Роль социального института образования в формировании коммуникативной культуры
Курсовая по предмету:
"Культурология"
Название работы:
"Роль социального института образования в формировании коммуникативной культуры "
Автор работы: Юлия
Страниц: 33 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность исследования определяется широким кругом проблем и рядом противоречий между: потребностью современной социально-культурной практики специалистов, умеющих активно взаимодействовать в различных формах коммуникации и нехваткой такого рода подготовленных специалистов; необходимостью повышения коммуникативной компетентности будущих специалистов в процессе вузовской образовательной деятельности и отсутствием стройной системы, ориентированной на воспитание их коммуникативной культуры; наличием значительных ресурсов формирования коммуникативной компетентности в учебных программах подготовки специалистов и отсутствием интегри¬рованной системы дисциплин, ведущих к усовершенствованию последней; значительным научным фондом знаний по проблеме деловой коммуникации и дефицитом научно-обоснованных методик эффективного совершен¬ствования коммуникативной компетентности будущих специалистов.
Ключевую роль в решении задач формирования коммуникативной компетен¬ции будущих специалистов играет система образования и целенаправленность высшей школы на разработку и внедрение интегрированных программ воспитания и развития коммуникативных компетенций.
Цель курсовой работы: выявить и охарактеризовать роль социального института образования формирования коммуникативной культуры.
Основные задачи исследования:
• Раскрыть понятие коммуникативной культуры
• Рассмотреть образование как социальный институт в системе культуры
• Выявить условия формирования коммуникативной культуры
• Изучить проблемы в формировании коммуникативной
Объект исследования - социальный институт образования, предмет исследования - роль социального института образования формирования коммуникативной культуры.
Образование, как форма развития культуры и реализации ее творческого потенциала, обеспечивает развитие человеческой индивидуальности и подготовку личности к успешному существованию в социуме и культуре, что определило теоретическую базу курсовой работы.
Степень научной разработанности проблемы. В процессе и исследования избранной темы, нами была изучена обширная научная литература, которую целесообразно представить в виде классификаций:
1. работы Петрухинцева Н.Н. по проблеме межкультурный коммуникации, показали, что межкультурная коммуникация подобна чтению закодированного послания: первым шагом является расшифровка кода (снижение нео-пределенности), вторым - интерпретация расшифрованного содержания и реакция на него.
2. исследование, в которых характеризуется социальный институт образования показали, что социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
3. работы, в которых дается характеристика роли социального образования формирования коммуникативной культуры. Проблематика социальной коммуникации исследуется в предметах обществоведческих наук, изучающих различные грани коммуникативной деятельности, разновидности коммуникационных каналов и социально-коммуникационных институтов. В систему социально-коммуникационного знания можно объединить следующие науки: философию, психологию, педагогику, психоанализ, прикладную культурологию. В процессе и исследования избранной темы, нами была изучена обширная научная литература Мелибурда Е.Л., Косихин В.П., Бодалева А.А. и др.
Научная новизна определяется интеграцией педагогического, психологического, культурологического, искусствоведческого и управленческого подходов к комплексному решению проблем формирования коммуникативной культуры специалистов в сфере социально-культурной деятельности.
Принципы и методы исследования - разработка избранной темы осуществлялась на основе научной методологии принципы объективности, критичности, методы анализа, синтеза компаротивности (анализ).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Содержание работы
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения роли социального института образования в формировании коммуникативной культуры 5
1.1. Понятие коммуникативной культуры 5
1.2. Образование как социальный институт в системе культуры 10
Глава 2 Организация коммуникативной культуры 15
2.1 Условия формирования коммуникативной культуры 15
2.2. Проблемы в формировании коммуникативной 21
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение 32
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2006. – 376с.
- Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология: Учебник / Под ред. канд. фил. наук, доц. Лошакова Д.Г. – М.: ИНФРА-М, 2002.
- Бодалева А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: Н.П.О, “Модек”, 2006.- 256с.
- Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально – психологическое обучение.- Издат Лен. Гос. Ун., 2005.-162с
- Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 2006.-373с.
- Кобер И.Х. Коммуникативная компетентность тренера и ее формирование у студентов институтов физической культуры. / Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2007. - 25 с.
- Косихин В.П. Формирование педагогической готовности будущих учителей-предметников к организации физкультурно-оздоровительной работы в школе.: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2005. - 28 с.
- Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 2006.- 265с.
- Мир мудрых мыслей (сост. Л.Л. Ермолинский, Т.Ф. Ермолинская).- Иркутск. “Символ”, 2005.- 608с.
- Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы и решения. - М., 1976. - 230 с.
- Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М.- М.: 2007.- 297с.
- Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н.-М.: Маждународная педагогическая академия, 2005.-412с.
- Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М.: Владос,2005.
- Сумин Ю.М. Коммуникативные ограничения в деятельности продюсера / Ю.М. Сумин // Вестник МГУКИ. – 2007. – № 2. – С. 65–69.
- Сумин Ю.М. Культура деловых межличностных коммуникаций: учеб. пособие / Ю.М. Сумин. – Кишинев : Max Print-Com, 2007. – 292 с.
- Сумин Ю.М. Межличностные коммуникации в продюсерской практике: учебно-методическое пособие / Ю.М. Сумин. – СПб.: СПбГУКИ, 2006. – 28 с.
- Сумин Ю.М. Невербальная выразительность коммуникативных процессов. / Ю.М. Сумин // Современные проблемы межкультурных коммуникаций: сб. ст. – СПб. : СПбГУКИ, 2007. – С. 61–66.
- Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд. – М.: Прометей, 2002.