Кукла как средство воспитания и развития ребенка
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Кукла как средство воспитания и развития ребенка"
Автор работы: Юлия
Страниц: 37 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Глава 3. Педагогический эксперемент
В качестве темы исследования мы выбрали поиск ответа на вопрос о том, вызывает ли Барби преждевременный интерес дошкольников к половой жизни взрослых.
3.1. Планирование педагогического эксперемента
Гипотеза нашего исследования касается именно нормы понимания дошкольниками половых отношен как содержания их игры и основывается на теоретических представлен ях об акте развития и предметное игры. Мы предположили, что с ответствующим дошкольному возрасту и адекватным для понимания отношений между полами сюжетом игр будет такой, в котором:
а) два типа жизни (взрослой - половой и детской - бесполовой) отделены друг от друга и локализовав разных семантических пространен и времени;
б) разыгрывается переход от одного пространства к другому как основное событие игры.
Эксперимент состоял из двух частей. В первой части мы инициировали игру с куклами типа Барби и соблюдали за ней, во второй час следили за играми детей с обычны куклами ("не Барби").
В эксперименте участие в а 13 детей в возрасте от 3 до 7 лет (10 девочек и 3 мальчика). Из них пятеро принимали участие в об частях эксперимента, с остальными были проведены игры только с Барби или только с обычными куклами.
С каждым ребенком было проведено по три игры, с пятью детьми по шесть игр (по три на каждую куклу). Всего было получено 56 игровых протоколов. Дети играли в привычной для них обстановке детского сада. Для игры они могли выбирать все знакомые им игрушки, а также кукол, принесенных экспериментатором, который предлагал набор кукол типа Барби (а также нужные для игры с ними атрибуты) или обычных кукол с необходимыми атрибутами.
В наборе кукол Барби были сама Барби, одетая в красивое белое платье, с заплетенной косой, с бусами и браслетом; Кен в брюках, рубашке и ботинках, с браслетом на руке; кукла Вероника (русский варинт Барби), одетая в брюки и блузку, с распущенными волосами, без украшений; кукла "малыш" (пупсик) в комбинезоне. Аксессуары к куклам: расчески, фен, зеркала, несколько предметов привлекательной одежды, предметы косметики (помада, крем для лица, для рук, лак для ногтей), парфюмерии (духи, шампуни и т.д., прилагающиеся к кукле Барби) и "Розовый дом" Барби (в играх детей 6-7 лет).
До начала собственно экспериментальной работы проводилась серия вводных игр, когда экспериментатор приходил в группу, чтобы дети с ним познакомились и привыкли к нему; он не показывал экспериментальных кукол, а играл в игры, затеянные детьми. Данные вводных игр не подвергались анализу. Собственно эксперимент с детьми младшего возраста проводился индивидуально, а со старшими как индивидуально, так и с двумя детьми (здесь экспериментатор почти не участвовал в игре). Взрослый предлагал ребенку поиграть с ним в игру, которую выберет сам ребенок. Если он выбирал игру в куклы, начиналась фиксация данных; если ребенок предпочитал другую игру, то спустя некоторое время экспериментатор предлагал ему поиграть с принесенными им куклами. Если ребенок соглашался, ему предоставляли возможность взять тех кукол, с которыми он хотел играть, а взрослый играл с остальными куклами.
В наборе принесенных экспериментатором обычных кукол были большие куклы более взрослых девочки и мальчика (в игре они могли использоваться в качестве взрослых) и маленькие куклы девочки и мальчика (в игре они могли использоваться детьми в качестве малышей). Кроме того, были четыре куклы неопределенного возраста, которые могли исполнять роль, как взрослых, так и детей.
Аксессуары, которые предлагались к обычным куклам, были аналогичны аксессуарам Барби, но больше по размеру. Игровыми атрибутами были маленькие, но настоящие расчески, зеркала, предметы одежды (несколько платьев, в том числе и белое), подходящие для разных кукол, коробочки и баночки от косметики и парфюмерии и т.д., а также предметы-заместители недостающих аксессуаров (так, деталь от конструктора, имеющая форму буквы «г», заменяла фен).
Данные наблюдения по каждой игре оценивались по следующим показателям:
1. Тема игры.
2. Сюжет игры и его структура:
а) последовательность игровых действий;
б) семантческие пространства;
в) переходы между ними. 3. Инициатива:
а) взрослого;
б) ребенка (особенно то, какую роль в игре выполняет кукла).
Нас прежде всего интересовала частота следующих ролей (амплуа) куклы: "мама", "красавица", "женщина" (поведение сексуально окрашено).
Мы предположили, что действия характерные для этих ролей, могут быть следующими: "мама" - все действия ухаживания за членами семьи и домом; "красавица" - все, что связано с зеркалом и украшением себя, исключая гигиенические процедуры (роль истинной "красавицы" не предполагает наличие других ролей - "мамы" или "жены"); действия, связанные с интимной жизнью взрослых (например, кукол укладывают раздетыми в одну постель, накрывают одеялом, и они целуются).
4. Повторы тем игр, игровых действий и их смысловая нагрузка.
3.2. Анализ результатов эксперемента
Темы игр определялись в соответствии с тем, что для детей было главным в игре. Тема игры отличается от сюжета - она "говорит" о том, про что игра, во что дети играли. Ниже перечислены полученные в эксперименте темы (в играх с обоими типами кукол).
В «маму» - дети называли куклу мамой, она выполняла обязанности мамы, хотя у нее могло не быть своих детей, тогда она ухаживала за чужими детьми.
В «семью» - имелась полная кукольная семья с мамой, детьми и папой, который принимал непосредственное участие в жизни дома и воспитании детей.
В «мужа и жену» - в игре принимала участие семейная, но бездетная пара.
Во «взрослую дочку» - кукла ребенка приходилась взрослой дочерью куклам экспериментатора, которые выполняли роли ее родителей.
В «танцы» - центральным моментом игры являлись сборы на танцы и сами танцы.
В «свадьбу» - главным моментом игры являлись свадьба кукол и приготовление к ней.
В «дракончика» - ребенок вместо куклы выбирал другую игрушку - дракончика и развертывал свой сюжет.
В «гонки» - ключевым моментом игры являются гонки на машинах и победа в них.
В «поход на пляж» - основным моментом игры было посещение куклами пляжа, загорание и купание.
В «девушек-подружек» - куклы в игре являются подружками, которые все делают вместе.
В «свидание Кена и Барби» - центральным моментом игры является свидание Кена и Барби как жениха и невесты.
В «девушек-красавиц» - стержнем игры являлось наведение красоты кукол, которые живут одни.
В «дочки-матери» - в игре принимали участие кукла-мама и ее дети, а папы в игре не было (его участие и не предполагалось).
Во «взрослую девушку» - аналогично взрослой дочери, но у куклы не было родителей, и она жила самостоятельно.
В «сына» - кукла выступала и роли сына и выполняла соответствующие действия.
Общее число тем в играх с различными куклами не совпадало. В играх с Барби их было в два раза больше, чем в играх с обычными куклами. Хотя количество данных в нашем исследовании ограничено, полученные результаты свидетельствуют о том, что игровой материал Барби наталкивает ребенка на разыгрывание более разнообразных игровых тем, чем наши обычные куклы.
До 5 лет темы игр с обеими куклами почти совпадают. Различия в выборе темы игры начинали проявляться после 5 лет.
В игре с Барби появились темы игр в "мужа и жену", в "танцы", в "свадьбу" (которых в этом возрасте в играх с обычными куклами не было); некоторые из них сохранились в 6 и 7 лот (в играх с обычными куклами их в 6 и 7 лет тоже не было). В играх с обычными куклами после 5 лет появилась игра в "девушек-подружек" (которой не было в играх с Барби в 5 лет). Тема "девушки-подружки" сохранилась и в 6 лет (с Барби таких тем в этом возрасте меньше). В 7 лет увеличилось число игр во "взрослую девушку" (эта тема появилась в 6 лет). Данной темы в играх с Барби вообще не было.
Смысловая близость некоторых тем позволила нам выделить всего четыре группы тем.
1. Семейные отношения:
а) детско-родительские - игры в «маму», в «семью», во «взрослую дочку», в «дочки-матери», в «сына»;
б) женско-мужские отношения -игры в «мужа и жену».
2. Самостоятельная, независимая жизнь - игры во «взрослую девушку», в «девушек-подружек», в «девушек-красавиц».
3. Темы, связанные с переходом в другой тип жизни (взрослую, семейную, супружескую), - игры в «танцы», в «свидание Кена и Барби», в «свадьбу».
4. Игры мальчиков - игры в «дракончика», в «гонки».
Содержание работы
Введение..3
Глава 1. История создания кукол.4
1.1. Первые куклы.4
1.2. Кукла Барби идеал красоты...5
Глава 2. Влияние игр с куклами на развитие и воспитание ребенка..8
2.1. Психологические особенности игрушки для ребенка...8
2.2. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста9
Глава 3. Педагогический эксперемент15
3.1. Планирование педагогического эксперемента.15
3.2. Анализ результатов эксперемента17
Заключение34
Список литературы36
Введение
В игре происходит конкретное упражнение всех операций материнской сферы поведения. В давние времена кукла, сделанная собственными руками матери, передавалась дочери. Куклу наряжали к праздникам, вывозили в гости, на смотринах невесты она служила доказательством готовности девушки к роли хозяйки и матери. Такая традиция помогает поддержать модель семьи и материнства.
Основная цель работы исследовать взаимодействие куклы и ребенка в процессе игры для воспитания и развития.
Объект исследования влияние куклы на развитие и воспитание ребенка в процессе игры.
Предмет исследования кукла как средство воспитания и развития ребенка.
Гипотеза исследования касается именно нормы понимания дошкольниками половых отношений как содержания их игры и основывается на теоретических представлениях об акте развития и предметное игры. С ответствующим дошкольному возрасту и адекватным для понимания отношений между полами.
В задачи исследования:
1. Исторические аспекты использования кукл в игре с детьми.
2. Определение метода оценки игр
3. Инициирование с двумя типами кукол (обычными куклами типа Барби) и сравнение содержания обеих групп игр.
Глава 1. История создания кукол
1.1. Первые куклы
История создания кукол берет своё начало в далеком прошлом. В течение времен, кукла изменялась не только внешне, она меняла и дополняла свое предназначение. Первые миниатюрные изображения прообраза человека, были связаны с культовыми обрядами и отображали основы мировоззрения древнего человека. Некоторые исследователи предлагают считать началом истории куклы находку в Чехословакии, в захоронении «Брно-2» была найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости с подвижно прикрепленными конечностями, по приблизительным подсчетам которой около 30-35 тысяч лет. Известно, что у древнеегипетской царицы Клеопатры была целая кукольная коллекция. По эскизам кукольных нарядов царица заказывала себе облачения для различных торжественных церемоний. В древнем Риме для демонстрации мод в провинцию отправляли небольшие глиняные фигурки (фигурины), раскраска которых соответствовала последним направлениям в стиле одежды. С XVII века во Франции для этих целей использовались пандоры фарфоровые куколки, по пропорциям близкие фигуре взрослой женщины. Во все времена к кукле было особое отношение. В Японии и Китае существовал своеобразный ритуал обращения с куклой. Детям запрещалось играть с ней, они могли только любоваться ей и прикасаться особым образом. Такие куклы оберегались и передавались из поколения в поколение. А вот, например, в странах Востока, где основной религией был Коран, изготовление кукол запрещалось под страхом смерти.
Принято считать, что первой художественной куклой была «Petite Danseuse» (Маленькая танцовщица), выполненная Эдгаром Дега в 1881 году и представленная на выставке импрессионистов в Париже. Прекрасная восковая статуэтка, одетая в тканевое платье, покорила тогда сердца публики. В России авторские куклы начали изготавливать в XVII веке, а к XIX столетию они стали известными во всем мире. Это были изысканные фарфоровые красавицы, призванные воспитывать хороший вкус и бережливость.
Современные технологии и синтез искусств породили многообразные направления и жанры в создании кукол, способствовали появлению новых видов и форм. Но из всего этого множества, выделяются уникальные куклы, живущие по законам высокого искусства коллекционные. Долгое время коллекционеры увлекались только антиквариатом, но последние десятилетия современная художественная кукла зняла своё достойное место в их коллекциях.
1.2. Кукла Барби идеал карсоты
Барби - кукла, ставшая одним из символов двадцатого столетия - продолжает свой путь в двадцать первом веке. Она всегда была такой: красивой, динамичной, не отстающей от моды и иногда даже опережающей ее. Более противоречивой игрушки история не знает: противники Барби не устают рассказывать о неправильных пропорциях ее тела и губительных последствиях игры с ней, а поклонники любуются красотой любимой куклы, которая приносит им радость и вдохновение.
"Мама" знаменитой куклы - американка Рут Хэндлер. Рут и ее муж Эллиот в середине сороковых годов прошлого столетия открыли фирму Mattel - бизнес по производству рам для картин. Идея создания «взрослой куклы» для маленьких девочек появилась у Рут, когда она увидела, что в играх ее дочери Барбары со сверстницами бумажные «взрослые куклы» пользуются большей популярностью, чем куклы-дети. И действительно - почему считается, что единственная игра, в которую девочкам интересно играть с куклами - игра в "дочки-матери". Ведь взрослая жизнь - это не только счастливое материнство, но и осознание себя как красивой и имеющей хороший вкус женщины, которая может добиться успеха во всем, за что ни возьмется.
Те, кто называет куклу Барби «недетской игрушкой», отчасти правы. Барби действительно была создана «по образу и подобию» куклы, предназначенной для взрослых: в конце пятидесятых годов прошлого века во время отдыха в Швейцарии Рут приобрела права на куклу, которой предстояло стать прообразом для Барби. Это была Лилли, блондинка с пышными формами, осиной талией и откровенным гардеробом, героиня комиксов «для взрослых». Конечно, в США дизайн куклы Лилли был изменен и доработан, чтобы кукла стала игрушкой для детей; и в 1959 году новая кукла, названная Барби в честь дочери Рут Барбары, появилась в продаже.
Первая Барби была темноволосой и носила прическу "конский хвост"; у нее в ушах были перламутровые сережки, на ногах - открытые босоножки на каблуке, а одета она была в черно-белый полосатый купальник. Фирма Mattel рассказала стране о своей кукле при помощи телевизионной рекламы, и вокруг куклы начался ажиотаж. Девочки стали сходить по Барби с ума, в то время как родители многих из них восприняли кклу более чем прохладно, считая, что игры с ней не пойдут на пользу детской психике.
Но популярность куклы возрастала и возрастала. Барби недолго была одна - в 1961 году у Барби появился друг Кен, которого назвали так в честь сына Рут Хэндлер. В 1963 году была создана лучшая подруга Барби - Мидж, а в 1964 - сестренка Скиппер. Сейчас у Барби есть уже не один десяток родственников и друзей; а ее "расставание" с Кеном стало шоком для поклонников куклы во всем мире.
К 1961 году Барби стала абсолютным бестселлером среди "кукол-модниц" всех времен. И неудивительно - ведь кукла появилась на свет именно тогда, когда в мире стала пересматриваться социальная роль женщины, когда умами и сердцами людей завладела изысканность и утонченность высокой моды.
Внешность куклы не оставалась неизменной. Дизайнеры много экспериментировали с цветом и длиной волос Барби, которые то укорачивались, то "отрастали". Когда была выпущена Барби с волосами до пят, она приобрела огромную популярность - ведь девочки очень любят делать куклам прически. Кукла становилась более подвижной: создатели Барби "научили" ее сгибать и поворачивать все части тела - и Барби стала велосипедисткой, наездницей, спортсменкой, танцовщицей Она "вырастала" до трех футов, и ее маленькая хозяйка примеряла наряд любимой куклы. А модель Барби, выпущенная в 1964 году, даже умела закрывать и открывать глаза. Кстати, любопытно, что Барби стала смотреть прямо перед собой только в 1971 году - раньше ее взгляд, как и у ее прообраза Лилли, был кокетливо направлен немного в сторону. С 1959 года внешность Барби значительно изменяли всего несколько раз, а в конце девяностых лицу и телу куклы были приданы более естественные пропорции.
В истории Барби не обошлось и без неприятных моментов. В 1993 году в продаже появилась Барби "Teen Talk", произносящая такие фразы, как "Математика - это очень трудно", "У нас будет достаточно одежды?", "Мне нравится шоппинг", "Давайте устроим пицца-вечеринку!". Эта кукла вызвала бурную негативную реакцию со стороны покупателей, так как она формировала образ "глупенькой девушки-пустышки" и преподавала явно не лучший урок жизненных устремлений девочкам, которые с ней играли. "Беременная Барби" также не обрела широкого признания в ряде стран: если раньше претензии к ккле состояли в том, что она "думает только о развлечениях и одежде", то теперь появилось небезосновательное мнение, что кукольные "роды" выглядят как бездушный и механический процесс, и рождение ребенка не вызывает ощущения чуда, как в жизни.
Но трудности не помешали Барби стать звездой мирового масштаба. Фирма Mattel выпускала кукол Барби разных национальностей, одетых в народные костюмы, и "учила" игрушку говорить на разных языках. И, конечно, за сорок пять лет своей "жизни" знаменитая кукла сделала карьеру во многих областях: например, она побывала стюардессой, врачом, бизнес-леди, рок-звездой, военным летчиком, пожарным, учительницей, и даже кандидатом в президенты. Большой популярностью всегда пользовались Барби, повторяющие внешность суперзвезд: Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Одри Хэпбёрн. С новыми временами приходят новые кумиры, и с выходом киноэпопеи "Властелин колец" фирма Mattel выпустила новую серию кукол, изображающих героев знаменитой фэнтези-трилогии.
Всемирно известные дома мод не оставляют Барби без внимания. С середины восьмидесятых годов прошлого столетия начался выпуск коллекционных моделей знаменитой куклы в роскошных туалетах; в 1985 году прошла международная выставка кукол Барби в нарядах от Ива Сен-Лорана, Пьера Кардена, Жана-Поля Готье и Кристиана Диора. Барби и сегодня демонстрирует произведения от знаменитых кутюрье - Живанши, Бласса, Боба Мэкки. Иногда модельеры даже делают саму куклу частью дизайна аксессуаров для своих коллекций.
Кукла Барби стала для нескольких поколений не просто игрушкой, а образом-символом, значение которого зависит от отношения человека к этой кукле.
Глава 2. Влияние игр с куклами на развитие и воспитание ребенка
2.1. Психологические особенности игрушки для ребенка
Существует много споров и противоречий по поводу использования для игры детей кукл Барби. Одни говорят, что кукла Барби прививает к детям чувство половой принадлежности, воспитывает стремление быть красивой, другие оспаривают это обосновывая тем, что ребенок не воспитывает в себе чувство материнства изначально, а занимается обслуживанием куклы-женщины.
Остановимся на очень важном вопросе для многих родителей: «Игра в куклы и мальчик». Машинки, пистолеты, автоматы, мячики, но практически нет «девчачьих» игрушек. Но ведь малыш так же, как и малышка обыгрывает в ролевой игре модель семьи. Не думайте что это отразится на сексуальной ориентации. Как показывает практика, мальчики играют в куклы очень мало и затем выбирают ту игру, которую предопределил сценарий жизни мужчины: машинки, войнушки.
Все дети познают мир и обыгрывают в своем маленьком мире то, что они видят и наблюдают в мире взрослого человека.
Ребенок воспринимает внешний мир через предметы, которые его окружают. Интерьер, посуда, одежда, всякая домашняя утварь воздействуют на психику, интеллект, эмоциональную сферу маленького человека. От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет.
Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение. Каждый из нас помнит свою любимую игрушку. Некоторые хранят их как счастливый талисман всю жизнь. Поэтому, вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что выбор игрушки - дело чрезвычайной важности.
Игрушка, с которой ребенок имеет постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, т.к. у ребенка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека - залог будущего психического и физического здоровья.
2.2. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста
В отечественной психологии не проводились специальные экспериментальные исследования игр с куклами различных типов для определения их "культурно запрограммированного" содержания. Встречающееся в психологической литературе крайне полярное отношение к кукле Барби носит скорее эмпирический и оценочный, чем экспериментально-объективный характер.
Использованная литература
- . Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. № 4, 1998.
- Антонова М.А. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста: Дипломная работа, защищенная в МГППУ. М., 2002,
- Ершова Г.Г. Игра как способ развития моделирующего мышления // Мир психологии. 1998. №4.
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
- Лосева В.К., Лунькон А. И. Психосексуальное развитие ребенка. М., 1995.
- Нойшюц К. Куклы - своими руками. М., 2001.
- Тендрякова М. Новые дочки-матери // Педология / Новый век. 2000. № 2.
- Тендрякова М. Время в зеркале детской игры // Педология / Новый век. 2000. 6.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Психологи отечества. М., 1997.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
- Эльконинова Л.И. О предметности детской игры // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 2.
- Юнг К. Конфликты детской души. М., 1997.
- Cole М., Cole S. The Development of Children. N.Y., 1989