КУРСОВАЯПути эстетического воспитания младших школьников в процессе досуговой деятельности
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"КУРСОВАЯПути эстетического воспитания младших школьников в процессе досуговой деятельности "
Автор работы: Марина
Страниц: 30 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Формированию эстетических чувств у детей придавали большое значение В.Г. Белинский, С.А. Наумов, В.А. Сухомлинский, Е.А. Флерина, К.Д. Ушинский, П.М. Якобсон и другие. Они отмечали, что эстетические чувства оказывают положительное влияние на культуру школьника, тонизируют его психофизиологические функции, способствуют формированию социальных чувств.
В работах отечественных педагогов, психологов показана необходимость развития и формирования у детей и подростков эстетического наслаждения, положительной эмоциональной отзывчивости, эстетической радости, чувства прекрасного и т.д.
Цель курсовой работы – изучить пути эстетического воспитания младших школьников в процессе досуговой деятельности.
Объект - эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет – процесс формирования эстетических чувств у младших школьников в досуговой деятельности.
Гипотеза заключается в том, что формирование эстетических чувств у младших школьников возможно при создании определённых педагогических условий. В качестве таких условий выступают:
- поэтапное формирование социально-эстетических чувств у младших школьников в художественной деятельности во внеурочное время;
- разнообразие содержания коллективных занятий, темы которых интересны для детей;
- опора на традиции проявления внимания к членам коллектива, на взаимодействие в совместной художественной досуговой деятельности;
- направленность внимания в процессе деятельности на необходимость проявления доброжелательности, поддержки, взаимопомощи, положительного эмоционального отношения к окружающему, к сверстникам.
В соответствии с поставленной целью выдвинуты следующие задачи:
1. Раскрыть сущность эстетического воспитания младших школьников.
2. Охарактеризовать сущность эстетических чувств у младших школьников.
3. Выявить особенности и определить возможности досуговой деятельности младших школьников для развития у них эстетических чувств.
4. Изучить опыт организации досуговой деятельности младших школьников в целях эстетического воспитания на основе ГУО «Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Светлогорска».
Методологической основой при написании курсовой работы явились: положения о социальном становлении и развитии личности (П.П. Блонский, Р.Г. Гурова, Е.А. Леванова, А.В.Мудрик, С.Н. Щеглова, Д.И. Фельдштейн, Г.Н. Филонов и другие); положения философии и эстетики об эстетическом воспитании и его значении для формирования личности (Ю.Б. Борев, А.И. Буров, Б.Т. Лихачев, В.А. Разумный, В.Н. Шацкая, СТ. Шацкий и другие); труды по искусствознанию и педагогике, обосновывающие целесообразность использования комплексного воздействия искусств на социально-художественное развитие детей (А.В. Антонова, Л.Г. Арчажникова, А.Ю. Го-нарчук, Т.С. Комарова, Л.А. Рапацкая, А.И. Савенков, Л.Г. Савенкова, Н.П. Сакулина, Н.М. Сокольникова, В.Н. Шацкая, Е.А. Флерина и другие);
Для решения задач курсовой работы были использованы следующие методы: анализ искусствоведческой, психолого-педагогической литературы, наблюдение, изучение результатов досуговой деятельности младших школьников, опросные беседы.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………….6
1. 1. Сущность эстетического воспитания…………………………………………..6
1.2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте........9
1.3. Формы и методы эстетического воспитания младших школьников в досуговой деятельности……………………………………………………………..11
2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ПРИМЕРЕ ГУО «СОШ № 11 Г. СВЕТЛОГОРСКА»………………………..16
2.1. Цели и задачи работы педагогического коллектива СОШ № 11 по эстетическому воспитанию учащихся……………………………………………...16
2.2. Содержание работы педагогического коллектива по эстетическому воспитанию младших школьников и анализ результатов и эффективности проделанной работы………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………….6
1. 1. Сущность эстетического воспитания…………………………………………..6
1.2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте........9
1.3. Формы и методы эстетического воспитания младших школьников в досуговой деятельности……………………………………………………………..11
2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ПРИМЕРЕ ГУО «СОШ № 11 Г. СВЕТЛОГОРСКА»………………………..16
2.1. Цели и задачи работы педагогического коллектива СОШ № 11 по эстетическому воспитанию учащихся……………………………………………...16
2.2. Содержание работы педагогического коллектива по эстетическому воспитанию младших школьников и анализ результатов и эффективности проделанной работы………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………….6
1. 1. Сущность эстетического воспитания…………………………………………..6
1.2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте........9
1.3. Формы и методы эстетического воспитания младших школьников в досуговой деятельности……………………………………………………………..11
2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ПРИМЕРЕ ГУО «СОШ № 11 Г. СВЕТЛОГОРСКА»………………………..16
2.1. Цели и задачи работы педагогического коллектива СОШ № 11 по эстетическому воспитанию учащихся……………………………………………...16
2.2. Содержание работы педагогического коллектива по эстетическому воспитанию младших школьников и анализ результатов и эффективности проделанной работы………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЯ
Использованная литература
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Нормативные правовые акты
- Кон¬цепция модернизации белорусского обра¬зования. - Мн.. 2003.
- Об образовании: Закон Республики Беларусь. - Мн., 1996.
- Специальная
- Арлова Г.П. Беларуская народная педагогіка. - Мн., 1993.
- Беларускі фальклор: Хрэстаматыя, 2-е выд., дап. /Склад. К.П. Кабашнікаў, А.С. Ліс, А.С. Фядосік, І. К. Цішчанка. - Мн., 1977.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: МГУ, 2003. – 217 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский. - М.: Наука, 1987. – 245 с.
- Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. -М., 2001.
- Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. - М.: МГУК, 2005. – 210 с.
- Кон И.С. Социология личности. М., 1987.
- Кольридж СТ. Роль творческого воображения в воспитании: Избр. труды / Сост. В.М. Герман - М., 1987.
- Лосев Ф.А. Эстетика / Философская энциклопедия. - М., 1970. - Т. 5.
- Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. - М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. - 48 с.
- Наседкина Г.А. Опыт социокультурной деятельности школьников в системе дополнительного образования //Дополнительное образование. – 2006. - №5.
- Панцялей Р.М. і інш. Як адзначаць з дзецьмі народныя святы. - Мн., 1993.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001.
- Российская педагоги¬ческая энциклопедия. - М., 1998.
- Савина О.А., Сиверина О.А. Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе. 1 – 11 классы. - Волгоград, 2006.
- Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике: интегрированный курс. В двух частях. Часть 1 _ Е.Ф. Сивашинская. - Мн.: Вышэйшая школа, 2007. – 435 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев. А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.
- Соловьев B.C. Красота в природе. Соч. в 2 т. / Общ. ред. и сост. А.В. Гулыги, Ф.А. Лосева. - М., 1988. - Т. 2. - С. 351-389.
- Храмцова Ф.И. Воспитательная система современной школы. Пособие для педагогов. - Мн., 2001.
- Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1994.
- Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. / Примеч. С.А. Аверинцева, Т. Бочарова. - М., 1979.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности. - М.: Логос, 2005. – 356 с.
- Ягненкова Н.В. Эстетическое воспитание. Актуальность и вечность проблемы// Вопросы образования. – 2007. - №12.
- Язовицкий С.В. Выразительное чтение – важнейшее средство эстетического воспитания учащихся. – М., 1998.