет идеями. Именно идеи являются первичной реальностью, то есть субстанцией.
Если действительно мир «раздвоен», то есть имеются два сособа существования (чувственные веши и идеи), то тем самым создаются условия для общезначимой этики (нравственности). В таком случае мы определенным образом объясняем, как можно утверждать, что добро есть нечто объективно существующее».
Платон разрабатывает теорию познания, методологической установкой которой является так называемое "припоминание". До своего вселения в оболочку тела душа, находясь в мире чистых идей, всесторонне созерцала сущность мира. Но перемещаясь с платоновых облаков на землю, душа "забывает" о прежней идеальной жизни. Противоречия чувственного мира будят воспоминания, побуждают к размышлению, припоминанию о подлинной сущности мира. Процесс припоминания проявляется как искусство диалектики. Теоретические размышления Платон сопровождает яркими образами, аналогиями, сравнениями. Так, теорию познания он популярно разъясняет через образ пещеры. Человек познающий это пленник, скованный цепями (чувствами) и помещенный спиной к входу. На противоположной стене пещеры он видит тени предметов, зверей, людей, изображения которых проносятся перед входом. Задача познания состоит в том, чтобы за неясными бликами и тенями раскрыть подлинный мир образов, "вспомнить" истинный мир. [3, c. 68]
Платон приводит пример с классом коней. Существуют реальные кони в реальном мире, им соответствует идея коня в мире бестелесном. Как можно убедиться в том, что эти идеи существуют? Обычным способом - никак. Идеи нельзя пощупать, их нельзя увидеть, осязать. Идеи можно «созерцать» только умом. Платон в единичных вещах вычленяет общее и переносит его в «занебесную» область. Так появилось идеальное, нечувственное и даже сверхчувственное бытие. [5, c. 37]
Платон сторонник переселения души: она бессмертна и постоянно перевоплощается. Диалектика взаимоотношения души и тела рассматривается через образ двух коней Белого (благородные страсти) и черного (низменные страсти). Возничий этой сиволической упряжки разумная душа, которая сама выбирает свою дальнейшую участь. Совершенные души навсегда поселяются в царстве идей. Обладающие разумной душой становятся философами, аффективной воинами, вожделенной ремеслениками и землевладельцами.
Воспитание создает предпосылки победы человека над страстями и вожделениями. Но для большинства идеал совершенства недосягаем и поэтому необходимы государство и законы. Платон выступает ревнителем государственных интересов, предлагает ограничение личной собственности, общность жен и государственное воспитание детей.
Содержание работы
Введение 3
1. Зарождение объективного идеализма в Древней Греции. 4
2. Философия Парменида и Пифагора. 8
Заключение 11
Список использованных источников 13
Использованная литература
- Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Справочник студента. М., 2000.
- Корявко Г.Е. Философия как форма общественного сознания. Очерки теории и истории. М., 1990.
- Основы философии. // под ред. Несмеянова Е.Е. Ростов-на-Дону, М., 2002.
- Смирнова Н.Н. Конспект лекций по философии; СПб., 2000.
- Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для вузов. В 2 ч. Ч.1. М., 1994.
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1988.