Общая характеристика антимонопольного законодательства
Курсовая по предмету:
"Право"
Название работы:
"Общая характеристика антимонопольного законодательства"
Автор работы: Ольга Максимова
Страниц: 34 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Глава І. Государственное регулирование экономики и антимонопольное законодательство
Существует несколько концепций экономической роли государства. Классической либеральной теорией является идея государства «ночного сторожа», идеологом которой был Адам Смит. Государство в такой модели выполняет функции, которые не моет реализовать индивидуум: обеспечение пра¬вопорядка, обороноспособности, строительство обществен¬но-полезных сооружений и т. п. А. Смит полагал, что развитие экономики обеспечивается за счет деятельности индивидуу¬ма, добивающегося осуществления своих эгоистических ин¬тересов. Эгоизм отдельных субъектов ограничивается действи¬ем механизма конкурентных сил, приводящего к рыночному равновесию. При этом государством гарантируются такие принципы, как свобода торговли и производства, свобода конку¬ренции.
Рынок, по мнению Смита, саморегулирующаяся сис¬тема. Поэтому ни один субъект рыночных отношений не мо¬жет дейстровать абсолютно свободно, подчиняясь контролю рыночных сил. Саморегуляция рынка, по Смиту, приводит к равновесию между спросом и предложением. Вмешательство государства в экономику нежелательно, так как нарушает работу рыночного механизма.
Очевидна неприемлемость столь упрощенного подхода к реалиям современной жизни. Попытка внедрения в реальную жизнь некоторых стран СНГ доктрины невмешательства госу¬дарства в экономику, основанной на идее саморегулирующе¬гося рынка, потерпела неудачу, причинив существенный вред экономическим отношениям.
Взяв курс на рыночные преобразования, российское го¬сударство вначале фактически устранилось от участия в пост¬роении новой экономической системы, необоснованно пред¬положив, что рынок самостоятельно сформируется и возьмет на себя регулирующие функции. Пагубность такой позиции очевидна.
Экономические кризисы убеждают в неспособности ры¬ночной системы самостоятельно решать многие проблемы (не¬сбалансированность спроса и предложения, безработица, со¬циальные проблемы). Теория А. Смита остается лишь теорией.
Английским экономистом Джоном Кейнсом была разра¬ботана новая теория, исходившая из предположения, что не рынок, а государство является регулятором национальной эко¬номики на основе прогнозирования и планирования. «Кейнсианская революция» оказала серьезное влияние на политику правительств некоторых западных стран (США, Англии), осуществляемую в 50-70-е гг 20-го в. Стратегия планируе¬мого и регулируемого капитализма привела к смягчению эко¬номических кризисов и более успешному решению социальных проблем.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...3
Глава І. Государственное регулирование экономики
и антимонопольное законодательство...................................................5
Глава ІІ. Понятие, особенности и состав
антимонопольного законодательства...13
Глава ІІІ. Федеральный Закон «О защите конкуренции» основной
акт антимонопольного законодательства.....22
Заключение......31
Список использованных источников и литературы....33
Введение
Актуальность темы исследования. Реформы, проводимые в различных сферах и, прежде все¬го, в сфере экономики при наличии многообразия форм и видов собственности, когда идет формирование рыночной (вещной, товарной) модели собственности, просто невоз¬можны без правового обеспечения. И несерьезно говорить о развитии производства, экономики без необходимой право¬вой базы. Во всех передовых странах мира реформам в области экономики предшествовало создание необходимой правовой базы.
Особое место здесь занимает антимонопольное законо¬дательство и, прежде всего, принятый в 2006 г. г. Федеральный закон «О защите конкуренции». В данной сфере были также приняты такие важнейшие законы, как Федеральный закон «О естественных монополиях» и Федеральный закон «О приватизации государственного иму¬щества и об основах приватизации муниципального имуще¬ства в Российской Федерации». Однако, монополизм такое явление, с кото¬рым одним махом не покончить. Для этого необходимо постоянно совершенствовать действующее законодательство и ме¬ханизм его исполнения. Необходимо также преодолевать ста¬рые привычки, тенденции и традиции.
Законодательство, регулирующее формирование и дея¬тельность монополий один из элементов правового обеспе¬чения развитых рыночных отношений. Указанное законода¬тельство поддерживает добросовестных участников конкурен¬тных отношений и ограничивает рыночную власть монопо¬лий, что обеспечивает эффективность экономики в целом, а также, в конечном итоге, итересы потребителей. Обладая некоторыми общими чертами, российское ан¬тимонопольное законодательство имеет ряд особенностей по сравнению с законодательством экономически развитых стран. Учитывая, что антимоно¬польная политика Российского государства отличается доста¬точной стабильностью и последовательностью, можно отметить, что многое в этом направлении уже сделано. Однако антимонопольное законодательство России требует постоян¬ного развития и совершенствования как для обеспечения про¬цессов рыночных преобразований, так и для международной экономической интеграции.
Объект исследования представляет собой антимонопольное законодательство как система нормативно-правовых актов, регулирующих соответственную сферу общественных отношений.
Предметом исследования, определяющим тему курсовой работы, являются законодательные акты в сфере антимонопольного регулирования.
Основная цель исследования заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта применения соответствующих правовых норм определить сущность и особенности антимонопольного законодательства в современной правовой системе Российской Федерации.
Соответственно цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Доказать объективную обусловленность антимонопольного законодательства.
2. Раскрыть понятие, специфику и состав антимонопольного законодательства.
3. Кратко охарактеризовать Федеральный Закон «О защите конкуренции» как основной акт антимонопольного законодательства.
Структура работы обусловлена предметом исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Использованная литература
- и литературы
- Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // СПС Консультант Плюс.
- Гражданский кодекс Российской федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. (ред. от 06.12.2007) // СПС Консультант Плюс.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. (ред. от 08.04.2008) // СПС Консультант Плюс.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. (ред. от 03.03.2008) // СПС Консультант Плюс.
- Закон РСФСР от 22.03.1991 г. (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СПС Консультант Плюс.
- Федеральный Закон от 17.08.1995 г. (ред. от 08.11.2007) «О естественных монополиях» // СПС Консультант Плюс.
- Федеральный Закон от 24.06.1999 г. (ред. от 08.11.2007) «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» // СПС Консультант Плюс.
- Федеральный Закон от 09.07.1999 г. (ред. от 26.06.2007) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
- Федеральный Закон от 26.03.2003 г. (ред. от 04.11.2007) «Об электроэнергетике» // СПС Консультант Плюс.
- Федеральный Закон от 26.07.2006 г. (ред. от 01.12.2007) «О защите конкуренции» // СПС Консультант Плюс.
- Багандов А.И. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства России // Современное право. 2003. № 3. С. 11-14.
- Варга В. роль государства в рыночном хозяйстве // Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 11. С. 131-139.
- Варламова А.Н. Новый закон о конкуренции // Законодательство. 2006. № 11. С. 56-66.
- Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики: Теория и практика. М.: РДЛ, 2004. 287 с.
- Князева И.В. Антимонопольная политика в России: Учебное пособие. Учеб. изд. М.: Омега-Л, 2006. 526 с.
- Мамутов В.К. Сближение современных систем правового регулирования хозяйственной деятельности // Государство и право. 1999. № 1. С. 18-24.
- Нерсесянц В.С. Права и свободы человека как фактор общеевропейского сотрудничества и интеграции // Права человека и политическое реформирование. М.: Институт государства и права РАН, 1997. С. 37-41.
- Савин С.В. Значение свободы договора в современном гражданском обороте // Совершенствование предпринимательской деятельности и ее правового обеспечения. Выпуск 4. М.: Московский институт предпринимательского права, 2005. С. 434.
- Тотьев К.Ю. Унификация антимонопольного законодательства России // Законы России. 2007. № 6. С. 9-18.