Органы государственной власти и СМИ: характер и проблемы взаимодействия
Курсовая по предмету:
"Право"
Название работы:
"Органы государственной власти и СМИ: характер и проблемы взаимодействия"
Автор работы: Настя
Страниц: 35 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 5
1.1.Понятие массовой информации и средств массовой информации. Возникновение прав и обязанностей 5
1.2.Права и обязанности журналиста 9
1.3.Статус учредителя, редакции, издателя 11
ГЛАВА 2.ОСВЕЩЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В СМИ 19
2.1. Освещение деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации. Аккредитация журналистов 19
2.2.Совершенствование телерадиовещания 23
2.3.Публикация материалов органов власти. Теле- и радиодебаты. Пресс-конференции 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Введение
О роли средств массовой информации в демократическом обществе написаны тома. Все эти исследования таят в себе опасность утопить предмет в тине банальностей. Вопрос о том, является ли свободная пресса наилучшим коммуникационным решением в условиях демократии, на закате века слишком важен и нуждается в беспристрастном анализе.
Свобода информации - основной принцип информационных отношений в современном обществе, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., конституциями многих стран мира (Швейцарии, Испании, Республики Беларусь, России и др.).
В Конституции РФ данный принцип реализован через установление права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п.4 ст.29 Конституции) .
Конституционными гарантами свободы массовой информации являются, в том числе: свобода мысли, слова, выражения мнений и убеждений, экономической деятельности, провозглашение частной собственности, а также прямой запрет цензуры.
Согласно ст.1 Закона о средствах массовой информации , в РФ не могут быть ограничены:
1) поиск, получение, производство и распространение массовой информации;
2) учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими;
3) изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.
Все случаи исключения из этого правила должны быть прямо предусмотрены в законодательстве о СМИ, т.е. непосредственно в Законе о СМИ, издаваемых в соответствии с ним законодательных актах РФ и ее субъектов. Кроме того, такие случаи могут быть установлены Конституцией РФ и международными договорами, участницей которых является Россия.
Выбранная тема курсовой работы представляется нам актуальной и практически значимой ввиду того, что свобода массовой информации - необходимая составляющая общего принципа "свободы информации", важное условие режима демократии, обеспечения политического плюрализма и культурного многообразия.
Целью курсовой работы является освещение основных аспектов правового положения СМИ и их роли в политческой жизни общества.
Сообразно выдвинутой цели мы поставили и предприняли попытку решить следующие задачи:
Дать понятие средств массовой информации,
Уяснить правовой статус журналиста, учредителя, редакции и издателя,
Выявить все основные аспекты освещения политических событий в средствах массовой информации
В работе были использованы нормативно-правовые акты РФ, комментарии к ним, монографии различных авторов, Интернет-ресурсы.
ГЛАВА 1.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1.Понятие массовой информации и средств массовой информации. Возникновение прав и обязанностей
Массовая информация - это предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Если считать, что в формулировке "предназначенные для неопределенного круга лиц" проявляется видовое отличие понятия "массовая информация" от более широкого понятия "информация", то сама информация - это печатные, аудио-, аудиовизуальные, иные сообщения и материалы . Другая формулировка понятия "информация" содержится в Законе об информации, согласно которому информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления . Таким образом, один закон понимает под информацией сведения, другой - сообщения и материалы. Безусловно, каждая из приведенных трактовок соответствует целям конкретного нормативного акта. Однако их соотношение имеет большое теоретическое значение для правильного понимания сущности информации в системе права. Кроме того, нельзя исключить возможность возникновения ситуации, когда баланс в приведенной терминологии сыграет решающую роль при рассмотрении конкретного спора в суде. Разработчики Закона о СМИ полагают, что "сведения" составляют содержание "сообщений" . Коллектив лингвистов под руководством доктора филологических и психологических наук А.А.Леонтьева полагает, что "сведения" и "сообщения" - слова-синонимы . Анализ положений Закона о СМИ приводит к выводу, что сведения составляют содержание сообщений и материалов. Однако для того, чтобы понять логику законодателя, авторитетного мнения филологов явно недостаточно. Необходимо изучить место данного термина в аконе. Из положений ст.3, 34, 41 Закона о СМИ следует, что сведения являются содержанием сообщений и материалов, что сообщения и материалы не являются в чистом виде информацией, а представляют собой результат творческого труда .
В абзаце 2 ч.1 Закона о СМИ содержится определение понятия СМИ, из положений которого следует, что СМИ - это форма периодического распространения массовой информации. Таким образом, СМИ - это то, в чем содержатся подробные сообщения и материалы, предназначенные для распространения неопределенному кругу лиц. Условно говоря, СМИ - это сборники. В зависимости от формы, в которой зафиксированы материалы и сообщения, законодатель различает два вида СМИ:
периодические печатные издания,
радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы.
СМИ, как отмечалось, это не просто форма распространения, а форма периодического распространения информации, т.е. "сборники" должны распространяться периодически. Следует обратить внимание, что закон не дает исчерпывающий перечень видов СМИ.
Исходя из содержания определения "радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программы", приведенного в абз.4 ч.1 статьи, под таковой понимается совокупность передач, а именно периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов. Два других признака - постоянное название и выход не реже одного раза в год - идентичны признакам, установленным для периодических печатных изданий. Отличительной является форма фиксации сообщений и материалов. Они имеют звуковую или видеозвуковую форму.
Под продукцией СМИ понимаются:
экземпляры отдельного номера периодического печатного издания;
отдельный выпуск программы;
экземпляры аудио- или видеозаписи программы.
Указание на то, что продукцией периодического печатного издания являются именно экземпляры (материальные носители) отдельного номера, ни в коей мере не приводит к ущемлению интересов создателей СМИ, распространяемых посредством сети Интернет и других телекоммуникационных сетей связи. Такие СМИ по своему правовому статусу согласно ст.24 Закона о СМИ приравниваются к радио- и телепрограммам.
В отношении программ продукцией СМИ являются не только выпуски, зафиксированные (записанные) на материальных носителях информаци, но и выпуски, выходящие в прямом эфире. Запись программы является самостоятельным, третьим видом продукции СМИ, названном в рассматриваемом определении.
Исходя из определения, приведенного в абз.7, специализированным является СМИ, если Законом о СМИ установлены специальные правила в отношении порядка:
1) его регистрации;
2) распространения его продукции.
При этом специализированным признается СМИ, в отношении которого действует хотя бы один из указанных порядков.
К специальным СМИ, для регистрации которых установлены специальные правила, относятся СМИ, специализирующиеся:
на сообщениях и материалах рекламного характера;
на сообщениях и материалах эротического характера;
на сообщениях и материалах для детей и подростков, инвалидов, а также образовательного и культурно-просветительского назначения.
Специфика правил регистрации указанных СМИ заключается в установлении специальных регистрационных сборов.
Предусмотрено три основания возникновения прав и обязанностей субъектов отношений при производстве и распространении СМИ:
регистрация СМИ;
утверждение устава редакции;
заключение договора .
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 5
1.1.Понятие массовой информации и средств массовой информации. Возникновение прав и обязанностей 5
1.2.Права и обязанности журналиста 9
1.3.Статус учредителя, редакции, издателя 11
ГЛАВА 2.ОСВЕЩЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В СМИ 19
2.1. Освещение деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации. Аккредитация журналистов 19
2.2.Совершенствование телерадиовещания 23
2.3.Публикация материалов органов власти. Теле- и радиодебаты. Пресс-конференции 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Использованная литература
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
- Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
- Закон Российской Федерации"О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года N 2124-1(в ред. Федерального закона от 4 июля 2007 г. N 94-ФЗ)
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
- Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (с изменениями и дополнениями)
- Постановление Саратовской областной Думы от 13.11.2002 г. N 3-43 "О государственном учреждении "Редакция общественно-политического еженедельника "Неделя области"
- Решение Судебной палаты по информационным спорам N 2 (136) от 22 января 1998 г. "Об обращении главного редактора районной газеты "Сельская новь" П.Г. Обыночного в связи с отказом Управления печати и информации Администрации Брянской области от соучредительства газеты
- Решение Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ N 21(155) от 8 октября 1998 г.
- Батурин Ю., Федотов М., Энтин В. Пора ли "Священной Корове" на бойню, или Что таит модернизация закона о СМИ // Законодательство и практика СМИ. - 2000. - N 1, 2.
- Гражданское право. Т. 1/Под ред. Е.А. Суханова.- М.: Издательство "БЕК", 2007. - С. 780.
- Гребенькова Е.Г.Закон о средствах массовой информации и свобода слова // Адвокат, N 1, январь 2007.- С.11
- Дмитрик Н.А. Осуществление субъективных гражданских прав с использованием сети Интернет. М.: Волтерс Клувер, 2007.- 280с.
- Кашкарова И.Н., Макорта Г.А. Свободу слову! Меры по минимизации риска предъявления к СМИ исков о защите чести, достоинства, деловой репутации и их удовлетворения. Практические рекомендации и анализ судебной практики // Закон, N 7, июль 2007.- С.55-61.
- Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации". - Система ГАРАНТ, 2007.
- Комментарий к Закону РФ "О средствах массовой информации" (постатейный) (под общ. ред. Погуляева В.В. - Изд. 2-е, перераб. и доп.) М.: Юстицинформ, 2008. 252с.
- Леонтьев А.А. Понятие чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и СМИ.- М.: Права человека, 2007.- С.100
- Моргунова Е., Погуляев В., Рузакова О. Финансовая информация как объект правовой охраны // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2009. - N 1.-С.40-45
- Связи с общественностью как социальная инженерия. / Под ред. В.А. Ачкасовой, Л.В. Володиной. СПб.: Речь, 2008. С. 134.
- Тимошенко В.А., Смушкин А.Б. Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации". - Система ГАРАНТ, 2009 г.
- http://www.ruj.ru/index_15.htm
- http://www.government.gov.ru