Правовое положение монарха
Дипломная по предмету:
"Конституционное право"
Название работы:
"Правовое положение монарха"
Автор работы: Сергей Лебедев
Страниц: 30 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
В системе высших органов государства юридически первое место занимает глава государства. Это высшее должностное лицо, выступающее в качестве верховного представителя государства внутри страны и в отношениях с иностранными государствами. Главы государств в развитых странах представлены либо монархом, либо президентом. Хотя главы государств занимают первое место в системе высших органов государства, его фактическая роль не всегда соответствует этому положению. Как правило, глава государства занимает центральное место в системе высших органов государства в тех странах, в которых он одновременно является главой государства и правительства (США, большинство латиноамериканских стран, Республика Нигер и др.). В гораздо меньшей степени его реальное воздействие на формирование государственной политики заметны в парламентарных монархиях (Великобритания, Япония и др.). Однако и в этих странах он может обладать некоторыми полномочиями, дающими возможность активно влиять на политический процесс и принятие государственных решений. Глава государства Как правило, в системе государственных органов предусматривается специальный орган, на который возлагается высшее представительство государства вовне и внутри страны. Этим органом и является глава государства.
Глава государства – конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, символ единства нации, арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов. Однако, возможно совмещение в компетенции какого–либо государственного органа функций главы государства с иными функциями (например, Швейцария, где функции главы государства выполняет правительство), но это является исключением из правила. Согласно текстам многих конституций, глава государства либо не входит ни в одну ветвь власти (например, ч. 1 ст. 55 Основного закона для ФРГ 1949 года, гласит: “Федеральный президент не может входить в состав ни правительства, ни законодательной корпорации Федерации или земли”), либо входит и в законодательную, и в исполнительную (например, ч. 1 ст. 53 Конституции Индии 1949 года, устанавливает, что “исполнительная власть Союза вверяется Президенту и осуществляется им либо непосредственно, либо через должностных лиц, подчиненных ему согласно настоящей Конституции”, а ст. 79 гласит: “Для Союза учреждается Парламент, который состоит из Президента и двух палат, известных соответственно, как Совет Штатов и Народная Палата”), либо только в исполнительную (например, раздел 1 ст. 2 Конституции США 1787 года “Исполнительная власть вверяется Президенту США”).
В зависимости от формы правления и государственного режима, а также системы политических отношений в стране, конституционные полномочия главы государства могут быть номинальными или реальными. Они могут по разному сочетаться, но в случае политического кризиса, когда конституционные власти и политические силы окажутся не в состоянии управлять страной, именно глава государства призван найти выход из ситуации. Это своего рода резерв власти. Политическая роль главы государства иногда формулируется в конституциях. Например, ст. 5 Конституции Французской Республики 1958 года в первоначальной редакции гласит: “Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения соглашений Сообщества и международных договоров”. Испанский король охарактеризован в ч. 1 ст. 56 Испанской конституции 1978 года: “Король является главой государства, символом его единства и постоянства; он – арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов, – осуществляет представительство испанского государства в международных отношениях, и особенно в отношениях с теми народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет функции, которые предоставлены ему Конституцией и законами”. “Некоторые конституции (например Основной закон для Германии) вообще не определяет роль и функции главы государства. В них определены лишь полномочия главы государства, из которых уже доктринальным путем можно вывести представление о том, что имели в виду разработчики по данному вопросу... Нередко, захватив власть путем военного переворота, правящая группа образует сначала коллегиальный орган, соединяющий в своих руках и функции парламента. Такой орган в политологии принято называть испанским словом хунта, которое можно перевести как совет; ... такие органы часто создавались в прошлом и нынешнем веках в странах Латинской Америки – отсюда и испаноязычное происхождение термина... Вскоре обычно из этой хунты или совета выделяется лидер, который чаще всего именует себя президентом.
Из средневековья к нам пришла традиция единоличного главы государства. Первоначально это был монарх. Затем в ряде государств, установивших республиканскую форму правления, главой государства стал президент (председатель). В отдельных странах сложились своеобразные формы данного института. В данное время существуют, например, такие его формы, как: 1) единоличный монарх, унаследовавший свою должность (Великобритания, Япония, Испания, Нидерланды, Марокко); 2) единоличный монарх, назначенный своей семьей – правящей династией (Саудовская Аравия); 3) единоличный монарх федеративного государства, выбранный на установленный период монархами субъектов федерации из своей среды (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты); 4) единоличный президент, выбранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок (США, Германия, Италия, Индия, Китай); 5) коллегиальный орган, выбранный парламентом на установленный срок; при этом отдельные полномочия главы государства, которые невозможно осуществить коллегиально, как, например, прием верительных грамот иностранных дипломатических представителей, передаются председателю коллегиального органа (Республика Куба); 6) глава правительства, осуществляющий также функции главы государства (некоторые земли Германии); 7) представитель британского монарха в государствах, имеющих статус британского доминиона, т.е. признающих главой государства британского монарха (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Барбадос); 8) единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть в государстве, обычно без установления срока.
Любой глава государства, как высший представитель государства внутри страны имеет определенные полномочия в отношении парламента и правительства, а также судебной власти. В большинстве случаев ему предоставляется право созывать (а порой и закрывать) сессии парламента, созывать парламент на внеочередные сессии (заседания) и отсрочивать его заседания. В законодательном процессе он может наделяться правом (и обязанностью) санкционировать, промульгировать и опубликовывать законы, имея часто право отлагательного вето, реже – абсолютного, а также возможность обращения в орган конституционного контроля в случае сомнения в конституционности представленного ему на подпись закона. Глава государства обычно так или иначе участвует в формировании правительства, часто – в решении вопроса о его отставке. Участвует он и в формировании органов судебной власти. В ряде стран глава государства выступает арбитром в спорах между различными органами власти. В своем качестве высшего представителя государства внутри страны его глава имеет определенные полномочия в сфере так называемого личного статуса, т.е. в отношении с гражданами и иностранцами. Ему часто принадлежат полномочия в вопросах предоставления, восстановления гражданства и дачи разрешения на выход из него, право предоставления убежища иностранцам, право помилования осужденных, производство награждений государственными наградами. Будучи высшим представителем государства вовне, его глава имеет ряд важных полномочий в сфере его международных отношений. Он может без специального уполномочия заключать международные договоры, часто на него возлагаются ратификация и денонсация международных договоров (обычно по предварительному решению парламента). Глава государства принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций, подписывая соответствующие грамоты. Что касается сферы обороны и безопасности, то достаточно часто глава государства является верховным главнокомандующим вооруженными силами и вправе принимать немедленные меры по обеспечению внешней и внутренней безопасности с последующим парламентским контролем.
Основную цель настоящей работы автор видит в том, чтобы на основе широкого документального, научного и научно-публицистического материала попытаться дать общий обзор правового статуса главы государства в зарубежных странах.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будет рассмотрение следующих вопросов:
общие и специфические черты правового положения главы государства в зарубежных странах;
классификация и характеристика глав государства;
Глава 1. Общие и специфические черты правового положения главы государства в зарубежных странах
Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа.
Это должностное лицо или орган, занимающие, высшее., место в системе органов государства. Согласно текстам многих конституций, глава государства либо не входит ни в какую ветвь власти, либо входит и в законодательную, и в исполнительную, либо, наконец, только в исполнительную.
Пример первого случая дает ч. 1 ст. 55 Основного закона для федеративной Республики Германии 1949 года, согласно которой «федеральный президент не может входить в состав ни правительства, ни законодательной корпорации Федерации или земли». Второй случай мы можем видеть на примере Конституции Индийской Республики 1949 года, где ч. 1 ст. 53 устанавливает, что «исполнительная власть Союза принадлежит Президенту и осуществляется им либо непосредственно, либо через должностных лиц, подчиненных ему согласно настоящей Конституции», а уже цитировавшаяся нами ст. 79 гласит: «Учреждаете Парламент Союза, который должен будет состоять из Президента и двух палат: Совета Штатов и Народной Палаты» Наконец, иллюстрацией третьего случая может служить первое предложение рад. 1 ст. II Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года:; «Исполнительная власть должна будет вверяться Президенту Соединенных Штатов Америки.»
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Общие и специфические черты правового положения главы государства в зарубежных странах 6
Глава 2. Классификация и характеристика глав государства в зарубежных странах 18
2.1. Монарх 19
2.2. Президент 22
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Использованная литература
- Австрийская Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1985.
- Конституции буржуазных государств. М., 1982.
- Конституции стран, развивающихся по капиталистическому пути. Учебное пособие. М., 1975.
- Конституции стран, развивающихся по некапиталистическому пути. Учебное пособие. М., 1979.
- Конституция Венгерской Республики. Мадьяр Кезлень. 1989. N 74.
- Конституция Кыргызской Республики. Вестник Межпарламенсткой Ассамблеи. СПб., 1993. N 3.
- Конституция Литовской Республики. Эхо Литвы. 1992. 10 ноября. N 220.
- Конституция Республики Болгария. Право и жизнь. 1993. N 1 и 2.
- Конституция Республики Казахстан. Алма-Ата. 1993.
- Конституция Республики Узбекистан. Ташкентская правда. 1992. 15 декабря.
- Конституция Российской Федерации. М., 1993.
- Конституция Румынии. Право и жизнь. 1994. N 4.
- Конституция СССР. М., 1988.
- Конституция Туркменистана. Туркменская правда. 1992. 19 мая.
- Конституция Эстонской Республики. Ведомости Эстонской Республики. 6 мая 1992 г. N 26.
- Мексиканские Соединенные Штаты. Конституция и законодательные акты. М., 1986.
- Основной Закон Монголии (Конституция). Право и жизнь. 1993. N 3.
- Современные зарубежные конституции. М., 1992.
- Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. М., 1994.
- Федеративная Республика Германии. Конституция и законодательные акты. М., 1992.
- Франция. Конституция и законодательные акты. М., 1989.
- Актуальные проблемы конституционного законодательства. Труды 51. М., 1992.
- Баталов Э. “Парламент и президент в конституциях зарубежных стран”//Российская Федерация, 1994, №5, стр. 58–61.
- Буржуазные конституции на современном этапе. М., 1983.
- Гарнер Д. “Великобритания: центральное и местное управление”, Москва, 1984.
- Георгиян Э. “Статусы президентов (ФРГ и Италия)”//Социалистическая законность, 1991, №12, стр. 55–57.
- Голлан Дж. “Политическая система Великобритании”, Москва , 1955. Стр. 62–63 18
- Государственное право буржуазных и освободившихся стран. Учебник. М., 1986.
- Государственное право буржуазных и развивающихся стран. Учебник. М., 1989.
- Данилов В.И. Турция 80-х: от военного режима до "ограниченной демократии". М., 1991.
- Ильинский И.П. Основные тенденции конституционного развития стран Восточной Европы // Государство и право. 1992. N 6. С. 125.
- Иностранное конституционное право / Отв. ред. В.В. Маклаков, М., 1996
- Конституции зарубежных государств. Издание 2–ое, исправленное и дополненное, Москва, 1999.
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Том 1. М., 1993.
- Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общей редакцией М.В. Баглая, Ю.Н. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: Норма-Инфра-М., 1999.
- Конституционное право развивающихся стран. Общество. Власть. Личность. М., 1990.
- Конституционное право развивающихся стран. Основы организации государства. М., 1992.
- Конституционное право развивающихся стран. Предмет. Наука. Источники. М., 1987. 61.
- Конституционный строй России. Выпуск 1. М., 1992.
- Литовченко Л. Г. “Конституционное право зарубежных стран”, Караганда, 1996.
- Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – М.: Белые альвы, 1998.
- Политическая теория и политическая практика в развитых капиталистических странах. М., 1992.
- Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
- Смена цивилизаций и конституция: формирование ее глобального идеала // Государство и право. 1992. N 12. С. 38.
- Современное конституционное право зарубежных стран. Сборник. М., 1991.
- Современный конституционализм (по материалам советско-британского симпозиума). М., 1990.
- Страшун Б. А. “Конституционное право зарубежных стран”, Москва, 1996.
- Страшун Б.А. Конституционные перемены в Восточной Европе 1989-1990. М., 1991.
- Судебный конституционный контроль: опыты и проблемы (серия статей) // Государоство и право. 1993. N 9. С. 51.
- Федерация в зарубежных странах. М., 1993.
- Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 1993.
- Чиркин В. Е. “Конституционное право зарубежных стран”, Москва, 1995.
- Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран, Учебник, М., 1997.
- Чиркин В.Е. Контрольная власть. // Государство и право. 1993. N 4. С. 10.
- Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. N 1. С. 109. 74.
- Чиркин В.Е. Основы конституционного права: Учебное пособие, М.,1996