Организационно-правовые основы деятельности ДПС ГИБДД
Курсовая по предмету:
"Административное право"
Название работы:
"Организационно-правовые основы деятельности ДПС ГИБДД"
Автор работы: Юлия
Страниц: 27 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
2. Основные задачи и функции, возложенные на Дорожно-патрульную службу
Дорожно-патрульная служба Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (далее ДПС) осуществляет возложенные на нее полномочия в соответствии с Наставлением по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ .
Дорожно-патрульная служба является структурным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и входит в состав милиции общественной безопасности РФ. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в и
Деятельность ДПС строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности.
В состав ДПС ГИБДД МВД России входят строевые подразделения (в том числе специализированные): полки, батальоны, роты, взводы, мобильные строевые подразделения, создаваемые в качестве оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в области , проведения специальных мероприятий по пресечению преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, а также группы.
Специализированные подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения образуются по согласованию с МВД России.
Работу подразделений ДПС, оказание им практической и методической помощи организуют отделы (отделения) ДПС управлений (отделов) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Основными задачами ДПС являются:
- сохранение жизни, здоровья и имущества участников , защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;
- обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.
Функции дорожно-патрульной службы
1. Оказание в пределах своей компетенции содействия и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов.
2. Осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области
3. Регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий.
4. Охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах, дорогах и иных общественных местах.
5. Осуществление розыска угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий.
6. Осуществление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях.
7. Осуществление неотложных действий на месте ДТП, а также принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра.
8. Проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки сообщений о преступлениях против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях .
9. Осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств.
10. Выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению.
11. Информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в области дорожного движения, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению.
12. Участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на
13. Контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу
14. Участие совместно с паспортно-визовой службой в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на транспортных средствах через территорию Российской Федерации.
Содержание работы
Содержание
Введение .................................................................................................................3
1. Правовой статус Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России ..........................................................................................5
2. Основные задачи и функции,
возложенные на Дорожно-патрульную службу ...................................................9
3. Организация и несение дорожно-патрульной службы .................................13
Заключение ...........................................................................................................24
Библиография .......................................................................................................26
Введение
Современное общество не может существовать и развиваться без пространственного перемещения людей, средств и продуктов их труда. Основанный на использовании транспортной техники процесс удовлетворения данной общественной потребности организован в настоящее время таким образом, что его конечным результатом является не только достижение позитивной цели (в виде пассажирских, грузовых перевозок, осуществления естественного перемещения людей), но и транспортный травматизм, огромные убытки от повреждения техники и грузов. По масштабу последствий дорожно-транспортную аварийность можно считать техногенной катастрофой, только распределенной во времени и пространстве .
Трагично осознавать, что ежегодно в дорожных происшествиях гибнет более 1 тысячи детей и около 25 тысяч получают различные ранения. Эта печальная статистика означает, что больше уже никогда не прозвенит звонок для ребят целой школы.
Тревога за жизни и здоровье россиян на автодорогах страны со всей очевидностью прозвучала в выступлении президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании президиума Государственного совета России в ноябре 2005 года и нашла свое отражение в Послании Федеральному собранию Российской Федерации на 2006 год.
В свете сложившейся ситуации решающее значение приобретает разработка, и реализация системы мер экономического, правового, организационного, технического, медицинского характера, которые бы позволили максимально использовать возможности государства и общества для преодоления негативных последствий автомобилизации.
Сущность обеспечения безопасности дорожного движения как деятельности по упорядочению какого-либо объекта или процесса заключается, прежде всего, в административно-правовом регулировании общественных отношений, возникающих в процессе удовлетворения транспортной потребности. Однако правовые основы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения до сих пор не сформированы. До последнего времени отсутствовала нормативная регламентация такого важного для теории и практики обеспечения безопасности дорожного движения понятия как дорожное движение.
До настоящего времени отмечается недостаточная урегулированность процесса управления безопасностью дорожного движения как одного из направлений деятельности органов исполнительной власти по социальному обслуживанию населения, отсутствует четкая правовая регламентация компетенций этих органов по ее осуществлению и ответственности за некачественное исполнение ими соответствующих обязанностей.
Самостоятельное значение имеет рассмотрение организационно-правовых основ деятельности Государственной автомобильной инспекции МВД России как субъекта организации и безопасности дорожного движения.
В действующих Положениях, регламентирующих работу Госавтоинспекции, имеется ряд противоречий, отрицательно влияющих на эффективность выполнения основных функций и обязанностей органов надведомственного контроля. В этой связи возникает необходимость комплексного подхода к решению проблемы обеспечения безопасности дорожного движения.
Целью данной работы является изучение и анализ правовых и организационных основ деятельности ДПС ГИБДД МВД России в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
1. Правовой статус Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России
Официальной датой образования Государственной автомобильной инспекции считается 3 июля 1936 г. Именно в этот день Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР специальным постановлением утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления Рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД СССР.
С принятием упомянутого нормативного акта появилась организационно-правовая основа деятельности ГАИ, определилась ее ниша в общегосударственной системе обеспечения безопасности дорожного движения. Были сформированы предпосылки для деятельности ГАИ в ее современном виде. Основное внимание уделялось контролю за качеством специализированного обучения водительского состава, проверке технического состояния автомобилей. Была утверждена система обязательных систематических технических осмотров транспортных средств. Появление правовых постулатов в работе ГАИ поставило на повестку дня вопрос о необходимости введения единых правил дорожного движения. В этой связи НКВД СССР утвердил Типовые правила движения по улицам и дорогам. Они являлись базой для разработки правил дорожного движения в каждом регионе страны .
Развал СССР на какое-то время парализовал развитие ГАИ. Именно на 1992 г. пришелся пик количества зарегистрированных краж транспортных средств. Изменившиеся условия потребовали видоизменений в деятельности ГАИ, приспособлений ее функций и задач к новым политическим и экономическим условиям. В этой связи постановлением Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 354 было утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции МВД России.
Развитие демократизации и открытости во всех сферах деятельности способствовало принятию 10 декабря 1995 г. Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» . Принятие законодательного акта по безопасности дорожного движения позволило поднять проблему аварийности на дорогах на качественно новый уровень. Эта, а также ряд других мер создали условия для развития ГАИ, для ее конструктивного участия в решении сложных задач по безопасности дорожного движения на современном этапе.
Важным шагом в реализации государственной политики в об¬ласти организации безопасности дорожного движения (далее ОБДД) стал Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», которым утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее Положение).
Использованная литература
- Нормативные акты:
- Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 года.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. № 1 (часть I). Ст. 1.
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. № 50. Ст. 4873
- Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля 2003 г.). // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г. № 16. Ст. 503.
- Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями от 24 января 2001 г., 6 февраля 2002 г., 7 мая 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 августа 1998 г., № 32, ст. 3916
- Положение о Главном управлении Государственной инспекции безопасности дорожного движения, Службы общественной безопасности МВД РФ // Приложение к приказу МВД России от 8 ноября 2001 г. № 982.
- Правила дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением СМ РФ от 23 октября 1993 г. № 1090) (с изменениями от 8 января 1996 г., 31 октября 1998 г., 21 апреля 2000 г., 24 января 2001 г., 28 июня 2002 г., 7 мая 2003 г.) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1993 г., № 47, ст. 4531
- Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711)
- Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (с изменениями на 3 мая 2005 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998, № 25. Ст. 2897.
- Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. № 297 "Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями от 21 июня 1999 г., 10 сентября 2001 г., 19 марта 2004 г., 28 марта, 31 декабря 2005 г., 31 августа 2007 г.)
- Учебная , монографии, статьи:
- Алёхин А.П. Административное право Российской Федерации. Учебник. М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 2003.
- Административная деятельность органов внутренних дел. / Под ред. А. П. Коренева. М.; МАМВД России, 2001
- Административная деятельность в органах внутренних дел. Общая и особенная части / Под ред. В.Я. Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.
- Бородин С.С., Иванов П.В., Оськин Ф.Ф. Административная деятельность органов внутренних дел. М.: Лань, 2000.
- Бочаров С.Н., Герт Г.П., Еремичев И.А. Административная деятельность органов внутренних дел. Особенная часть. Учебник. М., 2003.
- Воронцов С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. М., БЭК, 1999.
- Габричидзе Б. Н. Административное право. М.: Проспект, 2002.
- Кардашова И.Б., Зубач А.В., Бочаров С.Н. и др. Административная деятельность органов внутренних дел. Учебное пособие. / Под ред. И.Б. Кардашовой. М., 2004.
- Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. М.: Транспорт, 1993.
- Правовые основы деятельности МВД России. Сборник нормативных документов в 3-х томах. М.; 2001
- Семенов В.М. Правоохранительные органы РФ. М., Норма, 1997.
- Соловей Ю.П., Черников В.В.. Комментарий к Закону Российской Федерации "О милиции". Издание второе, переработанное и дополненное. М.: "Проспект", 2001.