Теоретико-правовые основы ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства
Курсовая по предмету:
"Конституционное право"
Название работы:
"Теоретико-правовые основы ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства"
Автор работы: Юлия
Страниц: 28 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
2.1 Историческо-правовой аспект ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства по законодательству России
Исторический опыт России свидетельствует о том, что с древнейших времен нормы о правовом положении иностранцев занимали важное место в российском праве и наряду с отдельными ограничениями наделяли последних весьма широким спектром прав. Особенно благоприятное отношение к иностранцам со стороны властей начинает прослеживаться в период царствования Петра I и Екатерины II, когда иностранцы, проживавшие в Российской Империи, практически полностью уравнивались в правах с местным населением. Сферами общественных отношений, в которых в России имело место достаточно стабильное применение ограничений прав и свобод иностранных граждан (подданных) и лиц без гражданства, являлись отношения по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками и иной недвижимостью, а также отношения по поводу въезда, выезда, пребывания и передвижения указанных лиц по территории Российского государства.
Советское законодательство об иностранцах в своем развитии прошло те же этапы, что и в целом государство и общество. Кл чевую роль в этом развитии сыграли следующие обстоятельства:
1) образование РСФСР и принятие Конституции РСФСР 1918 года;
2) образование в декабре 1922 года Союза ССР и принятие Конституции РСФСР 1925 года;
3) принятие Конституции РСФСР 1937 года;
4) принятие Конституции РСФСР 1978 года.
Законодательство Советской России, несмотря на все имевшиеся противоречия и определенную жесткость по отношению к иностранцам в отдельные периоды, во второй половине XX века начинает постепенно сближаться с мировой практикой, предоставляя иностранным гражданам равные права с правами собственных граждан и предусматривая возможность ограничения их прав только на основе Конституции и иных законодательных актов.
Особенности становления и развития законодательного регулирования ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства в значительной мере обусловлены задачами Российского государства на каждом этапе его развития.
Впервые законодательное определение термина «иностранец» (вернее, «иноземец») появилось в период царствования Петра I. В п. 61 главы I Регламента морского от 5 апреля 1722 года указывалось, что «иноземцами считаются те, которые приехали из иных государств и вступили в службу. А те, которые породились в России и приняли службу, те яко россияне, почтены имеют быть».
Законодательство РСФСР установило, что иностранцами считаются лишь лица, не являющиеся гражданами РСФСР, проживающие на ее территории временно или постоянно и обладающие правами гражданства какого-либо иностранного государства , то есть понятия «иностранец» и « иностранный гражданин» рассматривались как тождественные.
Понятие «иностранец», существующее в законодательстве и правовой доктрине, характеризуется прежде всего их несогласованностью . Так, доктринальное толкование указанного понятия колеблется от самого узкого до самого широкого: от понимания «иностранцами» всех лиц, которые не являются гражданами государства пребывания, до отнесения к этой категории лиц, не гражданства ( подданства) данного государства, но обладающих гражданством (подданством) иностранного государства. Вместе с тем в федеральном законодательстве доминирующими критериями отнесения к категории « иностранец» (иностранный гражданин) должны быть:
наличие гражданства (подданства);
нахождение на территории государства, гражданином (под- данным) которого он не является.
2.2 Содержание конституционно-правового регулирования в сфере ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
Термин «конституционные основы» является сравнительно новым в отечественной науке конституционного права. Его появление связано прежде всего с введением в правовой оборот понятия основ конституционного строя, закрепленного в Конституции Российской Федерации 1993 года. Несмотря на существование различных научных подходов к понятию конституционных основ, многие авторы едины в том, что под конституционными основами понимается прежде всего система основополагающих конституционных принципов.
Рассматривая классификацию конституционных принципов ограничения прав и свобод человека и гражданина, представляется возможным выделить две следующие группы:
1) конституционные принципы, определяющие требования к источникам ограничения прав и свобод человека и гражданина;
2) конституционные принципы, определяющие цели и условия ограничения прав и свобод человека и гражданина (критерий «необходимости»; критерий «соразмерности»; критерий «допустимости»).
Конституционно-правовые основы ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства это установленные Конституцией Российской Федерации принципы, содержащие общие условия ограничения прав указанных категорий лиц, и принятые в их развитие законодательные акты, обеспечивающие соблюдение необходимого баланса между правами иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, с одной стороны, и законными интересами граждан Российской Федерации и их объединений, муниципальных образований, а также общества и государства в целом, с другой стороны.
В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права Конституцией Российской Федерации 1 (часть 3 статьи 62) предусмотрено приравнивание в правах и обязанностях иностранных граждан, а также лиц без гражданства к гражданам Российской Федерации. Отступления же от данного правила могут быть согласно Конституции Российской Федерации установлены только федеральным законом или международным договором .
Классифицировать ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства можно в зависимости:
1) от отрасли законодательства ( избирательное, земельное, семейное, трудовое, жилищное, миграционное законодательство, законодательство о прохождении государственной и муниципальной службы, также осуществлении отдельных видов деятельности, законодательство в сфере образовательной деятельности, охраны здоровья и оказания медицинской помощи и др.);
2) от уровня законодательного установления ограничения (федеральный и региональный уровень);
3) от способа закрепления ограничения (диспозитивный способ и бланкетный (отсылочный) способ закрепления ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства).
Использование такого предусмотренного Конституцией Российской Федерации источника ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, как федеральный закон, имеет стабильную тенденцию роста и наибольшее применение в области конституционного, трудового и административного законодательства, непосредственно связанного с внешней миграцией.
Содержание работы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Понятие, содержание и конституционно-правовые основания ограничения прав и свобод человека и гражданина 5
1.1 Понятие и классификация субъективных прав и свобод и способы их ограничения 5
1.2 Механизм реализации ограничений основных прав и свобод человека и гражданина в условиях особых правовых режимов 10
Глава 2. Теоретико-правовые основы ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства 13
2.1 Историческо-правовой аспект ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства по законодательству России 13
2.2 Содержание конституционно-правового регулирования в сфере ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации 16
Глава 3. Чрезвычайное законодательство в системе ограничении прав и свобод 19
3.1 Правовой режим чрезвычайного положения 19
3.2 Содержание законов о чрезвычайном и военном положении в России и пути их совершенствования 21
Заключение 24
Список литературы 26
Введение
Проблема соотношения прав и свобод человека (сферы свободы человека) и деятельности государства в своей основе является особенно важной для конституционного права в силу его практического приложения. Сложность данной проблемы определяется противопоставлением приоритетов: с одной стороны, люди создают государство для себя, защиты своих прав и свобод; с другой «государство возникает как ответ на неспособность человеческого общества жить без него, без его силы и ограничений, государство становится как бы высшим проявлением общественной организованности и порядка, единственным гарантом безопасности, стабильности и развития» . Данное противоречие разрешается путем разработки и закрепления в Конституции основ (условий) ограничений прав и свобод, а в законодательстве - конкретных способов ограничений отдельных прав и свобод, вытекающих из конституционных предписаний.
Разработка, законодательное установление и толкование целей, принципов, способов ограничений прав и свобод человека относится к наиболее трудным и спорным аспетам юридической системы. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед российским законодателем является установление должного равновесия между правами человека и интересами демократического общества в соответствии с основополагающей конституционной идеей об обеспечении максимально возможной степени свободы личности. Устанавливая принципы, цели и юридическую форму ограничений, т.е. основы (общие условия) ограничений прав и свобод, Конституция тем самым защищает человека и его права от произвольных действий со стороны государства, поскольку ограничивает государственную власть в возможности посягать на права и свободы личности, на сферу ее свободы. Для того чтобы законодательная власть не выходила за пределы полномочий, предоставленных ей Основным Законом, конституционные положения, санкционирующие ограничения прав личности, должны быть сформулированы и конкретизированы в текущем законодательстве с предельной четкостью и ясностью и в законах должно быть обязательно указано в каких целях, при каких обстоятельствах, в какой степени, в какой форме и каким органом власти допускается ограничение прав и свобод человека.
Все вышесказанное диктует необходимость комплексного рассмотрени прежде всего конституционных основ ограничения прав и свобод человека и гражданина в современном, историко-правовом и сравнительно-правовом плане. В исследовании конституционных основ ограничения прав и свобод личности состоит актуальность курсовой работы.
Разносторонние аспекты, актуальные проблемы прав человека и их ограничений нашли свое отражение в работах следующих отечественных ученых в области конституционного права: С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Ю.В. Кудрявцева, О.Е. Кутафина, Е.А. Лукашевой, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, В.А. Туманова, Ю.А. Юдина и др.
Нормативно-правовую основу работы составили: Конституция России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы РФ, решения Конституционного Суда Российской Федерации, решения иных федеральных судов, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты Государственной Думы и Совета Федерации.
Объектом работы являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правового регулирования ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Предмет работы нормы конституционного права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая регламентация ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Цель и задачи работы. Целью является рассмотрение конституционных основ ограничения прав и свобод человека и гражданина. Для достижения поставленной были определены следующие задачи:
- исследовать специфику и способы конституционного регулирования прав и свобод человека и гражданина;
- проанализировать основные подходы к трактовке ограничений прав и свобод;
- определить способы конституционного регулирования ограничений прав и свобод;
- дать характеристику конституционных основ ограничения прав и свобод человека и гражданина;
- раскрыть специфику конституционного регулирования ограничений прав и свобод в условиях особых государственно-правовых режимов - чрезвычайного и военного положения, контртеррористической операции.
Работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка литературы.
Глава 1. Понятие, содержание и конституционно-правовые основания ограничения прав и свобод человека и гражданина
1.1 Понятие и классификация субъективных прав и свобод и способы их ограничения
Права человека это ценностный ориентир, позволяющий применять «человеческое измерение» не только к государству, праву, закону, законности, правовому порядку, но и к гражданскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего зависит в значительной мере от состояния дел с правами человека, от объема этих прав и их реализации. Широко признанные идеи гражданского общества и правового государства основаны на признании приоритета прав человека. Но демократия немыслима не только без самых широких прав для граждан, но и без определенных запретов и ограничений, установленных против различного рода антиобщественных явлений. Поэтому проблема пределов свободы человека в обществе в общем плане есть проблема правовых ограничений.
Естественная свобода является изначальным и абсолютным явлением, которым человек наделен от рождения и которое заканчивается вмесе с его смертью. Вместе с тем она приобретает ограниченный характер вследствие того, что индивид проживает в обществе подобных ему существ, где их интересы и потребности разнятся, порой заходя в глубокие противоречия. В таких условиях, когда каждый будет реализовывать только свою абсолютную свободу, невозможным становится достижение общесоциальных целей, без которых не способно существовать общество, а значит, и сам человек . Следовательно, ограниченное состояние свободы человека так же естественно, как и само ее существование. Как юридический термин слово «ограничение» широко используется в Конституции Российской Федерации, так и в актах отраслевого законодательства. В частности, в статьях 55, 56 Конституции Российской Федерации категория «ограничение» используется в отношении прав и свобод человека и гражданина; в статьях 22 и 30 Гражданского кодекса Российской Федерации 2 (далее ГК РФ) гражданской правоспособности и дееспособности граждан; в статье 49 ГК РФ прав юридического лица; в статье 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) права пользования транспортным средством; в статье 14.9 КоАП РФ свободы торговли; в статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации трудовых прав и свобод; в статье 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» пребывания в составе Правительства Российской Федерации; в статье 4 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» компетенции Уполномоченного по правам человека.
Ограничения меры, направленные на реализацию позитивных прав и свобод человека и гражданина, исключающие нелегитимные способы их реализации. Ограничения есть форма реализации позитивных действий и исключение действий негативных. Ограничения можно классифицировать на экономические, политические, социальные, правовые. Исходя из формы права, закрепляющей ограничение можно выделить конституционно-правовые ограничения, ограничения, устанавливаемые законами, подзаконными актами, судебными решениями.
По субъекту: ограничения прав физических и юридических лиц, а также общие (дейстующие для всех лиц) и индивидуальные (для конкретных лиц).
По времени действия: постоянного или временного характера (на конкретный срок или в чрезвычайных условиях).
В зависимости от правового статуса ограничения прав: иностранцев; государственных служащих; должностных лиц и т.п.
Определение границ допустимого ограничения основных прав и свобод в силу содержащейся в Конституции отсылки к федеральному закону относится к полномочиям только федерального законодателя, однако и он не свободен в своих решениях. Соответствие этих границ установленным Конституцией критериям может быть предметом судебной проверки, имея при этом в виду, что такие ограничения должны быть соразмерны конституционным целям ограничений и соответствовать характеру и природе отношений государства и гражданина. Нормирующим пределом для законодателя, а также органов исполнительной и судебной власти является ст. 55 Конституции Российской Федерации .
Ограничения прав и свобод человека и гражданина со стороны российского государства предполагают решение следующих задач: поддержание правопорядка; обеспечение личной безопасности; обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства; создание благоприятных условий для экономической деятельности и охраны всех форм собственности; учет минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан.
Отсюда следуют два принципиальных требования: ограничения прав и свобод граждан допустимы только в том случае и в той мере, в каких они: 1) предусмотрены законом конкретного государства;
2) соответствуют нормам международного права.
Использованная литература
- Конституция Российской Федерации 1993 года: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 21.07.2007) // Российская газета, 1993, 25 декабря, №237; 2007, 27 июля, № 162.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод // СЗ РФ. №2,2001. Ст.163
- Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижении, выбор места пребывании и жительства в пределах Российской Федерации». // ВСНД РФ и ВС РФ 1993. №32. Ст. 1227.
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. 30. Ст. 3032.
- Барбин В.В. Конституционно-правовые основания ограничений прав и свобод человека и гражданина и их реализация в деятельности органов внутренних дел // Дисс. канд. юрид. наук. - М., 2003.
- Гончаров И.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации с использованием мер федерального вмешательства: Монография. М.: Акад. упр. МВД России, 2004
- Должиков А.В. Конституционные критерии допустимости огранич ения основных прав человека и гражданина в Российской Федерации // Дисс. канд. юрид. наук. Тюмень, 2003.
- Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов, 1994.
- Подмарев А.А. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 2001.
- Приходько И.М. Ограничения в российском праве (проблемы теории и практики) // Дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 2001.
- Пчелинцев С.В. Правовое регулирование военного положения в Российской Федерации // Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1998.
- Пчелинцев С.В. Ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов: методология, теория, практика. Дисс. докт. юрид. наук. М.: РАГС, 2006.
- Правовые и политические проблемы современности: материалы научно-практической конфе- ренции. Тюмень: Тюменская областная Дума, 2003.
- Шаклеин Н.И. Ограничение прав и свобод человека в Российской Федерации: конституционно- правовые вопросы // Дисс. канд. юрид. наук. - М., 2006. 227 с.
- Эволюция российского права: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции, 14-15 апреля 2003 года. Екатеринбург, 2003.
- Алёшин В.В. Безопасность - новые подходы // Московский журнал международного права. 2000. № 3.
- Делев Д.И., Мишунина А.А. К вопросу об ограничении прав и свобод иностранных граждан в региональном законодательстве // Право и политика. 2008. № 4.
- Делев Д.И. Ограничения прав иностранцев в российском праве: вопросы теории и практики // Интеллект - 2004: Сборник научных трудов. Тюмень: Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права. 2004.
- Евстифеев Д.М. Понятие конституционно-правового интереса
- личности // Российский юридический журнал. 2007. № 1.
- Жилинский В.В. Принципы обеспеченя режима чрезвычайного положения // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 6.
- Квитко А.Ф. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения // Современное право. 2006. № 12(1)
- Квитко А.Ф., Улыбина Т.С. Конституционно-правовые основы ограничения субъективных прав и свобод // Право и жизнь. 2007. № 106(1).
- Малько А.В. Об ограничениях прав и свобод человека и гражданина в проекте Конституции Российской Федерации // Государство и право. 1993. №3.