Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Культурология --> ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫXIX век ИЗДАНИЕ 2

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫXIX век ИЗДАНИЕ 2

Санкт-Петербург

Учебник по предмету:
"Культурология"



Название работы:
"ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫXIX век ИЗДАНИЕ 2"




Автор работы: Елена
Страниц: 390 шт.



Год:2002

Цена всего:300 рублей

Цена:1300 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Русская культура первой половины XIX века складывалась в особых условиях, которые определили ее характер и специфику.

Одним из наиболее существенных факторов, влиявших на формирование культурной жизни, являлась социальная структура феодального общества. Российская империя на протяжении своего существования вплоть до 1917 года была сословным государством. В первой половине XIX века не только законодательство, государственная структура, но и положение каждого подданного в обществе определялось сословными принципами. Дворянство, будучи первым сословием в социальной иерархии, обладало исключительными правами и привилегиями, закрепленными «Жалованной грамотой». Важнейшим было исключительное право владеть «населенными землями», то есть землей с крепостными крестьянами. Торжественно утверждены были также права дворян на освобождение от обязательной службы и от личных податей, от постоя в помещичьей усадьбе, от телесного наказания, которое «да не коснется благородного». Грамота дозволяла дворянам заводить фабрики, предоставляла ряд привилегий экономического характера — по откупам, подрядам, поставкам. Тогда же была создана корпоративная организация дворянства — выборные дворянские уездные и губернские собрания с предводителями дворянства и чиновниками.

Естественно, что благодаря этим преимуществам дворянство к началу XIX века было наиболее грамотным, образованным и культурным сословием в России. Однако несмотря на привилегированность своего положения в первой половине XIX века дворянство не было однородным ни по происхождению, ни по имущественному положению, ни по культурным потребностям. «Дворянство — не замкнутая каста, — писал Герцен, — напротив, непрерывно вбирая в себя все, что покидает демократическую почву, оно обновляется благодаря своей основе. Солдат, получивший офицерский чин, становится потомственным дворянином. Приказный, писарь, прослуживший несколько лет, становится личным дворянином, если его повысят в чине, он приобретает потомственное дворянство. Сын крестьянина, освобожденный общиной или помещиком после окончания гимназии, делается дворянином».

Наряду с земельными магнатами, обладавшими тысячами крепостных, огромными поместьями с великолепными дворцами, уникальными собраниями произведений искусства и библиотеками, многочисленное бедное дворянство — потомки солдат, выслужившихся до офицерского чина, чиновников или священнослужителей, не имеющие ни земли, ни крепостных, — влачили жалкое существование, часто на грани нищеты. Экономическое состояние определяло и разницу в культурных запросах, уровне образованности. В большинстве случаев неимущие дворяне, ограничившись скромным запасом знаний, полученных в каком-нибудь училище, стремились поступить на государственную службу, пополняя армию мелких чиновников.

Содержание работы

ОТ АВТОРА 3

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ

XIX ВЕКА

ВВЕДЕНИЕ 6

Примечания 10

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 11

§ 1. ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ 11

§ 2. НИЗШИЕ И СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИИ 16

Приходские училища 16

Уездные училища 19

Гимназии 20

§ 3. РОССИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ 25

§ 4. ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 36

§ 5. ЧАСТНЫЕ ПАНСИОНЫ 42

§ 6. ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ 45

§ 7. ЗАКРЫТЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДВОРЯНСКИХ ЮНОШЕЙ КАДЕТСКИЕ КОРПУСА. ПАЖЕСКИЙ КОРПУС.

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ 51

Пажеский корпус 54

Царскосельский лицей 57

Примечания 63

ГЛАВА ВТОРАЯ. КНИЖНОЕ ДЕЛО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 68

§ 1. ИЗДАТЕЛЬСТВО И КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ В РОССИИ 68

§ 2. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ РОССИИ 74

§ 3. БИБЛИОТЕКИ 78

Примечания 83

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ

XIX ВЕКА 85

§ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 85

§ 2. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 89

§ 3. СПОРЫ О ЯЗЫКЕ 93

§ 4. ВОЙНА 1812 ГОДА И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 95

§ 5. РОМАНТИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1810-1820 ГОДОВ 98

§ 6. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ 1815-1825 ГОДОВ 104

А. С. Пушкин 116

§ 7. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА 117

§ 8. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА 126

§ 9. ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ 133

§ 10. РАЗВИТИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 143

§ 11. ОБРАЗОВАНИЕ «НАТУРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» В 40-х ГОДАХ

XIX ВЕКА 149

Примечания 154

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 157

§ 1. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА 157

§ 2. КЛАССИЦИЗМ И «АКАДЕМИЗМ» В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ 161

§ 3. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ

Творчество А. Г. Венецианова 164

§ 4. РОМАНТИЗМ

ТВОРЧЕСТВО К. БРЮЛЛОВА И О. КИПРЕНСКОГО 170

Карл Брюллов 171

§ 5. ЗАРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ 180

Творчество П. А. Федотова 180

Примечания 184

ГЛАВА ПЯТАЯ. РУССКИЙ ТЕАТР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 186

§ 1. КРЕПОСТНЫЕ ТЕАТРЫ 186

§ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТЕАТРЫ 188

§ 3. СЦЕНИЧЕСКИЙ КЛАССИЦИЗМ 192

§ 4. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ НА РУССКОЙ СЦЕНЕ 196

§ 5. РОМАНТИЗМ В РУССКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 199

Сценический романтизм 202

§ 6. ЗАРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА В СЦЕНИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ 204

М. С. Щепкин 204

Примечания 208

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ВВЕДЕНИЕ 211

Примечания 214

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРОСВЕЩЕНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 215

§ 1. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 215

Крестьянские школы 216

Земская школа 217

Городская начальная школа 222

§ 2. ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ 223

§ 3. ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ 226

§ 4. СРЕДНЯЯ ШКОЛА 232

§ 5. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. УНИВЕРСИТЕТЫ 240

§ 6. ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 255

§ 7. ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ 266

Примечания 274

ГЛАВА ВТОРАЯ. КНИГОИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ 279

§ 1. КНИГОИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 279

§ 2. РОССИЙСКИЕ ГАЗЕТЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 290

§ 3. РОССИЙСКИЕ ЖУРНАЛЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 298

§ 4. БИБЛИОТЕКИ 304

Примечания 308

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

XIX ВЕКА 310

§ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-70-х ГОДОВ 310

§ 2. КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

60-70-х ГОДОВ 320

§ 3. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО И ТОЛСТОГО 60-70-х ГОДОВ 326

§ 4. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 80-90-х ГОДОВ XIX ВЕКА 334

Примечания 357

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 359

§ 1. АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ И «БУНТ 14-ти» 360

§ 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ 367

§ 3. ХУДОЖНИКИ О РОССИИ (ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ) 372

§ 4. ВОЙНА НА ПОЛОТНАХ В. В. ВЕРЕЩАГИНА 378

§ 5. ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ 382

§ 6. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ 387

Примечания 389

ГЛАВА ПЯТАЯ. РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 392

§ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА. АРТИСТЫ И ЗРИТЕЛИ 393

§ 2. РЕПЕРТУАР 399

§ 3. МАСТЕРА СЦЕНЫ 407

§ 4. НАРОДНЫЕ ТЕАТРЫ 420

Примечания 422

Использованная литература

  1. 1 См.: Петровская И. Театр и зритель провинциальной России. Л., 1979. С. 28.
  2. 2 Ходотов Н. Н. Близкое-далекое. Л.; М., 1962. С. 87.
  3. 3 Суворин А. С. Театральные очерки. СПб., 1914. С. 140.
  4. 4 Ходотов Н. Н. Близкое-далекое. С. 87.
  5. 5 Шуберт А. И. Моя жизнь // Судьба таланта. Театр в дореволюционной России. М., 1990. С. 395.
  6. 6 Нильский А. А. Закулисная хроника (1856-1894). СПб., 1897. С. 278.
  7. 7 Щеглов И. Кожаный актер // Судьба таланта. Театр в дореволюционной России. С. 185.
  8. 8 Гиляровский Вл. Мои скитания. Соч. В 4 т. М., 1967. Т. 1. С. 321.
  9. 9 Петровская И. Театр и зритель провинциальной России. С. 37.
  10. 10 Стрепетова П. А. Воспоминания и письма. Л., 1935. С. 229.
  11. 11 Гиляровский Вл. Мои скитания. С. 321.
  12. 12 Островский А. Н. Полн. собр. соч. В 12 т. М., 1980. Т. 10. С. 257.
  13. 13 Амфитеатров А. В. Маска Мельпомены. СПб., 1916. С. 53.
  14. 14 История русского дореволюционного драматического театра. М., 1989. С. 264.
  15. 15 Баженов А. Н. Сочинения и переводы. М., 1869. С. 70.


Другие похожие работы