Крестьянская реформа 1861 года.
Реферат по предмету:
"Государство и право"
Название работы:
"Крестьянская реформа 1861 года."
Автор работы: Ольга
Страниц: 19 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Во второй половине XIX в. в России продолжали развиваться капи¬талистические отношения. Их развитие оказывало преобразующее воз¬действие на все сферы жизни общества. Развивалась промышленность, возникали новые промышленные районы. Сельское хозяйство все в большей мере связывалось с рынком. Росли крестьянские промыслы, продолжался процесс экономической специализации районов .
Но дальнейшее развитие промышленности и экономики в целом тормозилось существованием крепостного права. Имевшиеся в стране противоречия вели к обострению классовой борьбы, усилению кресть¬янского движения. Кризис феодально-крепостнического строя еще в большей мере обострился в результате поражения России в Крымской войне, жестко показавшей всю глубину отставания России от стран За¬пада, сделавших к тому времени огромный скачок в своем развитии. Попыткой преодоления кризиса были буржуазные реформы, проведен¬ные в правление Александра II .
Из этих реформ особое место занимает крестьянская реформа, отменившая крепостное право и монополию дворян на населенные земли.
1. Предпосылки и осуществление крестьянской реформы 1861 года
Подготовка крестьянской реформы заняла довольно много времени. В 1857 г. по указанию императора был образован Секретный комитет, переименованный позднее в Главный комитет по устройству сельского населения. Проекты крестьянской реформы рассматривались и в дво¬рянских губернских комитетах. Разработанные проекты рассматрива¬лись специальными Редакционными комиссиями, закончившими работу в 1860 г. и передавшими материалы в Главный комитет по крестьян¬скому делу.
19 февраля 1861 г. Александр II утвердил Положения об отмене крепостного права и издал в связи с этим Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Кроме Манифеста, были изданы: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Положение об устройстве дворовых людей; Положение о выкупе; По¬ложение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях; четыре местных положения о поземельном устройстве крестьян в раз¬личных губерниях России; Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах.
Особые Дополнительные правила были приняты в отношении уст¬ройства крестьян мелкопоместных владельцев, посессионных крестьян и крепостных рабочих.
В 1863 г. было утверждено Положение о крестьянах, водворенных на землях имений государевых, дворцовых и удельных. В связи с реформой в отношении государственных крестьян в 1866 г. был принят закон "О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях" .
Путем издания ряда специальных актов было проведено осво¬бождение крестьян от крепостной зависимости в национальных районах страны. Подготовка крестьянской реформы, начавшаяся в 1857 г., пол¬ностью была в руках дворянства, что, естественно, отразилось в ее до¬кументах.
Правовое положение крестьян после проведения реформы
Наиболее тяжкие сословные ограничения были ликвидированы. По Общему положению, крестьяне стали иметь "права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу" (ст. 2). Крестьяне полу¬чили право вступать в брак без разрешения помещика, заключать сдел¬ки, принимать обязательства, обращаться в суд, быть свидетелями и по¬ручителями (ст. 21-24).
В Общем положении были закреплены такие права крестьян, как право открывать и содержать фабрики и другие промышленные пред¬приятия, свободно заниматься ремеслом и торговлей. Следует отметить, что это положение давало возможность выделившейся верхушке кресть¬янства - кулачеству принимать участие в развитии капиталистических отношений в России.
Общее положение наделяло крестьян довольно полной право¬способностью: крестьяне имели право приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, могли отчуждать его, передавать по наследству и т. д.
Следует подчеркнуть, что права "свободных сельских обывателей" крестьяне получили не сразу и не в полной мере .
В течение первых двух лет после отмены крепостного права кресть¬яне еще оставались в значительной зависимости от своих прежних вла¬дельцев, продолжая отбывать в пользу помещика прежние повинности.
Помещики сразу же со дня обнародования Положений теряли право продажи крестьян, отдачи их в услужение или на другие работы и право переселения крестьян и отдачи их в исправительные учреждения (ст. 2 этого же документа).
3.Временнообязанные крестьяне и крестьяне-собственники
После подписания уставной грамоты и получения вслед за этим земельного надела между помещиком и кре¬стьянами возникали обязательные поземельные отношения. Помещик сохранял право собственности на всю прежнюю землю. Крестьяне же за полученные по реформе в пользование земельные наделы отбывали барщинную или оброчную повинность. Эти крестьяне назывались вре¬меннообязанными и, по сути, оставались зависимыми от помещика. Только после заключения выкупной сделки или выкупа земли (а это они могли сделать только с разрешения поме¬щика) они переходили в разряд крестьян-собственников и переставали отбывать феодальные повинности .
По отношению к временнообязанным крестьянам помещик имел и другие права. Так, гл. VI Общего положения сохраняла за помещиками права вотчинной полиции: право надзора "за охранением общественного порядка и общественной безопасности".
Кроме того, помещик получал право контроля, надзора за органами крестьянского самоуправления, учрежденными по реформе сельскими старостами и волостными старшинами, сельскими и волостными схода¬ми. Помещик имел право требовать смены сельских старост и других лиц сельской администрации; сельский староста обяза был безотлага¬тельно выполнять требования помещика по целому ряду вопросов; по¬мещик имел право требовать отмены мирского приговора и созыва сельского схода и т. д.
После выкупа земельных наделов (либо после заключения выкупной сделки) крестьяне переходили в разряд крестьян-собственников. Сроки перевода крестьян на выкуп не были определены Положениями и зависели от воли помещика. Поэтому для многих помещичьих крестьян перевод из состояния временнообязанных затянулся на многие годы и десятилетия. В 1870 г. количество времен¬нообязанных крестьян составляло 32,54%.
В 1881 г. царское правительство издало закон об обязательном пере¬воде крестьян на выкуп и о прекращении временнообязанного состоя¬ния с 1 января 1883 г.
В течение первых 9 лет после объявления реформы крестьяне-собственники не имели права продавать свои земельные наделы.
Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а с сельским обществом - миром . Мир отвечал круговой порукой за все платежи, подати и повинности, отбываемые крестьянами.
Крестьянин не имел права свободно уйти из сельского общества. Глава V Общего положения дает подробный перечень многочисленных условий выхода из мира.
.Органы крестьянского управления
Согласно Положениям в селах для бывших помещичьих крестьян создавались органы крестьянского самоуправления. Все крестьяне-домохозяева сельского общества состав¬ляли сельский сход - низшее звено системы органов крестьянского управления.
Сельский сход избирал сельского старосту и других должностных лиц. Кроме того, ведению сельского схода подлежали вопросы о поряд¬ке и своевременности отбывания различного рода повинностей, уволь¬нения членов общества и приеме в него, о пользовании землей, взыска¬нии недоимок и др .
Сельские органы подчинялись волостному управлению, земской по¬лиции и органам администрации.
Несколько сел объединялись в волость, где создавались волостной сход во главе с волостным старшиной, волостное управление и сослов¬ный крестьянский волостной суд.
Волостной сход решал хозяйственные и финансовые вопросы, ведал раскладкой сборов и повинностей.
Создание сословного крестьянского суда ярко свидетельствует о со¬хранении значительных элементов феодальног строя. Волостной суд имел право разбирать имущественные споры между крестьянами (до 100 руб.) и судить крестьян за мелкие преступления, совершенные в отно¬шении крестьян же.
В качестве наказания волостной суд мог приговаривать к об¬щественным работам на срок до 6 дней, аресту до 7 дней, штрафу до 3 руб. и телесным наказаниям до 20 ударов розгами.
Согласно Положениям для реализации крестьянской реформы и для контроля над органами сельского управления были созданы специаль¬ные учреждения, ведавшие крестьянскими вопросами: мировые посред¬ники, уездные мировые съезды из мировых посредников и губернские присутствия по крестьянским делам.
Мировые посредники назначались из наиболее родовитых и богатых помещиков данной местности. Они намечались уездным дворянским собранием, представлялись губернатором и утверждались Сенатом.
Мировым посредникам поручалось наблюдение за органами кресть¬янского управления. Так, органы сельского и волостного самоуправле¬ния обязаны были беспрекословно исполнять все требования мировых посредников. Волостной старшина в своей должности утверждался ми¬ровым посредником.
Содержание работы
Введение 3
1. Предпосылки и осуществление крестьянской реформы 1861 года 4
2.Правовое положение крестьян после проведения реформы 6
3.Временнообязанные крестьяне и крестьяне-собственники 7
4.Органы крестьянского управления 9
5.Порядок наделения крестьян землей 11
6.Формы крестьянского землевладения 13
7.Выкуп земельных наделов 14
8.Условия освобождения других категорий крестьян от крепостной зависимости 16
Заключение 18
Список литературы 19
Использованная литература
- Заичкин И.А., Почкаев И.Н «Русская история»(популярный очерк).IX - середина IIXX вв.- М.: Мысль,1992
- Исаев И.А.. История государства и права России.- М: Былина, 2003.- 544с.
- Клеандров В.М., Мулукаев Р.С. История государства и права России.- М.: Проспект, 2006.- 544с.
- Краснов Ю.К. История государства и права России.- М.: Зерцало, 2000.- 449с.
- Рогов В.А.. История государства и права России IX начало XX в. М.: Мысль, 1994.
- Российское законодательство X XX веков / под ред. О.В. Чистякова, Т-8. М.: Знание, 1991.-601с.