Конституционно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в РФ.
Реферат по предмету:
"Конституционное право"
Название работы:
"Конституционно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в РФ."
Автор работы: Ольга
Страниц: 20 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
В современный период развития Российского государства происходит процесс переосмысления различных сторон исторического опыта нашей страны, включая и вопросы становления и развития государственно-правовых институтов. История государства и права России дает большой законодательный и правоприменительный материал, позволяющий проследить формирование и развитие правового регулирования различных сторон жизнедеятельности страны. Отдельные институты права России прошлых столетий остаются недостаточно изученными. К их числу можно отнести вопрос о правовом положении иностранцев в России.
Иностранными гражданами в России признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Лицом без гражданства в России признаются лица, не имеющие гражданства какого-либо государства.
В соответствии с Конституцией России иностранным гражданам и лицам без гражданства в России гарантируются предусмотренные законом права и свободы.
Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане России, если иное не вытекает из Конституции России, и других актов российского законодательства.
Иностранные граждане и лица без гражданства в России равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.
Основной целью настоящей работы является комплексное изучение конституционно-правового статуса иностранцев в России.
1. Основы конституционно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства
Любое государство не может не считаться с пребыванием на его тер¬ритории иностранных граждан и лиц без гражданства. Изменения в экономической и политической сферах жизни России последних лет привели к тому, что правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства из вопроса, затрагивающего сравнительно небольшое число людей, превратилось в проблему для многих органов, организа¬ций, широких слоев населения.
Правовое положение иностранцев, лиц без гражданства определя¬ется:
Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. Он вступил в силу с 1 ноября 2002 г. и заменил Закон СССР «О правовом положе¬нии иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г.;
Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федера¬ции и въезда в Российскую Федерацию» от 24 июня 1999 г.;
Положением о комиссии по вопросам гражданства при Президен¬те Россйской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г.;
Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без граж¬данства разрешения на временное проживание, утвержденным поста¬новлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г.;
приказом МВД России, МИД России, Минтранса России, ГТК России, ФПС России «О введении в действие миграционных карт» от И ноября 2002 г.;
рядом международных договоров и соглашений Российской Феде¬рации (например, Соглашением между Беларусью, Казахстаном, Кыр¬гызстаном и Российской Федерацией об упрощенном порядке приоб¬ретения гражданства ратифицировано Федеральным законом от 2 января 2000 г.; Соглашением о взаимном предоставлении гражданам Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Российской Федерации равных прав на получение скорой и неотложной медицинской помощи ра¬тифицировано Федеральным законом от 11 июня 2002 г.).
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. под иностранным гражданином понимает лицо, не яв¬ляющееся гражданином России и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства (ст. 3). Закон об иностранцах дает несколь¬ко иное определение: иностранный гражданин физическое лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без граж¬данства (или апатрид) определяется как физическое лицо, не являю¬щееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказа¬тельств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Таким образом, если иностранец не имеет доказательств принадлеж¬ности к гражданству (подданству) иностранного государства, он до представления таких доказательств должен рассматриваться компе¬тентными российскими органами как лицо без гражданства. Очевид¬но, что правоприменителям необходимо исходить из определений специального Закона об иностранцах.
2. Конституционно-правовой статус отдельных категорий иностранных граждан
Закон об иностранцах выделяет несколько категорий иностранных граждан.
Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации. К данной категории относятся лица, которые временно находятся на российской территории, при этом срок их пребывания определяется сроком действия выданных им виз. В том случае, когда у России с иностранным государством существует безвизовый режим, то срок временного пребывания иностранца не может превышать 90 суток. Этот срок может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельст¬ва, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Феде¬рацию.
При наличии у иностранного государства договора о безвизовом въезде в Россию ее граждан последние, заключившие трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) в России, могут находиться на ее территории в течение срока действия указанного договора, но не более одного года, исчисляемого со дня въезда иностранца в Россию. Основным документом, подтверждаю¬щим отношение иностранного гражданина к этой категории, служит миграционная карта.
Иностранные граждане, находящиеся на территории Россий¬ской Федерации иностранцы, временно проживающие в Россий¬ской Федерации. Документом, дающим право на нахождение на ее территории, является разрешение на временное проживание. Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. раскрыт механизм подачи заявлений на получение разрешения на проживание на терри¬тории России. Этот механизм связан с квотами, ежегодно утверждае¬мыми Правительством РФ. При определении квоты Правительство должно учитывать предложения исполнительных органов власти субъектов Федерации, демографическую ситуацию в соответствую¬щем субъекте и его возможности по обустройству иностранцев на своей территории. При выдаче разрешения на временное проживание в России в рамках квот срок такого проживания может составлять до трех лет. Закон об иностранцах предусматривает и получение разре¬шения на временное проживание вне квот. Этот порядок, в частности, распространяется на иностранцев:
1) родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР или родившихся на территории Российской Феде¬рации;
2) признанных недееспособными и имеющих дееспособного сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
3) имеющих хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоя¬щего в гражданстве Российской Федерации;
4) состоящих в браке с гражданином Росии, имеющих место жи¬тельства в этой стране;
5) осуществляющих инвестиции в Российской Федерации в раз¬мере, установленном Правительством РФ.
Компетентные органы после подачи иностранцем заявления о вре¬менном проживании выдают разрешение на такое проживание после проведения необходимой проверки. В случае отказа в выдаче разре¬шения, он вправе повторно подать в том же порядке заявление не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления.
Основания отказа или аннулирования ранее выданного разреше¬ния на временное проживание строго регламентированы. Они могут быть разделены по группам.
Посягательства на конституционный строй: выступление ино¬странца за насильственное изменение основ конституционного строя, иные действия, создающие угрозу безопасности России или ее граж¬данам; финансирование, планирование террористических (экстре¬мистских) актов, совершение их, оказание содействия в их совершении, иные действия по поддержке террористической (экстремистской) дея¬тельности; осуждение вступившим в законную силу приговором суда за совершение .тяжкого или особо тяжкого преступления либо пре¬ступления, рецидив которого признан опасным.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Основы конституционно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства. 4
2. Конституционно-правовой статус отдельных категорий иностранных граждан. 6
3. Конституционные права и обязанности иностранных граждан и
лиц без гражданства. Ограничение прав иностранных граждан
и лиц без гражданства. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Использованная литература
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. М.: 2006. 304с.
- Белкин АЛ. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. СПб., 2005.
- Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. М.: Юриспруденция, 2005.288 с.
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под ред. Б.А. Страшуна. Т. 1. М., 2006.
- Козлова Е.И; Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003.
- Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 2004.
- Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. М., 2002.
- Лейст О.Э. Актуальные проблемы общей теории права // Научные труды РАЮН. Т. 1. М., 2007. С. 20-31.
- Общая теория права и государства. Под редакцией Лазарева В.В., М.: Юристъ, 2006. 470 с.
- Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.,2006.
- Тихомиров Ю. А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. 2004. -№7. -С. 5-13.
- Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 2007.
- Конституционное право: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. М.: 2007. 278с.