Понятие административного права и его сущность. Понятие трудового договораские лица и их признаки. Физические лица и их признаки.
Реферат по предмету:
"Право"
Название работы:
"Понятие административного права и его сущность. Понятие трудового договораские лица и их признаки. Физические лица и их признаки."
Автор работы: Ольга
Страниц: 17 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Понятие административного права и его сущность
Административное право России является одной из отраслей права. Оно может быть определено как система юридических норм, регулирующих общественные отношения, в сфере государственного управления и отношения, управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности (законотворчества, правосудия, а также отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций органов государственного управления, исполнительной власти) . Будучи неотъемлемой частью структуры российского права, административное право соотносится с ней как часть и целое.
По своей сущности административное право не отличается от любой другой отрасли права. Административно-правовые нормы, так же как и другие правовые нормы, устанавливаются государством (уполномоченными на то органами государственной власти) и имеют общеобязательную силу, их реализация обеспечивается экономической, организационной, социально-культурной деятельностью и гарантируется принудительной силой государства.
Однако административное право отличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения, т.е. отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства. В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны. Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений:
− определяют правовое положение граждан в сфере управления;
− регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, органов государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями и иными негосударственными формированиями и гражданами;
− регулируют порядок прохождения государственной службы в органах управления и других государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях государственными служащими, определяют их обязанности и права, а также правовое положение местных органов самоуправления, общественных объединений и их служащих в сфере государственного управления;
− устанавливают формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления;
− определяют способы обеспечения законности в государственном управлении;
− регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферах, а также в межотраслевом управлении;
− регламентируют административно-юрисдикционную деятельность уполномоченных органов и порядок ее осуществления.
Являясь неотъемлемой частью структуры российского права, административное право тесно связано со всеми отраслями права :
с конституционным (государственным) правом, кторое содержит принципы всех других отраслей права, в том числе и административного. Конституционное право, основным источником которого является Конституция, конституции республик в составе России, Конституционные законы, непосредственно регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эти отношения и являются предметом регулирования конституционного права;
− с финансовым правом. Последнее регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, общественные отношения, возникающие в процессе аккумуляции и распределения денежных средств, составляющих национальный доход России. Административное право определяет компетенцию. Связь между отраслями права определяется связью функций государства и регулируемых им общественных отношений: финансовых, налоговых органов и регламентирует порядок их организации и деятельности, т.е. регулирует управленческие отношения в сфере финансов;
− с земельным правом. Нормы земельного права регулируют отношения между государством и землепользователями. Вместе с тем государство в лице органов управления предоставляет пользователям земельные участки, сдает их в аренду, производит их изъятие, следит за соблюдением землепользователями возложенных на них обязанностей по рациональному и бережному использованию земель. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права;
− с гражданским правом по вопросам регулирования имущественных отношений. Однако методы регулирования этих отношений неодинаковы. Административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти-подчинения. Например, по распоряжению органа управления одна хозяйственная организация передает другой оборудование или имущество. В этом случае орган управления государственно-властным методом регулирует имущественные отношения. Нередко во исполнение актов управления хозяйственные и иные организации заключают договоры, руководствуясь нормами гражданского права. Акт управления моет служить основанием заключения договора между организацией (юридическим лицом) и гражданином (физическим лицом). Например, договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличии у гражданина ордера на жилую площадь. Гражданско-правовой метод регулирования в отличие от административно-правового характеризуется равенством сторон. По мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает. Однако это не исключает их сферы имущественных отношений, основанных на административном подчинении, административно-правового регулирования;
− с трудовым правом. Многие трудовые отношения рабочих и служащих регулируются административными и трудовым правом. Например, отношения, возникающие в процессе труда служащих государственных органов, социальное обеспечение служащих в старости, в случае болезни, инвалидности, а также вопросы, связанные с охраной труда служащих, регулируются трудовым правом. Нормами административного права регулируются служебные обязанности и права должностных лиц, прохождение государственной службы в ряде отраслей управления (оборона, внутренние дела и др.). Осуществляя свои служебные обязанности и права, государственные служащие вступают в государственно-служебные отношения, регулируемые административным правой. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом;
− с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры взыскания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административными и уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления и наоборот;
− с уголовно-процессуальным и граждански-процессуальным правом, а также с законодательством о судоустройстве, регулирующими порядок образования судов и рганизационные основы судебной деятельности. Отличие административного права от норм перечисленных отраслей права обусловлено различиями между исполнительной деятельностью и осуществлением правосудия. Вместе с тем следует указать, что суды при рассмотрении дел административно-правового характера (например, жалоб на действия органов управления и их должностных лиц) руководствуются административно-процессуальными нормами;
− с комплексными отраслями права: морским, воздушным, горным, лесным и другими отраслями. Эта связь, в частности, состоит в том, что в них наряду с нормами других отраслей права содержатся и нормы административного права.
Место административного права в системе права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений, его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует управленческие отношения.
Административное право характеризуется мобильностью, которая обусловливается особенностями общественных отношений, складывающихся в сфере управления, исполнительной деятельности государства.
Содержание работы
1. Понятие административного права и его сущность
2. Физические лица и их признаки
3. Понятие трудового договора: содержание, форма, значение
Список использованной литературы
Использованная литература
- Список использованной литературы:
- Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.97 № 60-ФЗ (в ред. от 08.07.99) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета, № 238-239 от 08.12.1994.
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Российская газета, № 1 от 12.01.2005.
- Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета, № 256 от 31.12.2001.
- Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».
- Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2002.
- Гражданское право. Том 1. Общая часть // Под ред. Суханова Е.А. М.: Волтерс Клувер. 2004.
- Гражданское право в вопросах и ответах: учеб. пособие // под ред. С.С. Алексеева. М.: ТК Велби, 2007.
- Ершова Е.А. Заключение трудового договора. Юрист, 2005, № 4.
- Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. M.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 1999.
- Миронов В.И. Трудовое право России. Учебник. - ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004.