Жилищные политические стратегии и инструменты.
Реферат по предмету:
"Право"
Название работы:
"Жилищные политические стратегии и инструменты."
Автор работы: Ольга
Страниц: 26 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Наряду с проблемами здоровья и образования, в числе наиболее значимых для россиян является обеспеченность жильем. Программа "Доступное и комфортное жилье гражданам России" - одна из важных среди национальных проектов. Она лидирует в общественном мнении и в средствах массовой информации.
Чем объясняется столь пристальное внимание к этой проблеме'?
Судя по данным исследования, доля тех, кто за последний год за счет собственных средств осуществил строительство или покупку жилья, составляла всего 4% населения. Причем лишь каждый десятый из них использовал эти возможности для приобретения второго жилья. Таким образом, доля "инвестиционных" квартир по стране в целом не превышает 10% рынка, хотя в отдельных регионах типа Москвы может быть и больше. Более того, учитывая, что обеспеченность метражом такого рода инвесторов по основному месту жительства не так уж велика (половина из них имеет не более 18 кв. м на человека), это, как правило, не столько собственно инвестиции, сколько опережающая реализация будущего спроса, т.е. покупка для подрастающих детей квартиры "на будущее", пока есть необходимые для этого средства. Ввести запретительные налоги для такого рода покупателей - значит перекрыть канал решения жилищных проблем следующего поколения даже у тех слоев, которые пока еще в состоянии это делать самостоятельно, и одновременно затормозить формирование цивилизованного рынка аренды жилья.
Важно подчеркнуть, что государство жилой фонд для сдачи его в коммерческий наем практически не строит, а среди частных лиц второе жилье не так уж часто сдается в аренду.
1. Причины и условия появления осн6овных жилищных стратегий в России
Насколько удовлетворяют наших сограждан их жилищные условия? Каковы перспективы у них в улучшении своего жилья? Возможно ли "переломить" ситуацию с помощью мер, предлагаемых проектом "Доступное и комфортное жилье гражданам России" и программой "Жилище", составляющих основу новой национальной жилищной политики?
Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим структуру занимаемого россиянами жилья.
Как видно на рис. 1, 8% россиян проживают либо в общежитии и служебных квартирах, либо снимают жилье. Причем это, вопреки представлению, складывающемуся на примере Москвы, в массе своей самая неблагополучная часть населения. Половина обитателей общежитий - представители двух низших страт, а не проживающие в служебных квартирах депутаты. Лишь 15% обладателей служебного жилья относятся к стратам от 5 и выше, составляющим верхние четыре дециля. Снимают жилье также не столько люди с высоким доходом, сколько малообеспеченные семьи - 58% арендаторов относятся к трем низшим стратам и лишь 5% - к сравнительно благополучным слоям, представляющим два верхних дециля. Более того, основная часть арендаторов имеет жилье с маленьким метражом и частичными коммунальными удобствами. Еще около 6% обитают в коммунальных квартирах или в части дома, не имеющих коммунальных удобств. По уровню жизни - это нелагополучная категория населения.
Рисунок 1. Тип жилья, в котором проживают россияне (в %)
Как показывает исследование, 15% населения страны (т.е. около 20 млн. человек!) по существу ютятся в жилище, малопригодном для жизни. Понятно, что сами они ее решить не смогут - 77% из них относятся к нижним 4 стратам, где денег хватает только на текущие расходы. Лишь 5-6% этой группы (т.е. менее 1% из 15% входящих в нее граждан) могут благополучно улучшить свои жилищные условия с использованием ипотечных кредитов.
При этом стоимость имеющегося у россиян жилья ("стартового капитала") - комнаты в "коммуналке", части дома, "койки в общежитии" - явно меньше, чем у большинства остальных россиян, имеющих отдельные квартиры или собственные дома, хотя 28% представителей этой неблагополучной группы имеют свое жилье в собственности (по остальным жильцам этот показатель - 83%). То есть 15-процентники заведомо находятся в сложной ситуации, при которой не смогут решить свой жилищный вопрос, так как самый популярный вариант его решения не ипотека, а "альтернативные сделки". Они также не смогут рассчитывать на получение бесплатного жилья от государства: во-первых, большинство из них имеют 12 и более кв. м жилой площади на человека (зачастую в "хрущобах"), и, следовательно, по существующим нормативам, не могут претендовать на "бесплатное" жилье. Во-вторых, если добавить к этим нуждающимся в бесплатном жилье других граждан, имеющих не более установленной в соответствующем регионе нормы, относящихся в большинстве своем к слоям, не способным решить проблему самостоятельно, то объем обязательств государства резко возрастает, достигая почти четверти населения, выполнение которых в обозримом будущем нереально.
Насколько благополучны жилищные условия у остальных трех четвертей россиян? На первый взгляд, картина с ними складывается неплохо. Половина наших соотечественников проживает в отдельной двух- или трехкомнатной квартире, плюс 28% имеющих собственные дома. В настоящее время отдельная квартира и индивидуальный дом - два основных типа жилья жителей страны: первый - в основном в городе, второй - преимущественно в сельской местности, хотя и в городских поселениях немало индивидуальных домов: в районных центрах каждый двадцатый живет в собственном доме. Важно подчеркнуть, что собственный дом зачастую значительно отличается от того, что он представлял собой еще пару десятилетий назад. 19% их обитателей отметили наличие в домах всех коммунальных удобств (центральное отопление, водоснабжение, канализацию и т.д.). То есть речь идет о коттеджах, хотя в российских условиях подразумевается, что это не благоустроенный отдельно стоящий дом, а особый вид элитного жилья, напоминающий особняк. Причем, доля коттеджей оказалась в выборке значительно больше (5%), чем тот 1% россиян, которые идентифицировали свое жилье как коттедж. При этом только в 1% случаев речь идет о жителях крупных городов, а остальные 4% составляют жители районных центров, поселков городского типа и сел. В этой "самодеятельности" просматривается, на наш взгляд, одна отрадная тенденция, совпадающая с курсом на развитие малоэтажной застройки в российских регионах. Главное, чтобы самодеятельная активность населения и управленческая эйфория не вылились в очередную кампанию и не превратились из идеи современного индивидуального жилья в вариант строительства в XXI веке обычных изб. Такая опасность тем более реальна, что проблема обеспеченности всеми коммунальными удобствами остро стоит не только для сельской местности, но и для многих горожан - от жителей мегаполисов до районных центров (см. рис. 2). Сегодня 18% россиян имеют лишь часть коммунальных удобств и еще 12% их вообще не имеют (81% последних проживают именно в собственном доме, а остальные, как правило, в неблагоустроенном общежитии).
Содержание работы
Введение..3
1. Причины и условия появления осн6овных жилищных стратегий в России4
2. Ипотека - ее возможности и границы..11
3. Основные жилищные стратегии российского государства и отношение к ним граждан РФ.15
Заключение.25
Литература..26
Использованная литература
- и нормативно-правовые акты
- Бахирева Е.В. Размышления о сфере жилищно-коммунальных услуг// Жилищное и коммунальное хозяйство. - 2002. - N 9. - С. 11-15.
- Бирюков П.П. В жизнеобеспечении мелочей не бывает// Жилищное и коммунальное хозяйство. - 2001. - N 2. - С. 2-5.
- Боков В. Коммунальные проблемы Арктического Севера// Жилищное и коммунальное хозяйство. - 2001. - N 1. - С. 11-14.
- Евдокимова Н. Новое в жилищной политике Санкт-Петербурга// Экономика. Политика. Инвестиции. - 2001. - N 1. - С. 51.
- Косарева Н.Б., Шапиро М.Д. Жилищная политика в России и перспективы ее реализации // Жилищное право. - М.: Интел-Синтез, 2001, № 4. - С. 3-11
- Матеюк В.И. О проблемах жилищно-коммунального хозяйства// Финансы. - 2002. - N 12. - С. 29-30.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. №865
- Филиппова Е.С. Проблемы реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Законодательство и экономика. - М., 2006, № 8. - С. 10-13