Антон Семенович Макаренко
Реферат по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Антон Семенович Макаренко"
Автор работы: Великороднов Виктор
Страниц: 9 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Педагогические поиски А. С. Макаренко
Выдающийся отечественный педагог Антон Семенович Макаренко (1888-1939) творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-1930-х гг., определив и разработав ряд новых проблем воспитания. Спектр научных интересов Макаренко распространялся на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.
В педагогическую науку А.С. Макаренко пришел как блестящий практик: в 1917-1919 гг. он заведовал школой в Крюкове; в 1920 г. принял руководство детской колонией под Полтавой (в дальнейшем колония имени Горького); в 1928-1935 гг. работал в детской коммуне имени Дзержинского в Харькове. Со второй половины 1930-х гг. Макаренко фактически был отстранен от педагогической практики и в последние годы жизни занимался научным и писательским трудом. Из-под его пера вышли ставшие уже классикой педагогические сочинения: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей" и др.
А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как "прежде всего практически целесообразную науку". Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренкотезис параллельного действия, т. е. органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются "свобода и самочувствие воспитанника", который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия.
Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макарен¬ко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности.
Творчество Макаренко пришло в противоречие с антигуманной сталинской педагогикой, насаждавшей идею воспитания человека-винтика в гигантской социальной машине. Макаренко же исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества.
Содержание работы
1. Педагогические поиски А. С. Макаренко 2. Литературно – педагогическое наследие А. С. Макаренко
Литература
Использованная литература
- Дружинский А. Н.
- История педагогики: Учеб. пособие для студ. Педвузов. – М.: Гуманит.
- изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 432 с.
- Костелянец Б.
- А. С. Макаренко критико – биографический очерк, М.:
- Государственное издательство художественной литературы 1999 – 365
- с.
- Козлов И. Ф.
- Педагогический опыт А. С. Макаренко: Кн. для учителя/Сост. И авт.
- вступ. ст. В. М. Коротов. – М.: Просвещение, 2006. – 159 с.