Формирование лексического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня
Дипломная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Формирование лексического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня"
Автор работы: Балашова Анастасия
Страниц: 69 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность исследования. Дошкольное детство - период, когда осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения, появляется готовность к овладеванию разнообразными знаниями об окружающем мире.
Активное общение с окружающим способствует формированию языкового запаса, грамматического строя речи. Овладевая предметными и морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребенок приобретает возможность пользоваться полноценной, развернутой, связной, грамматически и фонетически правильной речью.
Эффективным средством словарной работы является игра. Именно в игре возрастает речевая активность. Игра предполагает сотрудничество, совместный выбор картинок, маршрутов, их сравнение, обсуждение особенностей предметов, способов их классификации. Это способствует активизации имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения задания происходит взаимный обмен знаниями, опытом. Игра предполагает взаимоконтроль и оценку действий, решений сверстников. Это усиливает влияние детей друг на друга, повышает их самостоятельность и ответственность за ход игры и ее результат. Детям предоставляется возможность выбора из суммы знаний, которыми они уже овладели, нужные для данной ситуации.
Словарная работа значима и актуальна в наши дни. Многие дети не могут самостоятельно овладевать языковыми обобщениями в силу ряда причин. Им необходима помощь специалиста. Только систематические занятия смогут оказать реальную помощь ребенку с речевым расстройством, подготовить к следующему очень важному этапу в жизни ребенка - поступление в школу - этапу, который изменит социальную ситуацию его развития.
Коррекционное обучение в игровой деятельности охватывает широкий диапазон речевого развития: оно начинается с первых детских слов и заканчивается развернутой фразовой речью, когда ребенок может самостоятельно выражать свои мысли.
Значимость этой проблемы отмечается в трудах многих авторов (Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.А. Ткаченко, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Л.В. Лопатиной, М.В. Боганова-Березовского, В.К. Орфинской, Б.М. Гришпуна).
Цель исследования. Разработка коррекционно-педагогического комплекса, направленного на формирование лексического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
Объект исследования – возможности формирование лексического строя речи дошкольников с ОНР III уровня.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования лексического строя речи дошкольников с ОНР III уровня.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены задачи исследования:
- изучить степень разработанности в современной научной психолого - педагогической литературе проблемы формирования лексического строя речи дошкольников с ОНР III уровня;
- в ходе констатирующего эксперимента изучить состояние и динамику формирования лексического строя речи дошкольников с ОНР III уровня;
- разработать коррекционно-педагогический комплекс для оптимизации формирования лексического строя речи дошкольников с ОНР III уровня.
Методы исследования: аналитический обзор общей и специальной психолого-педагогической литературы; моделирование педагогического процесса.
Теоретическая значимость исследования: исследование формирования лексического строя речи дошкольников с ОНР имеет значение не только для коррекционной педагогики, но и для дошкольной педагогики и детской психологии. Это позволит создавать продуктивные технологии в разных областях дошкольного образования с возможностью оптимизации формирования лексического строя речи.
Практическая значимость исследования. Коррекционно-педагогический комплекс служит совершенствованию системы логопедической помощи детям с ОНР, поэтому он может быть рекомендован для использования в учреждениях и в семьях, где воспитываются дети с ОНР.
Гипотеза исследования: В начале нашего исследования мы предполагаем, что:
1. У детей дошкольного возраста с ОНР отмечается недоразвитие лексического строя речи.
2. Специально организованная системная логопедическая работа обеспечивает обогащение словарного запаса у данной категории детей и делает процесс дальнейшего школьного обучения более эффективным.
Содержание работы
Введение……………………………………..………………………….….3
Глава 1. Современные научные концепции, отражающие основы формирования лексического строя речи у дошкольников с ОНР
1.1 Понятие, сущность и виды общего недоразвития речи у дошкольников. Особенности ОНР III уровня……………………………6
1.2. ОНР в дошкольном возрасте и его влияние на формирование лексического строя речи дошкольников………………………………..15
1.3. Коррекционная работа с дошкольниками с ОНР III уровня: проблемы, перспективы, значение……………………………………...25
Глава 2. Характеристика лексического строя речи у дошкольников с ОНР
2.1. Организация, цели, задачи исследования…………………………33
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования…………38
Заключение……………………………………………………………..…33
Глава 3. Логопедическая работа по формированию лексического строя речи у дошкольников с ОНР в игровой деятельности
3.1. Методы и приемы работы над лексическим строем речи детей дошкольного возраста……………………………………………………40
3.2 Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений……….42
3.3 Конспекты занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений…………………………………………48
Список литературы……………………………………………………….58
Приложения……………………………………………………………….61
Использованная литература
- Бурлакова М.К. Советы логопеда, М., В.Секачёв, 2001
- Волкова Л.С. (редактор), Логопедия. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “дефектология”, М., Просвещение, 1989
- Волкова Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - С.- П.: «Детство - Пресс», 2003.
- Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. - С.- П. 2002
- Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием. - М., 2001.
- Дьякова В.А. Логопедический массаж, Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, М., Издательский центр “Академия”, 2003
- Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. //Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1961.
- Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург, 1999.
- Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. - М., 1987.
- Краузе Е.Н. Логопедия, Санкт-Петербург, Корона принт, 2002
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб., 1999.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб., 2001.
- Ленок Я.Я. Коррекционно-развивающие упражнения. /№ 4,5, 1996.
- Логопедия. /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М., 2003.
- Логопедия. Методическое наследие. /Под ред. Л.С.Волковой. - Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. - М., 2003.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у детей. - СПб., 2001.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок, М., Просвещение, 1982
- Малышко А.А. Обучение старших дошкольников с нарушениями речи употреблению синонимов. /№ 6, 2000.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991.
- Миронова С.А. Речь взрослого как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи. /№ 4, 1986.
- Основы теории и практики логопедии. /Под ред. Р.Е.Левиной. - М.,1968.
- Рахимова Ж.Т. Проявление общего недоразвития речи у детей шестилетнего возраста и пути его коррекции в условиях массового обучения. /№ 1, 1988.
- Резниченко Т.С. Раннее обучение чтению детей при различных речевых нарушениях. /№ 4, 1994.
- Савчук Е.Я. Обучение детей с общим недоразвитием речи согласованию слов-признаков с существительными. /№ 4, 2000.
- Селивестров В.И. (редактор) Понятийно-терминологический словарь логопеда, М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997
- Соколова Н.В. Обучение детей с ФФНР и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм. /№ 1, 1999.
- Спирова Л.Ф. Некоторые вопросы обучения грамматике и правописанию детей с общим недоразвитием речи.//Специальная школа, 1963, № 4.
- Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М., 2000.