Анализ норм права и предложения по их изменению в интересах урегулирования правовых отношений
Курсовая по предмету:
"Теория государства и права"
Название работы:
"Анализ норм права и предложения по их изменению в интересах урегулирования правовых отношений"
Автор работы: Ольга
Страниц: 24 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Право представляет собой сложную и многообразную систему юридических норм, общих правил поведения, распространяющихся на большой круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период времени.
В первой главе данной курсовой работы мною четко даны и определены таких понятий как «норма права» и «правовые отношения».
Во второй главе данной работы мною был охарактеризован процесс анализа норм права вообще, а так же раскрыт один из его видов толкование.
В третьей главе я провожу анализ соотношения нормы права и правовых отношений, а так же вношу предложения по изменению норм права для урегулирования правовых отношении.
Цель написания моей работы рассмотреть и охарактеризовать такие понятия как нормы права и правоотношения.
Для достижения сформулированной цели в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать норму права и правоотношения ;
- провест анализ основных положений.
1. Общие положения о правовой норме и правовых отношениях
1.1. Понятие и характерные черты норм права
Правовая норма - это исходный элемент, первичная "клеточка" права. Ее назначение состоит в регулировании отношений между людьми, в закреплении порядка их движения и развития. Достигается это с помощью властного воздействия на волю и сознание индивидов путем выражаемого в категорической форме указания, как возможно или необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации. Норма права - это установленное и обеспеченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу, указатель того, какие поступки люди должны или могут совершать, а какие нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения.
Регулирующая роль норм права выражается как в том, что лицо, орган, организация действуют в соответствии с ее предписаниями или требуют от других субъектов соответствующего поведения, так и в том, что нарушение ее требований вызывает применение мер воздействия на правонарушителя. Если в первом случае норма выступает как масштаб, мера поведения, образец определенных отношений, то во втором - это средства оценки того или иного поступка в качестве правомерного либо неправомерного, основа для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Кроме того, правовая норма - это предостережение потенциальным правонарушителям, что в случае ее нарушения будут применены меры государственного воздействия .
Норма права - не просто констатация факта или отражение действительности, не рекомендация, пожелание либо призыв. Это государственное повеление, имеющее категорический характер, предписание, как люди должны или могут вести себя в конкретной жизненной обстановке. Любая правовая норма является велением в силу того, что она издана либо санкционирована властным органом, является олицетворением государственной воли, выступает как общеобязательное предписание, охраняемое от нарушений предусмотренными государством мерами принудительного воздействия. За ней стоят сила и авторитет государства.
Правовая норма не только обязывает, но и предоставляет права. Наделяя личность или иных субъектов права правомочиями, она остается велением в том смысле, что такие правомочия провозглашаются государством, охраняются и обеспечиваются специальными мерами правового воздействия. Кроме того, любому правомочию соответствует властное указание по отношению к другим лицам и органам обеспечить своими действиями (либо, наоборот, воздержанием от них) осуществление такого правомочия.
Юридическая норма - это правило общего характера. Она рассчитана не на какой-либо конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств и тем самым на определенную категорию общественных отношений (правила заключения гражданско-правового договора, процедура разрешения хозяйственного спора, порядок приема на работу и т.д.). В ней даются общие, типичные варианты поведения людей, которые наиболее полно и последовательно отвечают интересам социальных слоев, осуществляющих руководство в обществе.
Общий характер правовой нормы означает, во-первых, что она рассчитана на свое осуществление всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой, что она не прекращает свое действие после однократного применения, а действует постоянно и непрерывно. Например, под действие норм Уголовного кодекса подпадают как все уже совершенные преступления определенного вида, так и возможные в будущем деяния, соответствующие признакам той или иной нормы. Во-вторых, общий характер нормы характеризуется персональной неконкретностью адресатов - она распространяет свое действие не на индивидуально определенных, а на любых лиц, которые вступают или могут вступать в правоотношения на ее основе, адресована, как правило, кругу лиц, определяемых общими признаками (граждане, депутаты парламента, пенсионеры, фирмы и т.д.). Именно в силу этих свойств правовая норма выступает единым масштабом, мерой человеческого поведения.
В отличие от нормы права так называемый индивидуальный правовой акт (например, решение арбитражного суда по конкретному делу, договор дарения), основываясь на норме, разрешает тот или иной конкретный случай, имеет разовое значение, касается индивидуально определенных лиц или иных субъектов права. Так, если установленный трудовым законодательством общий порядок приема на работу представляет собой норму, то приказ директора предприятия о приеме на работу гражданина есть индивидуальный акт.
По отношению к одному лицу правовая норма - правило поведения обычно выступает в форме требования совершить определенное положительное действие (позитивная обязанность), запрещения тех или иных поступков (негативная обязанность) либо предоставления возможности вести себя соответствующим образом (правомочие). Однако любая такая норма касается по крайней мере двух субъектов уже в силу того, что она регулирует общественное отношение, в котором предполагается наличие, как минимум, двух сторон. При этом она устанавливает для одной стороны должное поведение, охраняемое принудительной силой государства, а для другой - гарантированное государством возможное поведение, для одной стороны обязанность, а для другой - правомочие . В этом и заключается двусторонний, предоставительно-обязывающий характер правовой нормы. Так, праву гражданина на получение пенсии соответствует обязанность пенсионного органа назначить и выплачивать пенсию, а обязанности гражданина давать свидетельские показания на суде - право суда вызвать гражданина в качестве свидетеля.
Правовые нормы всегда существуют в определенном формально закрепленном виде в законах и подзаконных нормативных актах, а также иных официальных источниках права. Поэтому такие нормы, будучи официальными, общеобязательными предписаниями государственной власти, представляют собой формально определенные правила. Этим признаком обусловлен тот факт, что правовые нормы формулируются в виде точных и достаточно детализированных правил, что способствует их правильному пониманию и применению.
Внутреннее строение правовых норм, их деление на составные части и связь этих частей между собой составляют их структуру. Эта проблема пока еще не нашла единообразного разрешения в юридической науке. Ряд теоретиков полагают, что нормы права делятся на три части: гипотеза - указание на условия, при наличии которых норма должна осуществляться; диспозиция - определение самого правила поведения (юридической обязанности либо правомочия) и санкция - меры принуждения, применяемые при нарушении предписаний диспозиции. Другие же, в том числе и автор настоящей главы, придерживаются иной точки зрения.
Специализация норм, различие их характера и назначения в регулировании предопределяют тот факт, что отдельные нормы имеют несовпадающие части, что нет единой универсальной модели структуры, свойственной всем юридическим нормам.
Право направлено на выполнение двух основных задач: это положительное регулирование отношений, регламентирование правомерных поступков, а также охрана правовых предписаний от нарушений . Наличие указанных задач предопределяет разделение всех норм - правил поведения на два основных вида - нормы позитивного регулирования и правоохранительные нормы. Первые устанавливают права и обязанности творческого, организующего характера, направлены на регулирование правомерного поведения, формулируют положительные веления в праве (право на предпринимательство, на наследство, обязанность платить налоги и т.д.). Правоохранительные нормы, будучи отрицательной реакцией государства на неправомерное поведение, предусматривают меры государственного принуждения к правонарушителям (нормы уголовного права, меры взыскания за неисполнение договора и т.п.). Правоохранительные нормы, предусматривающие юридические санкции, обеспечивают исполнение предписаний норм положительного регулирования.
Указанные виды норм, выполняя разные функции в правовом регулировании, имеют несовпадающую структуру. Так, нормы положительного регулирования состоят из двух самостоятельных частей - гипотезы и диспозиции. Гипотеза указывает на условия, при наличии которых норма должна осуществляться, определяет сферу ее действия. Диспозиция формулирует права и обязанности участников общественных отношений (что они могут или должны делать) в условиях, предусмотренных гипотезой нормы. Так, абз. 1 ч. 6 ст. 114 ГК РФ устанавливает правило о том, что в случае принятия решения об уменьшении уставного фонда (гипотеза) предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов (диспозиция).
Правоохранительная норма также состоит из двух элементов: диспозиция (указание на правонарушение, его признаки) и санкция (меры юридической ответственности за правонарушение, предусмотренное в диспозиции).
Санкции, сформулированные в правоохранительных нормах, бывают различных видов. Одни из них предусматривают меры "штрафного", карательного свойства. Они состоят в лишении правонарушителя каких-либо благ (лишение свободы и др.), в наложении на него особых обязанностей (штраф и др.), во властном осуждении и порицании его противоправного поведения (выговор и др.). В зависимости от видов правонарушений такие санкции делятся на уголовные, административные, дисциплинарные и иные.
Другие санкции определяют меры, принимаемые органами государства в целях, прежде всего, восстановления нарушенного правопорядка. Таковы принудительное исполнение невыполненной обязанности (например, взыскание долга), возложение обязанности возместить причиненный имущественный ущерб, отмена незаконного акта, признание сделки недействительной и др.
Содержание работы
Введение 2
1. Общие положения о правовой норме и правовых отношениях 3
1.1. Понятие и характерные черты норм права 3
1.2. Понятие правоотношений как особого вида общественных отношений 8
2. Анализ норм права 15
2.1 Понятие и основные положения о анализе нормы права 15
2.2. Формально-догматический метод анализа 16
3. Предложения по изменению норм права в интересах урегулирования правовых отношений 19
Заключение 22
Список использованной литературы: 23
Использованная литература
- Список использованной литературы:
- Братоновский С.Н. Теория государства и права. Приор 2005;
- Гранат Н. Л. Правовые отношения // Юрист. - 1998. - № 10;
- Жинкин С.А. Теория государства и права. Конспект лекций. Феникс 2005;
- Клименко А.В., Руманин В.В. Теория государства и права. Академия 2006;
- Матузов Н.И.Ю, А. В. Малько Теория государства и права: Учебник. Юристъ 2004;
- Матузов Н.И.Ю, А. В. Малько. Курс лекций. М. 2000;
- Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Проспект 2005;
- Протасов В.Н. Правовые отношения как система. - М., 1991;
- Ромашов Р.А. Теория государства и права. Питер 2006;
- Решетов Ю. С. Правоотношения и их роль в реализации права.