Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Юридические --> Конституционное право --> Конституционно-правовое регулирование вопросов гражданства РФ с учетом интересов обеспечения безопасности государства

Конституционно-правовое регулирование вопросов гражданства РФ с учетом интересов обеспечения безопасности государства

Москва

Курсовая по предмету:
"Конституционное право"



Название работы:
"Конституционно-правовое регулирование вопросов гражданства РФ с учетом интересов обеспечения безопасности государства"




Автор работы: Юлия
Страниц: 30 шт.



Год:2008

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

В этих условиях, поскольку Закон исходил из того, что РСФСР входит в состав СССР, возникла необходимость учесть в нем возникшие реалии. 23 января 1992 г. Верховным Советом РФ с учетом замечаний Президента РФ в Закон были внесены редакционные изменения, которые свелись в основном к тому, что перед аббревиатурой "СССР" было вставлено слово "бывший". Кроме того, Закон сохранил ст. 49, предусматривавшую на определенных условиях применение на территории РСФСР законодательства бывшего СССР по вопросам гражданства.

"В результате, - говорил по этому поводу М.Г. Арутюнов на международной научно-практической конференции по проблемам гражданства, - создалась парадоксальная ситуация - в Законе "О гражданстве РСФСР", датированном 28 ноября 1991 г., т.е. до даты прекращения существования СССР, в целом ряде статей, например 12, 13, 18 и др., СССР упоминается с прилагательным "бывший", "бывшего" и т.п. Поэтому, не зная всей предыстории, можно прийти к выводу, что Верховный Совет РСФСР предвидел ликвидацию СССР и предусмотрительно отразил это в своем законодательном акте, а Соглашение от 8 декабря 1991 г. явилось лишь естественным следствием решения Верховного Совета РСФСР" .

В советской юридической литературе была широко распространна концепция, согласно которой гражданство определялось как принадлежность лица государству. Таким образом, признавалось и поощрялось верховенство

государственных начал над личностью. По мнению автора, подобная точка

зрения неприемлема в условиях развития демократического общества и государства, поскольку способствует ущемлению человеческих прав и свобод. Наряду с таким подходом значительное число ученых-юристов рассматривали гражданство через призму категории «правовая связь».

Согласно новому Закону в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство, а также право изменить свое гражданство, которого никто не может быть лишен (ст. 1). Насильственное, принудительное удержание человека в гражданстве ущемляло бы его свободу.

В отличие от предшествующего советского законодательства, которое закрепляло лишение гражданства как форму его утраты, Закон 1991 г. устанавливал, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства (ст. 1). Содержащийся в нем запрет на лишение человека гражданства вытекал из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

В Законе о гражданстве 1991 г. (п. "г" ст. 18) говорилось о том, что в порядке регистрации гражданство РСФСР приобретают граждане СССР, постоянно проживающие на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если они не являются гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу Закона о гражданстве заявляют о своем желании прибрести гражданство РСФСР. Федеральный закон от 6 февраля 1995 г. "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" слова "в течение трех лет со дня вступления в силу" Закона о гражданстве заменил словами "до 31 декабря 2000 года".

12 декабря 1993 г. в Российской Федерации была принята новая Конституция, которая внесла существенные изменения в институт российского гражданства. В ней получил дальнейшее развитие принцип единого гражданства. Закрепив гражданство Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя, Конституция определила, что оно является единым и равным независимо от оснований приобретения (п. 1 ст. 6). В ней нет упоминания о федеративном характере гражданства, а сами принципы федерации и гражданства изложены в разных статьях Конституции и составляют самостоятельные основы конституционного строя. Более того, закрепляя перечень субъектов Федерации и устанавливая важнейшие критерии их правосубъектности (ст. 5), Конституция не упоминает собственное гражданство среди атрибутов государственности республик в составе Российской Федерации, не говоря уже о других субъектах.

Таким образом, с момента принятия Конституции РФ 1993 г. в Российской Федерации устанавливалось только одно гражданство - гражданство Российской Федерации, а решение всех вопросов, связанных с гражданством в Российской Федерации, было отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (п. "в" ст. 71). В отечественной правовой литературе встречается и иное толкование п. "в" ст. 71 Конституции РФ. Например, С.А. Авакьян полагает, что этот пункт можно понимать лишь так: Россия, во-первых, регулирует свое, т.е. федеративное гражданство, во-вторых, устанавливает общие правила относительно гражданства, обязательные для субъектов Российской Федерации . Думается, однако, что если бы это было именно так, то рассматриваемый п. "в" ст. 71 Конституции РФ должен был быть помещен в ст. 72, где речь идет о совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Что же касается рассмотрения гражданства как одного из атрибутов государства, то и этот аргумент С.А. Авакьяна не выдерживает критики. Как известно, признаками государства являются территория, население и власть, но никак не гражданство. Поэтому в мировой практике немало примеров существования государств - субъектов федераций, которые не имеют своего гражданства. Кроме того, само гражданство (подданство) исторически возникло позже, чем государство.

С.А. Авакьян считает также, что предложение отказаться от категории "гражданство республики" трудно реализовать, поскольку "большинство республик в составе РФ очень болезненно относится к этой идее". Однако представляется, что еще более болезненно большинство субъектов Федерации относилось к идее сохранения республиканского гражданства, которое, не имея практического значения, нарушает равноправие субъектов Федерации и порождает иллюзию суверенности республик в составе РФ, способствует развитию в них сепаратистских настроений.

Содержание работы

Глава 1. Правовое регулирование вопросов гражданства РФ 1

Глава 2. Проблемы государственной безопасности

при предоставлении гражданства Российской Федерации

(правовые аспекты)... 19

Заключение 26

Глава 1. Правовое регулирование вопросов гражданства РФ

Гражданство является центральным звеном отношений между государством и индивидом. Помимо значения во внутренней сфере, оно имеет и международный аспект, так как выступает объектом межгосударственного сотрудничества. С одной стороны, гражданство выполняет роль инструмента для защиты прав и свобод человека, но в то же время является своеобразным гарантом защиты публичных интересов. Современное российское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами.

Таким образом, проблемы гражданства России, носившие в советский период формальный характер в силу поглощения их гражданством СССР, сегодня стали неотъемлемым атрибутом российской государственности, свидетельством обретения Россией реального суверенитета.

Однако в юридической науке тема гражданства до сих пор не приобрела адекватного интереса. Впрочем, будучи важнейшим институтом конституционного (государственного) права, гражданство в нашей стране никогда не пользовалось у исследователей государства и права особой популярностью. Еще В.М. Гессен в 1909 г. отмечал, что учение о подданстве является одной из наименее разработанных тем современной науки публичного права. Она оставалась таковой и в последующие годы. Тема гражданства и сегодня продолжает оставаться исключительно актуальной, требующей пристального внимания исследователей.

Например, В.М. Гессен справедливо отмечал, что в истории русского права термин "подданство" имел в течение долгого времени частноправовое или получастноправовое значение. В обосновании этого им приводится факт, что течение всего XVIII в. крепостные именовались в официальных документах "подданными своих помещиков" .

Использование терминов "граждане", а также "подданные" в разные времена применительно к различным понятиям связано главным образом с тем, что эти термины весьма многозначны, что и создает определенную путаницу в их использовании. Да и сегодня понятие "гражданство" употребляется в нескольких смыслах и значениях. Как морально-политическая категория, понятие «гражданин» тождественно понятию "патриот". В качестве правовой категории оно используется для определения правоотношения между лицом и государством, как субъективное право лица или как правовой институт.

Наука конституционного права пытается установить принципиальное различие между иностранцем и подданным. При этом подданство зачастую рассматривается теорией права как особая форма принадлежности к государству, по самому существу своему отличная от принадлежности к государству иностранца. С этой точки зрения иностранец не является подданным и не может им быть.

По мнению автора нельзя установить принципиального, т.е. юридически необходимого различия между подданным и иностранцем. Наука государственного права не в состоянии ответить на вопрос, какие обязанности и права составляют существенный момент отношения гражданства, или, иными словами, какие обязанности и права характеризуют гражданина как такового, гражданина в отличие от иностранца. Русское право XVI и XVII вв. не содержало норм, которые бы четко определяли, кто является русским подданным и кто - иностранцем. Таких норм и не могло быть, поскольку само понятие подданства в тот период имело бытовой, а не юридический характер.

В представлении русских людей быть подданным значило быть православным, а стать подданным означало креститься в православную веру. Натурализация русскому праву той эпохи была неизвестна. Как некогда в Византии, и в России тех времен принятие православия являлось для иностранца единственным средством вступления в русское подданство, а принадлежность к русской церкви отождествллась с принадлежностью к русскому государству.

Образованное после Февральской революции 1917 г. Временное правительство не внесло сколько-нибудь существенных изменений в царское законодательство о подданстве. Единственный законодательный акт, принятый Временным правительством, который имел отношение к правовому положению граждан, - постановление от 20 марта 1917 г. "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений", в котором указывалось, что поскольку в свободной стране все граждане должны быть равны перед законом и что совесть народа не может мириться с ограничениями прав отдельных граждан в зависимости от их веры и происхождения, все установленные действующими узаконениями ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности, отменяются.

Наиболее существенные изменения института гражданства в России связаны с установлением в ней советской власти. Именно эта власть окончательно упразднила понятие "подданный" и заменила его понятием "гражданин". Термин "гражданство" укоренился в советском законодательстве с первых дней советской власти. Начиная с обращения "К гражданам России" от 25 октября (7 ноября) 1917 г.в подавляющем большинстве законодательных актов употребляется термин "гражданство".

О гражданстве речь идет в Декрете о земле ; в приказе Верховному главнокомандующему генералу Духонину от 7 (20) ноября 1917 г.; в декрете о сокращении численности армии от 10 (23) ноября 1917 г. ; в правительственном сообщении "Ко всем трудящимся и эксплуатируемым" от 28 ноября (11 декабря) 1917 г. в декрете о расторжении брака от 16 (29) декабря 1917 г. и многих других актах.

В некоторых советских законодательных актах еще встречается и термин "подданство". Например, в ст. 4 Основного закона о социализации земли от 27 января (9 февраля) 1918 г. говорилось: "Право пользования землей не может быть ограничено: ни полом, ни вероисповеданием, ни национальностью, ни подданством"

Однако, как отмечал Н.В. Миронов, "такого рода отступления следует понимать лишь как терминологическое несовершенство текста правовых актов тех лет, и отнюдь не какую-то попытку возродить понятие "подданство" .

19 (23) ноября 1917 г. ВЦИК утвердил Декрет "Об уничтожении сословий и гражданских чинов".В нем указывалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются. Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и проч., титулы - княжеские, графские и проч.) и наименования гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждане Российской Федерации.

В Конституции РСФСР 1918 г. подчеркивалось, что, исходя из солидарности трудящихся всех наций Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика "предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, и признает за местными Советами право предоставлять таким иностранцам, без всяких затруднительных формальностей, права российского гражданства" (ст. 20). Представляется, что все это являлось отражением так называемого пролетарского интернационализма, согласно которому российскому рабочему иностранец пролетарского происхождения был ближе и роднее, чем собственный помещик или кулак.

Использованная литература

  1. Конституция РФ 1993 г.
  2. Федеральный закон РФ «О гражданстве РФ» 2002 г.
  3. Федеральный закон РФ от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
  4. Закон РФ "О государственной тайне" 1993 г.
  5. Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 "Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»
  6. Декрет о земле 1917;
  7. Приказ Верховному главнокомандующему генералу Духонину от 7 (20) ноября 1917 г.;
  8. Конституция РСФСР 1918 г.
  9. Конституция СССР 1924 г.
  10. Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г. "О приобретении прав российского гражданства"
  11. Положение «О гражданстве СССР» 1924 г.
  12. Декрет СНК РСФСР "О принятии иностранцев в российское гражданство",
  13. Декрет о сокращении численности армии от 10 (23) ноября 1917 г. ;
  14. декрет о расторжении брака от 16 (29) декабря 1917 г.
  15. Основной закон о социализации земли от 27 января (9 февраля) 1918 г.
  16. Декрет ВЦИК от 19 (23) ноября 1917 г. "Об уничтожении сословий и гражданских чинов".
  17. Обращение "К гражданам России" от 25 октября (7 ноября) 1917 г.
  18. Постановление Временного правительства от 20 марта 1917 г. "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений"
  19. Гессен В.М. Подданство, его установления и прекращение. СПб., 1909. С. 130 - 132.
  20. Миронов Н.В. Правовое регулирование внешних сношений СССР. М., 1957. С. 76.
  21. Дурденевский В.Н. Закон о гражданстве Союза Советских Социалистических Республик. С. 52 - 53.
  22. Арутюнов М.Г. Современное законодательство по вопросам гражданства Российской Федерации и проблемы, связанные с его реализацией // Актуальные проблемы гражданства. М., 1995. С. 54.
  23. Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы. С. 76 - 77.)
  24. Федеральный законодательный процесс :Понятие и структура /А. Н. Кокотов. //Правоведение. -2001. - № 1. - С. 53 - 63
  25. В. С. Шевцов. Государственный суверенитет (вопросы теории). М., "Наука", 1979, С 75-76
  26. Куплеваский Н.О. Русское государственное право. Т. 1. Харьков. 1902. С. 134.


Другие похожие работы