Конституционно-правовые основы местного самоуправления в РФ: проблемы закрепления и реализации.
Курсовая по предмету:
"Конституционное право"
Название работы:
"Конституционно-правовые основы местного самоуправления в РФ: проблемы закрепления и реализации."
Автор работы: Евгения
Страниц: 36 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Введение.
Конституция Российской Федерации основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина .
В Конституции провозглашены такие основополагающие принципы как демократия, ценность человеческой личности.
Демократическое государство не возможно без развитого местного самоуправления. Местное самоуправление является одним из составных частей демократического государства, развитого гражданского общества. В то же время именно местное самоуправление дает развитие демократическим институтам, давая возможность гражданам участвовать в жизнедеятельности государства.
Среди актуальных проблем развития современной России особое место занимает становление местного самоуправления как важнейшего института в сложившихся демократических обществах. Местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы как государственного, так и общественного образования, что нашло свое отражение в теории двойственной, государственно-общественной природы местного самоуправления. Соответствующая теория предполагает выполнение местных дел, не требующих вмешательства и контроля со стороны государства, и определенного круга дел государственного значения. В случае выполнения государственных дел, органы местного самоуправления выступают агентами государства на местном уровне и действуют под контролем государства.
В прямом смысле слова термин «самоуправление» означает «сам управляю собой, своими делами», что предполагает определенного рода автономность, независимость субъекта при решении своих внутренних пробле.
На общегосударственном уровне не возможно решать местные хозяйственные вопросы. В то же время, нельзя допустить возникновения так называемого местничества, когда в регионе хозяйничает чиновник, распоряжаясь согласно своим интересам.
Важной особенностью местного самоуправления является реализация именно местных интересов, нужд, потребностей. В границах территориальных общностей местные интересы населения превалируют над глобальными, ведомственными или узкопрофессиональными. Местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим в конечном счете устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов. Поэтому сбои и проблемы в работе местного самоуправления негативным образом сказываются на состоянии всего общества.
Право населения страны на местное самоуправление создает ответст-венность государства за обеспечение возможности его реализации.
«Если придерживаться формально-правовой точки зрения, то есть все основания утверждать, что в нынешней свободной и демократической России реализуются все статьи Европейской Хартии о местном самоуправлении. Можно со всей ответственностью заявить, что после семидесяти с лишним лет перерыва начался долгий и непростой процесс реализации принципа повсеместного утверждения местного самоуправления в России. Однако было бы наивностью полагать, что ныне действующее законодательство совершенно и что практика воплощения принципа местного самоуправления повсеместно и полностью отвечает намерениям законодателей. Это вполне естественно, принимая во внимание не только длительность практики тотального огосударствления и единства властной вертикали сверху вниз, но и отпечатанность соответствующих представлений в сознании людей, в нормах и процедурах управленческой работы» .
Актуальность темы определена важностью института местного само-управления с одной стороны, что признается на всех уровнях власти и выражается в реализации норм Конституции и проведение реформы местного самоуправления. С другой стороны, процесс реализации реформы не идет гладко. Проблемы закрепления норм обеспечивающих функционирования местного самоуправления и процесс их реализации касается кадого гражданина.
Большой вклад в разработку вопросов организации и деятельности местных органов внесли такие ученые, как С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, Л.А. Григорян, Ю.М. Козлов, О.Е. Кутафин, А.Е. Лунев, Г.И. Петров, К.Ф. Шеремет.
Целью данной работы является анализ конституционных основ местного самоуправления и их реализации в действующем законодательстве, а также их практическая реализация.
В связи с этим в данной работе рассматриваются вопросы развития местного самоуправления, конституционные основы местного самоуправления, законодательство РФ и проблемы реализации и закрепления конституционных норм.
Объектом исследования являются теоретические и практические во-просы закрепления и действия конституционных норм в деятельности мест-ного самоуправления.
Предмет исследования составляют законодательная, теоретическая и практическая база самоуправления в Российской Федерации.
Содержание работы
Содержание
1. Введение ______________________________________________ стр. 3
2. Местное самоуправление в России: история развития _________ стр.6
3. Конституционно-правовые основы местного самоуправления __стр. 11
а) понятие местного самоуправления _______________________ стр.13
б) конституционно-правовые основы ________________________стр. 17
4. Проблемы правового регулирования и реализации ____________стр.24
5. Заключение _____________________________________________стр.32
6. Использованная литература и нормативный материал _________стр. 34
Использованная литература
- Использованная и нормативный материал:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993
- Гражданский Кодекс Российской Федерации.
- Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г
- 4. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990, 1991 гг
- Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35
- Собрание законодательства РФ. 2003. № 40
- О ратификации Европейской хартии местного самоуправления // Федеральный закон от 20.03.1998 г. № 55-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 15.
- Берг О. Субъекты муниципального и гражданского права // Закон-ность. 2001. N 1
- Гражданское право. Том I: Учебник. Изд. 2, перераб. и доп. / Отв. ред. Е.А. Суханов. - М.: Издательство ТК Велби, 2004.
- Гражданское право. Том 1: Учебник / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2002
- 11 Развитие местного самоуправления и становление гражданского общества в России/ Глазычев В.Л./интервью газете «Право»
- Исаев И.А. история государства и права М. 2002 г
- 13 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Проспект, 2006
- Лапин В.А., Крестьянинов А.В. Основы местного самоуправления. Издательство: Дело, 2006 г.
- Материалы международной конференции «эффективное местное самоуправление основа демократического государства» / Вестник Совета федерации 10 апреля 2008
- Модин Н.А.Муниципальная собственность как экономическая ос-нова местного самоуправления// Российская юстиция. - 2002. - № 3
- Муниципальное право / под ред М.Н.Кудилинского, Р.Ф Шевелева СПбГУ 2005
- Пашин Н.Л. Муниципальная хозяйственная деятельность// Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 8,9
- Суханов Е.А. Государство и гражданский оборот // ЮРИСТ, №22, июнь 2004
- Филатов Е.О. Осуществление права муниципальной собственности через представителей // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 4.