Темы и метод. указания в прикреплённом файле.
Курсовая по предмету:
"Теория государства и права"
Название работы:
"Темы и метод. указания в прикреплённом файле."
Автор работы: Юлия
Страниц: 27 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
В конституциях ряда стран закреплено, что их государства являются правовыми. Так, например, в Конституции Испании 1978 г. провозглашено, что государство является правовым (п. 1 ст. 1). В Конституции РФ 1993 г. утверждается, что Россия есть правовое государство (ч. 1 ст. 1) . Такого же рода положения содержатся в основных законах многих других государств.
Однако эти положения конституционных актов далеко не всегда соответствуют (или не полностью соответствуют) действительности. Значит они представляют собой скорее декларации, лозунги, идеальные устремления, чем нормативно-правовые установления.
Юридическая наука всегда выдвигала и выдвигает ныне обоснованные идеалы развития государства и права в надежде на их воплощение в жизнь. Одним из таких идеалов является концепция правового государства. Ведь задача науки состоит н только в теоретическом воспроизведении того, что нас может ожидать в будущем, не только в анализе сущего, но и в изложении должного. Прав был выдающийся русский философ, один из идеологов народничества П.Л. Лавров, когда писал: «Одно из первых и простейших проявлений мысли есть забота о будущем. Ребяческий возраст кончается для личности, когда он6а начинает обдумывать средства для облегчения себе лучшего будущего» .
Большинство исследователей согласны с тем, что теория правового государства служит своего рода ориентиром развития современного государства и что ни одно существующее государство не отвечает всем требованиям этой теории.
Определенное внимание следует уделить изучению функций правового государства. Прежде всего, необходимо назвать экономическую функцию. В условиях правового государства она не имеет ничего общего с хозяйственно-административной деятельностью, когда государство берет под свой полный и жесткий контроль все стороны экономической жизни общества. Экономическая функция сводится, в основном, к известному регулированию со стороны государства рыночных отношений, многоукладной экономики при полной самостоятельности предприятий частного сектора. Причем это регулирование осуществляется, главным образом экономическими методами - созданием режима наибольшего благоприятствования для производства необходимой для общества продукции, снижением процентных ставок на предоставляемые производителям этой продукции кредиты и т.д. В то же время более действенный контроль осуществляется лишь над теми предприятиями, которые находятся в собственности самого государства.
Другая функция правового государства - правоохранительная. В обязанность государства входят гарантированная охрана свободы и прав личности, поддержание общественного порядка с соблюдением установленных законом пределов полномочий соответствующих органов.
Важной является функция правового государства по обеспечению социальных потребностей человека. И хотя здесь значительная часть обязанностей выполняется кооперативным и частным секторами (организация общественного питания, торговли, бытового обслуживания и др.), но наиболее трудные, капиталоемкие - государством. Это - охрана окружающей среды, создание высококачественного здравоохранения, системы отдыха, образования и т.д. Одновременно должны развиваться смешанные государственно-частные системы (страхование граждан и др.).
Глава 2. Проблема правового государства в России
2.1. Развитие идей правового государства в России
Идеи правового государства на протяжении длительного времени занимали умы не только зарубежных, но и отечественных ученых-юристов. Идеи правового государства, нередко именовавшегося «государством законности», «государством правопорядка» и пр., наряду с идеями права, гуманизма и справедливости играли значительную роль в формировании и развитии правового сознания российских граждан, в особенности интеллигенции, на протяжении весьма длительного периода истории, начиная со второй половины XIX в. и вплоть до настоящего времени.
В связи с этим встречающиеся иногда в научной и учебной юридической литературе утверждения о том, что «право в России никогда не имело достаточной ценности и самоценности» и что «гражданам России свойственно было искать высшую справедливость в монархе, верховном правителе и т.д.» , являются спорными.
Некоторые западные авторы склонны считать, что в основе процессов, приведших Россию к «самодержавному централизованному управлению», лежат исключительно внешние факторы, а именно - постоянное, начиная с XII в., давление Запада на Россию в виде территориальных захватов (Западной Белоруссии и Украины), технических и технологических «вызовов» и пр., которые каждый раз заставляли Россию «собираться», с тем, чтобы выстоять и не попасть в зависимость от Запада.
Именно это давление Запада, по мнению некоторых авторов, стало побудительным мотивом для России подчиняться неизбежному игу централизации и самодержавия. Без такого централизованного самодержавного правления Россия, согласно их мнению, не смогла бы противостоять Западу и выжить .
Однако какими бы ни были причины многовекового существования в России «централизованного самодержавного правления», неопровержимым остается тот факт, что в стране на протяжении весьма длительного времени широко культивировались не только самодержавные, «централизованные» политические и правовые идеи, но и постепенно усиливалиь в сфере государственной и правовой жизни демократические мотивы.
Об этом свидетельствуют некоторые изданные в дореволюционный период нормативно-правовые акты. Среди них можно, в частности, выделить Указ Александра I от 1 января 1810 г. об учреждении Государственного Совета. Согласно Указу «все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению» .
В качестве примера дальнейшего рассредоточения самодержавной власти в России можно сослаться на Основные государственные законы, утвержденные Указом Николая II 23 апреля 1906 г. В них, несмотря на то, что по-прежнему признается «верховность самодержавной власти» вместе с тем закладываются весьма важные для формирования основ правового государства положения.
Всю историю формирования и развития идей правового государства в России можно разделить, с известной долей условности, на три периода: первый этап - со второй половины XIX в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г.; второй - с 1917 по 1985 г.; и третий этап - с 1985 г. и вплоть до настоящего времени. Каждый этап соотносится с определенным периодом развития российского общества и государства и имеет свои особенности.
Характерными особенностями первого этапа формирования и развития идей правового государства в России являются следующие. Во-первых, становление и развитие их под сильным воздействием западных демократических идей.
Среди западных авторов, разделявших идеи правового государства, в качестве примера можно указать на А. Ленинга, выступавшего против всесилия государства, в котором не может быть свободных граждан, а есть только «несвободные рабы» .
Можно сослаться также на К. Штаммлера, развивавшего идеи о том, что право есть такое правило поведения, которое должно соблюдаться не только рядовыми гражданами и их организациями, но и самой властью, его устанавливающей. При этом «данное право действует до тех пор, пока не будет заменено новым правилом». Если же «власть, установившая правило, не считает нужным его соблюдать», а действует по своему усмотрению, то в таком случае право сменяется произволом .
Во-вторых, формирование и развитие идей правового государства в России в рассматриваемый период осуществлялось в условиях сохранения сильной самодержавной власти, в противоборстве (явном или скрытом) с идеями просвещенного абсолютизма.
В сознании многих просвещенных людей по-прежнему доминировали автократические идеи о священности и неприкосновенности монархической власти, о единственном пути дальнейшего развития России через ее (этой власти) укрепление и совершенствование.
Содержание работы
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Сущность правового государства 5
1.1. Становление и развитие идеи правового государства 5
1.2. Понятие и основные принципы правового государства 8
1.3. Значение концепции правового государства. Функции правового государства 13
Глава 2. Проблема правового государства в России 15
2.1. Развитие идей правового государства в России 15
2.2. Проблемы формирования правового государства в современной России 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Приложение 27
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена теоретической значимостью вопросов, связанных с формированием в России правового государства. Сложные, нередко противоречивые процессы, связанные с реформированием Российского государства, настоятельно требуют переосмысления многих, до недавнего времени бесспорных, положений отечественного правоведения. Это касается как понимания права в целом, так и его роли в гражданском обществе, а также проблем построения правового государства в России.
Идея правовой государственности была выстрадана в многочисленных бедствиях, войнах, конфликтах и революциях. В развитых странах все большее число граждан осознает созидательную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой современной публичной власти.
Правовое государство, как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации конструктивной политической власти, а также обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений общечеловеческой цивилизации.
Во все времена призывы к правовому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как антипода деспотическому образу правления, абсолютизму, полицейскому государству. Поэтому наиболее оптимальные концепции правового государства возникли в период антифеодальной борьбы буржуазии, предложившей собственные юридические ценности против узаконенного произвола старых господствующих классов.
И сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и эффективный практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократизмом, местничеством и ведомственностью, форма осуществления и существования реального народовластия.
В связи с проводимой реформой политической системы в России, реформой правовой системы, широкомасштабной демократизацией общества необходим новый теоретический подход в понимании правового государства.
Целью данной работы является комплексное изучение правового государства в современной России. Достижение указанной цели осуществляется путем решения следующих задач:
− рассмотреть становление и развитие идеи правового государства с первых шагов становления политико-правовой науки;
− изучить понятие и основные принципы правового государства и на основании этого выявить его функции;
− определить значение концепции правового государства;
− проанализировать проблемы развития идей правового государства в России;
− выявить проблемы формирования правового государства в современной России.
Теоретическую основу исследования составили научные труды ученых в области теории права, истории, политологии, социологии русских, советских, российских ученых правоведов.
Глава 1. Сущность правового государства
1.1. Становление и развитие идеи правового государства
Выработка принципов правового государства началась с первых шагов становления политико-правовой науки, в античности. Она проходит в тесной связи с процессами развития демократического государства. Достаточно последовательно позицию укрепления роли права в государстве выражали те, кто по роду своей деятельности был ориентирован на новые социальные институты (суды и народные собрания), - софисты и риторы. Софист Протагор пытался переориентировать ценностный строй современной культуры в пользу человека, Ликофрон прямо заявлял о существовании неотчуждаемых прав индивида и о необходимости защиты его государством. В их срде утвердилась идея о государстве как общественном договоре (первым ее выдвинул Демокрит). Серьезный вклад в укрепление идеи правового государства внести пионеры политической и правовой науки: Платон, Аристотель, позже - Полибий, Цицерон. «Я вижу близкую гибель того государства, - писал Платон в «Законах», - где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги» .
Античное общество прошло большой путь по укреплению правовой и гражданской культуры. Афины посредством законов строили демократию, Спарта посредством законов успешно ей препятствовала. В целом до построения правового государства в этом обществе оставалось очень далеко, потому что правосознание опиралось не на понятие индивидуальной свободы и плюрализм социальных институтов, а в большей мере на модернизационный процесс, который необходимо было направлять и держать в руках, и на потребность управления завоеванными народами. Именно поэтому расцвет правосознания (римское право) пришелся на эпоху, когда демократическая идея уже закатилась. Сменившая ее имперская идея Рима, а позже - идея княжеской власти в средневековье уже не имела ничего общего с правовой государственностью. Однако именно в средневековье появилась важная предпосылка правосознания − понятие божественного, священного закона, которая еще не сформировалась в античности и эллинизме. Эпоха Ренессанса развила личностный и антропоцентристский элементы средневекового сознания. Поэтому настоящий рост идей правовой государственности в Новое время начался на «богато удобренной почве» европейской культуры .
Полигоном для развития и воплощения в жизнь идей правовой государственности стала островная Англия, непрерывающиеся традиции представительства и парламентаризма в которой (с XII в.) как ничто другое способствовали усилению значения права в обществе. Д. Локку принадлежит идея разделения властей с целью ограничения произвола государственной власти. В его учении государственная власть стала определяться целью защиты индивидуальных прав и свобод личности, а право - понятием ограничения, а не распоряжения (разешено все, что не запрещено законом).
Впрочем, не меньшее значение имели процессы, происходящие на континенте, ибо именно там определялся характер общей динамики Европы. В XVII-XVIII вв. в монархических государствах Европы был последовательно проведен принцип абсолютной власти. Это было связано с тем, что в то время происходил процесс формирования государств-наций. Государство является высшим выражением единства нации и единственным условием выживания в кругу агрессивных и сильных соседей. Специфику монолитных и мощных абсолютистских государств чутко уловил Гоббс. Однако вместе с расцветом абсолютистских государств, обусловленным ослаблением прочности средневекового сословного общества (первое сословие теряет свою независимость и образует слой служилого дворянства), созревают предпосылки его упадка. В XVIII в. на арену политического действия постепенно выдвинулось третье сословие, которое заявило о себе со всей решительностью в Великой французской революции 1789 г. Сложилась совершенно новая расстановка социальных сил, при которой разрушается иерархическая субординация сословного общества и все члены и слои общества оказываются способны отстаивать свои интересы, претендуют на представительство своих интересов в системе государственной власти.
Лозунги «свободы, равенства и братства», которые поднялись на знаменах парижских баррикад, были подготовлены всей идеологией французского Просвещения. Идеи Монтескье, исследовавшего возможности развития законности в обществе и ограничения всевластия государства, Руссо, разрабатывавшего концепцию естественных прав личности и модель народного суверенитета, Вольтера и Дидро, много сделавших для развития чувства свободы и независимости у своих сограждан, явились прелюдией к обоснованию принципов, определивших содержание «Декларации о правах человека и гражданина» 1789 г. и французской конституции 1791 г.
И хотя этим идеям не суждено было реализоваться в революционной практике якобинцев, их движение, подхваченное американскими просветителями - отцами Конституции США, политически воплотившими идеал свободы и неотъемлемых прав личности в государстве (Конституция 1787 г.), немецкими философами (Кант, Фихте, Гегель), поднявшими на небывалую высоту идею верховенства права и его понимание как «осуществления свободы», свидетельствовало о начале нового исторического процесса .
Важнейшим признаком этого процесса - процесса развития правового государства - стало становление гражданского общества, т.е. автономной сферы социальных и политических отношений, свободных от вмешательства государства извне. Конечно, автономность этих сфер жизни, не входящих, используя слова Гоббса, в «тело» государства, завоевывалась жестокой политической борьбой с абсолютизмом, одним из выражений которой были бесконечные революции XIX в. Однако гораздо большее значение, чем политическая борьба, имело развитие института частной собственности и капиталистических рыночных отношений. Обеспечив достаточную защиту и безопасность основы своей свободы и влияния - собственности, третье сословие наметило границу, через которую государство не должно было переступать и которая обозначила неустранимую линию между государством и гражданским обществом.
Усиление влияния гражданского общества на государственную власть составило суть процесса становления гражданского общества. Важнейшие вехи этого процесса - формирование представительных органов государственной власти, носивших первоначально подчиненный характер и не выходящих за рамки законодательных функций, учреждение и расширение избирательного права, направляющего процесс демократизации общества, а также формирование политических партий - посредников между гражданским обществом и государством.
Ко второй половине XIX в. идея правового государства, получившая основательную разработку в немецком идеализме, превратилась в реальный политический идеал, который стал определять политические платформы целых политических партий и движений, занял важное место в концепциях ученых-правоведов. В политической сфере идея правового государства составила центр противостояния течений либерализма и этатизма, либерализма и консерватизма. Либеральное движение (А. Смит, А. де Токвиль, И. Бентам, и др.), опиравшееся на самостоятельную инициативную буржуазию, с самого начала отстаивало программные тезисы равенства всех перед законами, верховенства прав и свобод личности, терпимости, конституционного ограничения политическй власти, разделения властей, невмешательства государства в частную сферу, развитие частной собственности и свободной конкуренции. С этой точки зрения роль государства сводилась к минимальному вмешательству в общественную жизнь, к функции «ночного сторожа». Задача государства - не регулирование общественной жизни, а защита прав и свобод, как отдельного человека, так и общества. Либерализм, как правило, выступал против революции - за власть закона и постепенность эволюций. Однако именно он послужил в XIX в. двигателем прогрессивной демократической культуры, преодолевшей сопротивление консерватизма культуры традиционной. Преимущественно из среды либералов вышли интеллектуалы, обеспечившие культурную и теоретическую поддержку процессу становления правового государства, да и в политической сфере наиболее последовательно к началу XX в. были обеспечены цели именно этого, а не какого-либо другого политического движения.
Именно в либеральной традиции правовой мысли получила дальнейшую разработку идея правового государства. Свое, быть может, наиболее полное выражение она обрела в теории самоограничения государства правом немецкого правоведа Г. Еллинека, согласно которой государство внутри предоставляет гражданам индивидуальные права против самого себя, а вовне - обязуется соблюдать международное право.
К сторонникам идеи правового государства следует отнести еще одного известного немецкого правоведа XIX в. Р. Иеринга. Необходимость признания государственной властью издаваемых ею норм и для самой себя он определил понятием «правовое состояние». Близкая этой точка зрения отстаивается в социологической школе права, где право рассматривается как самостоятельное общественное явление, существующее вне прямой зависимости от жизни государства. Наконец, и в основе исторической школы права, настаивающей на происхождении права из культуры и обычаев народа, лежит все та же идея верховенства и естественности права перед обусловленным ими возникающим лишь на его основе государством. Она составляет суть концепции правового государства.
Использованная литература
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 25 дек. 1993 г.
- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // «Российская газета», 10.12.1998 г.
- Гессен В.М. О правовом государстве. СПб., 1906.
- Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4. М.: Мысль, 1965.
- Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912.
- Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004.
- Лавров П.Л. Исторические письма. Письмо двенадцатое. СПб., 1906.
- Лазарев Б. М. Что такое правовое государство. М., 1990.
- Ленинг А. Об основах и природе права (русск. перевод). Спб., 1909.
- Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч. Т. 3. М.: Мысль. 1988.
- Платон. Собр. соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1999.
- Политология: Учеб. пособие // Под ред. М.А.Василика; СПб.; Изд-во СПбГТУ, 1997.
- Российское законодательство Х-XX веков. В 9 томах. Том 6. М., 1988.
- Теория государства и права: учебник // под общ. ред. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2007.
- Теория государства и права: Учебник // Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство «Зерцало», 2004.
- Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1995.
- Хмелевский С.В. Теория государства и права: Учебно-методический комплекс. М.: ЦДО МНЮИ, 2003.
- Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989-1995 гг.). М., 1977.
- Шелестов Ю.И. К вопросу о генезисе концепции правового государства // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1997. № 2.
- Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1911.
- Штаммлер К. Хозяйство и право. Том II (русск. перевод). Спб., 1907.