Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Культурология --> Развитие представлений о культуре в европейском общественном самосознании.Многообразие подходов и направлений в российской культурологии.

Развитие представлений о культуре в европейском общественном самосознании.Многообразие подходов и направлений в российской культурологии.

Санкт-Петербург

Реферат по предмету:
"Культурология"



Название работы:
"Развитие представлений о культуре в европейском общественном самосознании.Многообразие подходов и направлений в российской культурологии."




Автор работы: Ольга
Страниц: 21 шт.



Год:2007

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Вступление

Культура человечества богата и многообразна. Она возникла на самых древних стадиях развития общества и неразрывно связана с его историей. Каждый народ вносит свой вклад в общий фонд мировой и отечественной культуры. В обществе происходит постоянный процесс обогащения культуры, создания и распространения ценностей и достижений. Весь окружающий нас искусственный мир это мир культуры, созданный человеком. Орудия труда и средства транспорта, технические изобретения и научные открытия, язык и письменность, произведения искусства и нормы морали, философские учения и системы политической власти, правовые кодексы и религиозные верования, системы образования и воспитания, здравоохранение и спорт, традиции и ритуалы, праздники и обряды все это проявления творческой инициативы и деятельности человека.

В известном смысле человек есть мера культуры. Какую бы сферу культуры мы ни рассматривали научные открытия или технические изобретения, произведения литературы и искусства, нормы морали и права ее значение определяется в зависимости от того, какое влияние она оказывает на духовный мир личности: способствует ли развитию гуманности и благородства или распространяет человеконенавистничество и зло.

Развитие культуры приобретает особое значение в современном мире. Сохранение культурного наследия, бережное отношение к природным богатствам, поддержание самобытных культур разных народов, установление контактов в целях взаимопонимания и обогащения культур, развитие духовных интересов личности все это глобальные проблемы, требующие объединения усилий и энергии политиков, деятелей культуры, каждого человека. От уровня культуры существенно зависят успешная реализация социальных проектов и реформ обновления общества, мир и согласие в межнациональных отношениях, совершенствование качества жизни людей.

І. Развитие представлений о культуре в европейском общественном

самосознании:

Становление культурологической мысли началось в древнем мире, ее развитие имело свои особенности в Средние века и Новое время.

В давние времена для человека реальная жизнь не была чем-то отличным от мифологического мира. Древние религии были политеистическими (политеизм - вера у многих богов). Люди общались с богами так же, как друг с другом. Мифологическое мышление как форма коллективного сознания составляет огромный пласт культуры, является культурной реальностью и, одновременно, содержит представление о культуре в древних. В этом случае восприятия культуры включало в себя поклонение, почитание, культ.

Древнегреческие философы Платон, Протагор, Полибий и китайский философ Сима Цянь считали культуру частью божественной природы и ее проявлением. «Подобно какому-нибудь живому существу, культура рождается, живет и умирает, а этапы ее развития напоминают изменение времени года. Традицию такого понимания культуры позже сберегут некоторые арабские ученые. Историк и философ Ибн-Халдун утверждал, что полный цикл развития культуры происходит на протяжении 120 лет, после чего старая культура бывает побежденной другой, более сильной культурой (чаще всего - культурой кочевников).» Это направление получило название культурного натурализма. Для него характерные: перенесение черт природы на культуру, боготворение культуры во всех ее проявлениях, в том числе в форме государственной власти, идея цикличности развития культуры.

Чувствуя мироздание как высшую гармонию, давние греки стремились создать фрагмент совершенства на земле. Живым воплощением их представлений о гармонии, культурным образцом был полис - город-государство, который формирует человека культуры. Да, Аристотель разрабатывал идею культурного человека как образцового гражданина. То есть, в целом понимание культуры носило гуманистический характер.

В средневековой Европе утверждается христианство - религия монотеистки (монотеизм - вера у одного бога). Оно объединило в себе и мировоззрение, и философию, и этику, и правовые нормы, подчинило себе науку, образование, искусство. Соответственно проблемы культуры освещались в трудах философов-богословов. Для Августина Блаженного без веры нет знания, нет истины. Мировая история за Августином Блаженным является результатом божественного определения. Греховному светскому граду он противопоставляет град божий, утверждая, таким образом, приоритет церкви.

«Попытку соединить аристотелизм и христианство осуществит знаменитый католический богослов Фома Аквинский. Основной принцип его философии - гармония веры и ума, поскольку ум способен рационально довести существование Бога и разбить возражение против истин веры. В разработанной им системе соединились, не смешиваясь, философия и теология, государство и церковь, гражданская и христианская добропорядочность» .

Эпоха Возрождения утверждает гуманистический идеал. Культура представляется мыслителям Возрождения результатом свободной творческой деятельности человека. Свобода и творчество как принципы человеческого сожительства противопоставляются средневековой иерархии, подчиненности церкви. Дж. Манетти пишет трактат О достоинстве и совершенстве человека, направленный против Ппы Иннокентия III, Джованни Пикоделла Мирандола создает Речь о достоинстве человека. Свободное творчество и достойное поведение становятся обязательным содержанием морально этических рассуждений и концепций эпохи.

Принципиально по-новому культурный опыт прошлого и современности, причины возникновения и пути развития культуры переосмысливаются в XVIII ст. Просветительством. Эпоха стремится к целостному восприятию культуры человечества, понимая ее как продукт деятельности человеческого ума. В ряде трудов понятия культура и природа противопоставляются. Жан Руссо считает природу продуктом совершенного божественного ума, а культуру несовершенного человеческого ума, негативно относится к культурному прогрессу. Устранению оппозиции культура-природа, поиску путей их гармонического сочетания посвящены работы Иммануила Канта (1724-1804). За Кантом причиной возникновения культуры является общественная сущность человека. Философ выделяет две реальности: мир природы (животного начала, зла, жестокости) и мир свободы (человека, культуры, морали). Пересекаются и примиряються два противоположных начала в представлениях о прекрасном и в творении прекрасного, что собственно и является целью культурной деятельности. В этике Кант вводит категорический императив, то есть обязательное и безусловное моральное правило, обязательный закон поведения, который преодолевает и исключает какое-нибудь зло .

Ко второй половине XVIII ст. принадлежит деятельность немецкого философа и историка И. Г. Гердера. Для Гердера культура является следствием способности человека к творческой и умственной деятельности, которая находит выражение в языке, науке, ремесле, искусстве, государстве, религии, семье. Гердер впервые определил культуру как необходимую и неотъемлемую реальность человеческого общества, утверждая, что некультурных народов вообще не существует. Есть более культурные и менее культурные народы. Уровень культуры философ связывает с прогрессом образования. В работе О происхождении языка (в 1772 г.) Гердер связывает появление языка с физиологически заложенной в человеке способностью к мышлению, в развитии языка видит прогресс культуры. Он одним из первых заинтересовался изучением национальных культур как форм существования мировой. Гердер выделил этапы, через которые проходит национальное возрождение: І - изучение истории, этнографии, II - формирование национального литературного языка, III - возникновение национальных политических организаций, борьба за независимость.

Окончательно оппозиция природы и культуры снимается в философии Георга Фридриха Вильгельма Гегеля, (1770-1831), для которого культура есть освобождение и работа высшего освобождения , что понимается как поэтапное движение от естественной непосредственности к высшей духовности. История человечества за Гегелем есть всходы вверх, по которым человек, освобождаясь, поднимается путем познания абсолютного духа. Гегель возводит культуру к духовному развитию человечества, понимая творчество как диалектическое восхождение духа.

В первой половине XIX ст. появились работы российского ученого М. Я. Данилевского. В книге Россия и Европа он выдвинул концепцию замкнутого (локального) развития культур. Каждый народ, за Данилевским, создает специфическую систему ценностей. Произведенная им культура слабо контактирует с другими культурами, противодействуя проникновению в ее тело инородных элементов. Данилевский создал систему типов человечества. Он писал, что есть народы, отданные идеи государственности, а есть такие, которым она чужая. Есть люди, которые исповедуют идеалы рыцарства, чести, а есть их антиподы - хитрые обманщики, беспринципные торгаши. Народы Востока создали изысканную, но малоподвижную, созерцательную культуру, которая из поколения в поколение воспроизводит саму себя. На Западе была создана динамическая, утилитарно-практическая культура, направленная на превращение природы и общества. Идеи Данилевского впоследствии сильно повлияли на культурологию ХХ ст.

Содержание работы

1. Вступление .3

2. І. Развитие представлений о культуре в европейском общественном самосознании4

3. ІІ. Многообразие подходов и направлений в российской культурологии12

4. Выводы18

5. Литература...21

Использованная литература

  1. Данилевский Я. Россия и Европа. http://monarhiya.narod.ru/DNY/dny-list.htm.
  2. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993.
  3. Гумилев Л. От Руси к России. М., 1992.
  4. ЗемлянойС. Наш мир особый Альтернатива западной глобализации// http://www.evrazia.info/modules.php?name=News&file=article&sid=382
  5. Лем С. Модель культуры // Вопросы философии. 1968. №9.
  6. Лотман Ю. Культура и взрыв. М. 1992.
  7. Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы, М. 1996.
  8. Ильенков Э.В. Философия культуры. М., 1991.
  9. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
  10. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992.
  11. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  12. Тойиби АДж. Постижение истории. М., 1991.
  13. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993
  14. Хейзиига И. Человек играющий. В тени завтрашнего дня. М 1992.
  15. Шпеиглар О. Закат Европы. М 1993. Т. 1.
  16. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М 1991.
  17. ЮнгК.Г. Архетип и символ. М., 1991.


Другие похожие работы