Мусульманское право
Курсовая по предмету:
"Право"
Название работы:
"Мусульманское право"
Автор работы: Сергей Лебедев
Страниц: 30 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Правовая система, которая будет рассматриваться в данной работе основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах.
Мусульманское право - сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Ислам- являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику. Выделяя государственный характер ислама, мусульманское право всегда находилось в центре его учения и будучи системой норм воспринималось еще и как универсальная политико- правовая доктрина.
Мусульманское право возникло в период разложения родо- племенного строя и становления раннефеодального государтства на западе Аравийского полуострова, и как система юридических норм образовалось не сразу. В начальный период развития ислама и мусульманской общины, когда процесс создания государства и классового общества еще не завершился, практически не различались юридические и иные правила поведения в едином мусульманском социально- регулятивном комплексе. К тому же в это время тесно переплетались мусульманская догматика- богословие и правоведение, не составляя самостоятельных направлений мусульманской идеологии. Ситуация изменилась в середине X века, когда правоведение отделилось от мусульманской догматической теологии и сформировались мусульманско- правовые школы. К концу первого тысячелетия процесс складывания феодального мусульманского государства в основном завершился. Одновременно произошло и становление мусульманского права как системы юридических правил поведения, выражавших в основном волю господствовавшей верхушки феодального теократического общества и в той или иной форме защищавшихся государством.
Характерной чертой мусульманского права является то, что государство непосредственно не участвовало в формировании большинства его норм. Оно выполняло свою правотворческую роль косвенно- путем санкционирования выводов мусульманско- правовых толков (масхабов). Роль основного источника мусульманского права в юридическом смысле принадлежала доктрине, а государство официально санкционировало ее выводы, назначая судей и налагая на них обязанность решать дела на основании учения определенного толка. Коран в этих условиях можно рассматривать как общую идеологическую основу мусульманского права, поскольку лишь небольшое число его норм исходит из "божественного откровения" и преданий о жизни Пророка (Сунны).
Изучение мусульманского права, как самостоятельной правовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии страм Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке. Особую актуальность приобретает анализ того места, которое занимает мусульманское право в правовом развитии зарубежного Востока, а это в свою очередь предполагает изучение его теоретических основ, выявление особенностей его структуры и влияния на современное законодательство. Актуальность данной проблемы также заключена в межгосударственных и межнациональных вопросах.
События, происходящие сегодня на Балканах, Ближем Востоке требуют граммотного подхода и анализа происходящего. Имеет место вражда народов на основе религиозных и этнических разногласий, и потому, и политическая роль мусульманского права представляет собой особый интерес.
Историками написано немало трудов, посвященных изучению различных сторон происхождения, исторической эволюции и современной роли ислама. Среди них можно выделить работы В. В. Бартольда "Работы по истории ислама и Арабского Халифата", З. И. Левина "Зарубежнй Восток: религиозные традиции и современность", И. П. Петрушевского "Ислам в Иране в VII- XV веках" и других. Однако, большинство авторов таких работ рассматривали мусульманское право не как юридический феномен, не как право, со всеми присущими ему чертами, а в качестве неотъемлемого элемента мусульманской религии. В конечном итоге мусульманское право отождествлялось с шариатом или даже сводилось только к предписаниям Корана, на него распространялась характеристика, которая дается исламу в целом, а его особенности как юридического регулятора оставались в тени. Конечно, такой подход не позволял в полной мере раскрыть специфику мусульманского права как юридического явления. К тому же, практика правового развития исламских стран свидетельствует, что юридические правила поведения в данной системе занимают относительно самостоятельное место. Более того, с течением веков обособление юридических норм от прочих, неправовых, исламских регуляторов становилось все более отчетливым. Особенности мусульманского права как юридического явления, раскрытые с позиций общей теории права исследовались в своих трудах А. С. Боголюбовым "Пресечение и наказание в мусульманском праве", а также в его историко- филологических исследованиях, А. Л. Могилевским "Правосознание и религия", М. С. Хайдаровой "Основные направления и школы мусульманского права.- Мусульманское право". Однако и в этих исследованиях прослеживается слабая сторона проблематики теории и практики мусульманского права. Заключается она в том, что в них зачасую не проводится различие между исламской правовой идеологией (учениями и теориями мусульманских юристов) и самим мусульманским правом- системой действующих юридических норм, поддерживаемых государством и выражающих интересы господствующих социально- политических сил. Немало и зарубежных правоведов внесли свой вклад в комплексные исследования теории и практики мусульманского права. В разработке данной проблематики принимали участие такие крупные исламоведы как И. Гольдциер "Введение в Исламскую теологию и право", С. Гойтейн "Изучение Исламской истории и институтов". Авторы этих работ затрагивают вопросы истории и теории мусульманского права, а анализ юридических особенностей мусульманского права приводят недостаточно полно. Большое число работ по мусульманскому праву издается в исламских странах. Однако специфика этих трудов заключается в том, что их авторы недостаточно критично излагают традиционные мусульманско- правовые концепции. Конечно, такой подход создает достаточно много препятствий для того, чтобы объективно анализировать мусульманское право и выявить его роль в современном правовом развитии стран Востока. Все эти обстоятельства предопределили цель данной работы. Она заключается в проведении разработки отдельных юридических особенностей мусульманского права, установлении его соотношения с религиозной системой ислама, а также в анализе его источников и правотворческой деятельности мусульманского государства. А конечной целью являестя выявление роли мусульманского права и его приспособления к современному обществу.
Глава 1. Природа мусульманского права
На раннем этапе становления ислама богословие и правоведение были еще слиты воедино в рамках исламского правоведения (фикха). Позже возникает суннитское богословие (калам), возникшее на базе фикха и добившееся самостоятельности именно как богословие, свободное от правоведения . Но тем не менее калам многими своими корнями тесно связан с правоведением – задача толкования Корана и увязывания строгих догматов с реальными потребностями текущего момента всегда была связана в первую очередь с решением спорных проблем религиозно-правового характера. На авторитет специалистов по каламу опирались и законоведы в случае возникновения различных спорных проблем. Для решения этих проблем в исламе выработано несколько методов, в разной мере признававшихся и использовавшихся различными школами исламского (суннитского) права. Первый метод – рай, т.е. индивидуальное толкование какого-либо из авторитетов калама. Роль этого метода всегда была ограничена. Второй метод – иджма, согласное мнение многих, а то и всех авторитетов данного времени; этот метод широко признавался всеми. Метод третий – кияс (кыяс), т.е. заключение по аналогии. Метод четвертый – истислах (истихсан), т.е. признание возможности изменения некоторых хадисов Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано благом.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Природа мусульманского права 7
Глава 2. Источники и структура мусульманского права 14
2.1. Коран 14
2.2. Сунна 15
2.3. Иджма 16
2.4. Кийас 17
2.5. Фирманы и кануны 19
Глава 3. Приспособление мусульманского права к современному обществу 21
Глава 4. Основные черты шариата 24
Заключение 26
Список использованной литературы 29
Использованная литература
- Будда. Конфуций. Магомед. Франциск Ассизский. Савонарола. Библиографическая библиотека Павленкова Ф. Г. Москва. "Республика". 1995
- Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Кима Г. Ф. Москва. "Наука". 1995
- Ислам. Религия, общество, государство. Под ред. Грязневича П. А., Прозорова С. М. Москва. "Наука". 1984
- Книга о Коране. Его происхождение и мифилогия. Под ред. Климовича Л. И. Москва. "Издательство политической литературы". 1986
- Религии мира. Энциклопедия. Т. 6. Москва. "Аванта +". 1996
- Юридическая энциклопедия. Под ред. Тихомирова М. Ю. Москва. 1997
- Давид Рене. Основные правовые системы современности (сравнительное право). Москва. "Наука". 1967
- Давид Рене. Основные правовые системы современности. Москва. "Прогресс". 1988
- История государства и права зарубежных стран. Учебник под ред. Галазны П. Н. Москва. "Юридическая ". 1980
- История государства и права зарубежных стран. Под ред. Жидкова О. П. Часть 1. Москва. "Норма". 1996
- Сюкияйнен Р. Л. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Москва. "Наука". 1986
- "Ал- Баян". Газета N 6154 от 24 апреля 1997. ОАЭ Дубай.
- Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.,1997.
- Васильев Л.С. История религий востока. – М., 1983.
- Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.,1980.