Полномочия правительств в зарубежных странах. Конституция Франции 1958 года.
Контрольная по предмету:
"Конституционное право"
Название работы:
"Полномочия правительств в зарубежных странах. Конституция Франции 1958 года."
Автор работы: Ольга
Страниц: 25 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Полномочия правительств в зарубежных странах.
Понятие правительства в зарубежных странах
Традиционно под правительством понимается коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т.е. административной) деятельностью в стране. В его состав входят руководители министерств и центральных ведомств.
Конституционное право зарубежных стран выделяет следующие возможные наименования правительства в разных государствах. Так, Чехия и Колумбия имеют правительство; Япония Кабинет; Индия - Совет министров; Франция и Куба - Совет министров (Правительство); Китай - Государственный совет; Германия - Федеральное правительство; Швейцария - Федеральный совет; КНДР - Административный совет и т.п.
Расхождения в наименовании не влекут за собой изменение сущности правительства. Оно создается практически при любых формах правления. Однако конституционный статус и роль правительства могут быть различными и зависят от особенностей, которые сложились в той или иной стране .
Внутри правительства могут создаваться более узкие органы общеполитического характера: Кабинет - в Великобритании, Постоянное бюро - в Китае, Президиум - в Италии и т.п., а также разного рода межведомственные структуры - комитеты в Великобритании, делегированные комиссии в Испании и др.
С точки зрения своего политического состава правительство бывает: однопартийным; коалиционным; беспартийным.
Однопартийное правительство (при парламентарной или смешанной форме правления) - образуется, когда одна из политических партий получила в результате выборов абсолютное большинство мест в парламенте или его нижней палате (Великобритания) .
Коалиционное (многопартийное) правительство (при парламентарной или смешанной форме правления) - образуется, когда ни одной из партий в итоге выборов не удалось получить в парламенте такого большинства, которое бы позволило сформировать однопартийное правительство. Коалиционное правительство - это результат соглашения между партиями об общей правительственной программе. Правительственные партии, образовавшие коалицию, должны опираться на парламентское большинство, в состав которого могут входить и партии или независимые депутаты, в коалиции не состоящие, но ее поддерживающие (Германия, Италия) .
Возможно создание и правительства меньшинства, опирающегося на выборочную поддержку неправительственных партий. Оно может быть однопартийным или коалиционным, но в любом случае партии, составившие правительство, большинства в парламенте не имеют. Ему трудно принимать радикальные решения, и оно обычно ограничивается решением текущих вопросов (Скандинавские страны).
Беспартийное правительство - образуется в случае, если партиям в парламенте не удалось договориться о создании коалиции, а распускать парламент (нижнюю палату) нежелательно. В ее состав входят специалисты, которые могут принадлежать к той или иной партии, но их партийная принадлежность в данном случае значения не имеет. Продолжительность существования такого правительства часто невелика, оно ведет текущие дела до тех пор, пока не удастся сформировать правительство на партийной основе.
Процесс формирования и структура правительства
В зависимости от формы правления правительства формируются двумя основными способами: парламентским и внепарламентским.
Парламентский способ используется в странах с парламентарной формой правления (парламентская республика или монархия, смешанные республики). Право на формирование правительства в этих странах получает та политическая партия, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента страны.
Порядок формирования правительства в парламентарных республиках традиционен, хотя в конституциях изложен порой в неконкретной форме (Италия, ФРГ, Индия). Здесь вначале глава государства назначает главу правительства (в Италии - это председатель Совета министров, в ФРГ - Федеральный канцлер, в Индии - премьер-министр), который затем формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав.
Если предлагаемый состав правительства или его глава не могут получить доверия большинства парламента, то возможен роспуск парламента и назначение главой государства служебного правительства на период, пока соберется вновь избранный парламент.
Внепарламентский способ формирования правительства используется в президентских республиках, некоторых формах монархий и смешанных республиках. Право на формирование правительства в этих странах имеет не парламент, а избирательный корпус, т.к. правительство формируется президентом, избираемым посредством непарламентских выборов.
Состав и структура правительства очень разнообразны и в ряде стран (Великобритании) никак не регулируются, что позволяет каждому новому главе правительства самому определять, какие министерства ему нужны и с каким кругом ведения.
В Италии, ФРГ, Франции в состав правительства входят все главы центральных ведомств (министры, главы департаментов, государственные секретари), хотя в конституциях это не оговаривается .
В других странах, напротив, структура исполнительной власти урегулирована законом (США, Швейцария, Испания, Польша). Так, в Испании состав правительства включает председателя, его заместителей, министров и других членов, определяемых в законодательном порядке.
Осуществление исполнительной власти правительством.
Исполнительную власть в стране осуществляет правительство или глава государства и правительство.
«Сильное» правительство, как правило, существует в парламентарных респуб¬ликах и монархиях. Оно обычно состоит из премьер-министра, его заместителей, министров и иных членов. Традиционно в данных странах премьер-министром парламент избирает лидера партии, победившей на выборах в парламент, или руководителя крупнейшей фракции. Обычно министров по представлению пре¬мьер-министра назначает и освобождает от должности глава государства.
В парламентарных республиках и монархиях правительство обладает значи¬тельными полномочиями. В частности, в Великобритании вошел в употребление термин министериализм, означающий фактически ведущую роль правительства в системе органов государственной власти (например, быть инициатором боль¬шинства актов, принятых парламентом, принимать самому акты, имеющие силу закона, подавать королеве прошение о роспуске парламента и т. д.). Также в парламентарных республиках и монархиях все акты главы государства подверга¬ются контрассигнатуре.
Правительство в данных государствах ответственно перед парламентом. В слу¬чае вынесения правительству вотума недоверия конституции этих стран предус¬матривают два вида последствий:
- правительство автоматически уходит в отставку;
- правительство на выбор или уходит в отставку, или инициирует роспуск парламента.
В целях избегания затяжных правительственных кризисов в ряде стран (ФРГ, Польша, Венгрия) учрежден институт конструктивного вотума недоверия. При внесении такого вотума указывается фамилия человека, который станет следую¬щим премьер-министром. Голосование за недоверие правительству является одно¬временно голосованием за нового премьера.
Наряду с указанной моделью, при которой правительство осуществляет исполнительную власть, существует и вторая модель, где правительство осуществляет исполнительную власть вместе с главой государства.
Данная модель имеет две разновидности:
- глава государства сам через правительство осуществляет исполнительную власть;
- исполнительная власть поделена между главой государства и правительством.
Конституция Франции 1958 года
Особенности конституционного развития Франции.
Конституционное развития Франции уникально и представляет большой интерес для исследователей конституционного права. Уникальность заключается в том, что:
- Франция родина Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 года, идеи которой легли в основу многих современных конституций;
- данная декларация не только исторический документ, но и часть сегодняшней конституции страны;
- Франция родина 3-й в мире (после США и Польши) и 2-й в Европе Конституции 1791 года;
- в течение 167 лет (с 1791 по 1958 годы) во Франции было принято 15 конституций (в среднем раз в 10 лет) это абсолютный мировой рекорд. Ни в одной стране мира не было принято так много конституций и они не менялись так часто;
- Франция имеет особую систему высших органов государственной власти, где президент глава государства наделен огромными полномочиями и явно возвышается над всеми другими государственными органами .
Принятие Конституции 1958 года
На двенадцатом году Четвертой Республики, в 1958 году, во Франции разразился глубокий политический, экономический и нравственный кризис страну раздирали социально-экономические и политические противоречия, власть была слабой и не могла изменить ситуацию к лучшему. Каждые несколько месяцев возникали острые правительственные кризисы (правительство уходило в отставку, а новые сформировать было трудно из-за межфракционных парламентских разногласий), разваливалась Французская колониальная империя, 4 года шла кровопролитная война в Алжире, который добивался отделения от Франции.
В мае 1958 года в Алжире произошел военно-националистический мятеж, который поставил Францию на грань войны и военной диктатуры. Для руководителей Четвертой Республики и парламента единственным способом предотвращения расползания алжирского мятежа на всю Францию и последующую военно-фашистскую диктатуру было возвращение с пенсии и предоставление поста премьер-министра 68-летнему генералу де Голлю.
Содержание работы
Полномочия правительств в зарубежных странах 1
Понятие правительства в зарубежных странах 1
Процесс формирования и структура правительства .3
Осуществление исполнительной власти правительством 4
Осуществление исполнительной власти главой государства 5
Осуществление исполнительной власти совместно главой государства и правительством ..6
Полномочия ..6
Руководитель правительства 7
Специализированные органы при правительстве 8
Список использованной литературы ..9
Конституция Франции 1958 года 10
Особенности конституционного развития Франции ..10
Принятие Конституции 1958 года 10
Основы конституционного права Франции ..12
Список использованной литературы ..25
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Горшенева И. А., Короткова Г. О. Механизм формирования исполнительной власти во Франции // Административное и административно-процессуальное право. Часть 2. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2005. С. 98 105.
- Грибов Я. Л. Чрезвычайные полномочия главы правительственной власти в США и Англии - орудие империалистической реакции. Автореф. дисс. к.ю.н. М., 1951.
- Гринберг А. И. Конституционные основы деятельности правительства Италии // Практика буржуазного конституционализма. М., 1982. С. 63 75.
- Данилов С. Ю. Новое в системе исполнительной власти Великобритании // Административное право. М., 2002. С. 96 104.
- Егорова М. О., Ялбулганов А. А. Правовые основы деятельности Правительства ФРГ // Правоведение . 2006. № 5. С. 205 215.
- Козырин А. Н., Глушко Е. К. Правительство в зарубежных странах. Учебное пособие. М.: Ось-89, 2007. 240 с.
- Правительство, министерство и ведомства в зарубежных странах. М.: Юридическая , 1994.
- Список использованной литературы
- Гена И. Конституционное правосудие во Франции: Итоги и перспективы // Конституционное правосудие на рубеже веков. М.: Норма, 2002. С. 63 69.
- Ковалев А. М. Современное состояние Конституции V Республики во Франции: Проблемы реформы Конституции // Государство и право. 1997. № 4. С. 100 102.
- Колдаев В. М. Конституционное право Франции. Учебное пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2003. 75 с.
- Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М.: Юристъ,1999. 600 с.
- Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, США, Япония, Индия. Учебное пособие / Сост. В. В. Маклаков. -5-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2006. 608 с.