русская народная сказка
Дипломная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"русская народная сказка"
Автор работы: Соловьёв Александр
Страниц: 108 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. Сказка, как показано в ра¬боте Д.М. Арановской-Дубовис, как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами.
В русской народной сказке заключено богатое содер¬жание — и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими). В.П. Аникин указывал, что "сказки — своего рода нравственный кодекс народа, их героика — это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека".
Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставлен¬ные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка-дошкольника, заставляет делать выводы.
Сказка, по мнению А.В. Запорожца, "выполняет важ¬нейшую роль в развитии воображения — способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятель¬ность взрослого".
Все это указывает на большие возможности сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим ("поклонился в пояс", "ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила", "Здравствуй, кумушка, хлеб да соль").
Таким образом, при правильном подборе сказок с уче¬том возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации после¬дующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка. Сказка – мощное орудие социализации ребенка. В процессе воспитания и в течение всей последующей жизни человек воспринимает и воспроизводит образцы поведения, заложенные в первые годы жизни.
Рассмотрение феномена сказки необходимо осуществлять через призму этнопедагогики. Весь этнос в целом является ее носителем. Но ядро, сердцевина русской народной культуры и педагогики — русская крестьянская культура и крестьян¬ское воспитание.
Так как земледелие исстари было основным занятием населения, проживающего в Европейской части России, оно и определяло быт человека; земледельческий характер но¬сило большинство праздников и обрядов, детей очень рано подготавливали к будущей работе на земле. Сложившаяся народная культура являлась традиционной и не подверга-лась значительным внешним влияниям.
Вся жизнь сельского жителя, его трудовая деятельность и хозяйственный уклад регулировались реальными услови¬ями — сменой времен года. В связи с изменениями в приро¬де и предопределяемыми ими особенностями трудовой дея¬тельности людей находились календарное исчисление, на¬родные праздники, обычаи, фольклор; приметы, игры, раз¬влечения также были привязаны к природным изменениям.
Оставаясь самым многочисленным сословием в России (около 80% от всего населения), крестьянство в XIX в. было создателем, носителем и хранителем национальной куль¬туры. Оно выработало и свою воспитательную систему.
Можно отметить, что, когда мы говорим о народной пе¬дагогике, имеем в виду два ее пласта. Один — это то, что можно назвать средой обитания ребенка: природа, быт, ус¬ловия жизни, виды трудовой деятельности и т.п. Второй — собственно педагогический: воздействие взрослых на ребен¬ка с целью передачи ему какого-то знания (через фольклор, религию, игру, обычаи и т.п.). Оба пласта одинаково значи-мы, и без знания их невозможно понимание народных ос¬нов воспитания.
Сколь актуален вопрос воспитания детей, столь же актуален вопрос средств воспитания. В ряду этих средств особое место занимает именно сказка. Ее значимость и незаменимость неоспоримы.
Данная дипломная работа состоит из двух глав. В первой раскрываются вопросы истории исследований педагогического аспекта сказки, понятие народной педагогики, а также роль сказки в народной педагогике. Вторая глава посвящена методическому аспекту проблемы применения сказки в деле воспитания дошкольников.
Объектом исследования явилась русская народная сказка.
Предмет исследования: педагогическая функция русской народной сказки.
Цели работы:
- раскрытие понятия и сущности народной педагогики;
- выявление значения сказки в народной педагогике;
- описание современного представления о сказке как элементе народной педагогики;
- раскрытие методического и практического аспекта сказки в процессе воспитания дошкольников.
Задача исследования: исследование влияния сказки на процесс формирования духовно-нравственной основы личности.
Методы исследования: сравнительно-исторический, типологический.
Гипотеза исследования: сказка является важнейшей и неотъемлемой составляющей процесса воспитания дошкольников. В исследовании раскрыта роль и значение сказки в процессе воспитания различных групп дошкольников.
Научная новизна исследования заключается в уточнении описанных в литературе сведений о роли сказки в педагогике и ее влиянии на духовность и нравственность формирующейся личности.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………...3
Глава I. История изучения педагогического аспекта сказки………...6
1.1 Понятие народной педагогики. Наука о народной педагогике….6
1.2 Педагогический аспект русской народной сказки в исследованиях 19 – начала 20 веков………………………………………….13
1.3 Современное представление о сказке как элементе народной педагогики……………………………………………………………………...27
Выводы по первой главе……………………………………………...51
Глава II. Сказка в системе воспитания дошкольников: методический аспект…………………………………………………………………………...52
2.1 Воспитательный потенциал народной сказки…………………..52
2.2 Роль народной сказки в воспитании младшей возрастной группы дошкольников………………………………………………………………….63
2.3 Роль народной сказки в воспитании средней возрастной группы дошкольников………………………………………………………………….72
2.4 Роль сказки в воспитании старшей подготовительной группы дошкольников………………………………………………………………….81
Выводы по второй главе……………………………………………...86
Заключение……………………………………………………………88
Библиографический список………………………………………….91
Приложения…………………………………………………………...94
Использованная литература
- Азодовский Г.А. История русской фольклористики. I том, М., 1963
- Алексеев О.Б. Русские народные сказки. М., 1988
- Аникин В.П. Сказки народов мира. М., 1983
- Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1978
- Аникин В.П. К мудрости ступенька. М., 1988
- Афанасьев А.И. Народные русские сказки. М., 1990
- Афанасьева А.И. Народ-художник. М., 1990
- Афанасьев А.И. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1. -
- М., 1965
- Бажов П.П. Сказки. Соч. в 3-х тт. Т. 1. - М.: изд-во «Правда», 1976
- Бажов П.П. Сказки. Соч. в 3-х тт. Т. 2. - М.: изд-во «Правда», 1976
- Бажов П.П. Сказки. Соч. в 3-х тт. Т. 3. - М.: изд-во «Правда», 1976
- Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990.
- Ведерникова И.М. Русская народная сказка. СПб, 1992
- Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974
- Воробьев В.И. Сказки по мотивам русского фольклора. Пермь, 1973 г.
- Детская // А.А. Сафонова. Воспитание сказкой. 1989, №8.
- Дети и народные традиции. Материалы Пятых Виноградовских чтений. Часть I, часть II. Челябинск, 1991 г.
- Дошкольное воспитание // Дорофеева М.С. Сказочная ярмарка: развлечения для детей дошкольного возраста. 2001, №5.
- Дошкольное воспитание // Н.О. Зурабова. Разыгрываем сказку. 2001, №2.
- Дошкольное воспитание // Н.И. Зурабова, Игровые занятия по сказкам. №3, 2006 г.
- Домашняя школьная библиотека // А.Л. Житких, Воспитание сказкой детей дошкольного возраста. №4, 5. 2005 г.
- Домашняя школьная библиотека // О.И. Черновицкая, Развивающие сказки. №1, 2005 г.
- Дошкольное воспитание // Н.Н. Гойко. Сказка учит находить общий язык. 2003, №9.
- Домашнее воспитание // Реньева И.О. Как мы с Мишей читаем русские сказки. 2003, №4.
- Дошкольное воспитание // Короткова Н.М. Художественная в образовательной работе с детьми дошкольного возраста. 2001, №9.
- Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. Дошкольное воспитание. М., 1977
- Зуева Г.В. Волшебная сказка. М., 1993
- Кукушин Н.А. Этнопедагогика. М.: 2002.
- Лазарев А.И. Сто уроков народоведения. Челябинск, 1997
- Литвин Э.С. Русская народная сказка для детей младшего возраста. Л., 1959
- как фактор культуры. Тюмень, 1996
- Лихачев Д.С. Экология культуры. М., 1979
- Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество. Детство. Сост. В. Аникин. М.: Художественная , 1991
- Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 2. Детство. Отрочество. Сост. В. Аникин. М.: Художественная , 1994
- Народная педагогика воспитания детей, подростков и молодежи: Материалы VII Виноградовских чтений. В 2-х ч. Екатеринбург, 1993
- Народная педагогика – основа воспитания подрастающего поколения. Уфа, 1992.
- Макушина Е.Б. Реализация воспитательного потенциала народной педагогики. С.-Пб., 1998 г.
- Мелетинский Е.М. Герои волшебных сказок. М., 1982
- Начальная школа // Антепова В.А. Путешествие в страну русских сказок. 2003, №5.
- Начальная школа // Львова М.Е. Русская народная сказка на уроке и на внеклассном занятии. 2001, №12.
- Народные русские сказки // Сб. А. Н. Афанасьева /Вступ. статья В.А. Аникина. - М.: Правда, 1982
- Пропп В.Я. К вопросу о происхождении волшебных сказок. М., 1974
- Пропп В.Я. Русская сказка. Ленинград, 1984
- Пропп В.Я. Мифология сказки. Ленинград, 1928
- Смолякова Е.А., Мутовкин С.Л. Лунные мотивы на страницах сказок «Тысяча и одна ночь».
- Традиционный фольклор в современной жизни. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Челябинск: ЧГИИК, 1997