Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Юридические --> Административное право --> Система исполнительной власти и принципы ее построения

Система исполнительной власти и принципы ее построения

Москва

Курсовая по предмету:
"Административное право"



Название работы:
"Система исполнительной власти и принципы ее построения"




Автор работы: Юлия
Страниц: 30 шт.



Год:2008

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

2.1. Характеристика принципов построения органов исполнительной власти и их особенности

Теперь рассмотрим более подробно принципы, на которых зиждется существование и эффективная работа системы органов исполнительной власти. Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними. Система органов отражает разделение предметов ведения и полномочий в организации самой исполнительной власти в осуществлении её функций множеством субъектов. Своеобразие решения разделения предметов ведения и полномочий в системе исполнительной власти Российской Федерации заключается в том, что на него оказывает непосредственное влияние федеративное устройство Российского государства.

Система органов исполнительной власти в Российской Федерации строится и функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности. Эти принципы вытекают из Конституции Российской Федерации. Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти обусловлен государственным устройством России. В структурном плане он проявляется втом, что в общую систему этих органов входят :

А) федеральные органы исполнительной власти;

В) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Принцип сочетания централизации и децентрализации тесно связан с принципом федерализма, но нетождествен ему. Нетождествен потому, что сочетание этих его элементов может иметь место на различных уровнях и необязательно сопутствует только федеральному устройству. Указанный принцип оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместного ведения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Централизованное осуществлениеисполнительной власти может сосредотачиваться в руках федеральных органов и субъектов Российской Федерации в пределах, определённых законодательством.

В общегосударственном масштабе более высокая степень централизации проявляется по предметам ведения Российской Федерации, она несколько ослабляется в отношении предметов совместного ведения. За пределами этих видов ведения, как известно, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст.73 Конституции Российской Федерации). В последнем случае соотношение централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти определяется субъектами Российской Федерации.

Принцип законности проявляется прежде всего в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Данное требование относится также к конституциям и другим актам законодательства субъектов Российской Федерации. Одним из важных аспектов принципа законности является обязательность строгого соблюдения положений Конституции Российской Федерации о соотношении актов органов государственной власти и её субъектов. Они сформулированы в ст.76. В частности, законы и иные нормативные правовыеакты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральнымзаконам, принятым в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Вслучае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в

Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской

Федерации и её совместного ведения с субъектами Российской Федерации, действует нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере функционирования системы центральных органов исполнительной власти.

Статус Президента Российской Федерации определён Конституцией

Российской Федерации. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Хотя Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, он не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти.

Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями в области исполнительной власти. Эти полномочия относятся как к формированию организационной системы, так и содержанию её функционирования.

Президент Российской Федерации формирует Правительство Российской Федерации, обеспечивает его согласованное функционирование и взаимодействие с другими органами государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения оних и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как

Верховный главнокомандуюший вооружёнными силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Предусмотренное Конституцией Российской Федерации согласование

Президентом с Государственной Думой назначение Председателя правительства Российской Федерации имеет формально процедурный характер. Президент в конечном счёте может назначить на эту должность свою кандидатуру (.п.4ст.3). Президенту принадлежит право принимать или отклонять отставку Правительства Российской Федерации; определять внешнюю и внутреннюю политику, Президент тем самым оказывает законное влияние на различные стороны самого содержания деятельности Правительства Российской Федерации и всей системы исполнительной власти.

Именно этим обусловлена юридическая зависимость Правительства

Российской Федерации от Президента. Она отчётливо прояляется в том, что

Президент имеет право председательствовать на заседаниях правительства; его указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории

Российской Федерации (см.п.2 ст.90 Конституции Российской Федерации); он вправе отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (п.3 ст.115 Конституции Российской Федерации); указы Президента относятся к системе актов составляющих правовую основу деятельности Правительства Российской Федерации (ст.113, п.»ж» ст.114 Конституции Российской Федерации) .

Вместе с тем, с точки зрения требований законности, Президент

Российской Федерации не должен подменять органы исполнительной власти, представляющие собой самостоятельные звенья системы этой власти. В создании условий для выполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий важную роль играет его Администрация. В её состав в качестве самостоятельных подразделений входят главные управления и другие структуры, занимающиеся вопросами общего и специального характера, связанными с реализацией Президентом его полномочий. Например, созданы Управление делами Президента Российской Федерации, Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации и др. Они действуют в соответствии с Положениями о них, утверждёнными Президентом Российской Федерации. Некоторые из них наделены достаточно широкими полномочиями, реализуемыми во вне. Например, Главное управление специальных программ осуществляет мобилизационную подготовку федеральных органов исполнительной власти и их аппаратов; координирует работу руководителей федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской

Федерации и их аппаратов по мобилизационной подготовке и т.п.

Содержание работы

Содержание.

Введение.3

Глава 1. Общая характеристика системы органов исполнительной власти в РФ...4

1.1. Содержание понятия системы органов исполнительной власти..4

1.2. Характеристика составляющих системы органов исполнительной власти6

Глава 2. Особенности организации работы органов исполнительной власти в РФ.19

2.1. Характеристика принципов построения органов исполнительной власти и их особенности..19

2.2. Взаимодействие органов исполнительной власти с силовыми структурами..24

Заключение..29

Список использованной литературы30

Введение.

На сегодняшний день характеристика системы исполнительной власти является необходимым и важным условием практически для каждого, кто, так или иначе, озабочен развитием нашего государства. Это обусловлено рядом причин, среди которых следует отметить ее роль в общей системе властей, поскольку исполнительная власть является неотъемлемой частью системы внутреннего управления в государстве, т.е. государственной властью, отсутствие которой приведет к отсутствию государства как такового. Из этого следует, что необходимо иметь максимально полное представление о системе исполнительной власти и ее основных принципах построения, поскольку именно исполнительная власть является непосредственно воздействующей с населением.

Целью настоящей работы является максимально полная характеристика системы органов исполнительной власти, а также принципов, на которых она базируется. В соответствии с поставленной целью в работе предполагается выполнение следующих задач: 1. Определить понятие и сущность системы органов исполнительной власти. 2. Дать характеристику основных составляющих системы органов исполнительной власти. 3. Определить принципы формирования и работы органов исполнительной власти. 4. На примере силовых стуктур определить практику взаимодействия органов исполнительной власти в повседневной жизни каждого человека. Таким образом, в качестве объекта исследования в настоящей работе выступает система исполнительной власти.

Для полного и всестороннего раскрытия названной темы в работы предполагается использование трудов таких авторов, как Бахрах Д.Н., А. Ф. Хаманева Н.Ю., Бельский К.С и некоторые другие, чьи работы легли в основу не только формирования института исполнительной власти, но и административного права, как учебной дисциплины, в целом.

Глава 1. Общая характеристика системы органов исполнительной власти в РФ.

1.1. Содержание понятия системы органов исполнительной власти

Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполнительной власти в РФ, не дает их полного перечня; неясны конституционные термины «система» и «структура» федеральных «органов исполнительной власти, отсутствует четкая научная классификация субъектов, нет законов о федеральных органах исполнительной власти. Ликвидация этих пробелов позволила бы на уровне субъектов Федерации разработать и внедрить различные модели их управленческих органов; при этом законы и положения о всех звеньях управления обязательно должны включать в себя все элементы их правового статуса: цели, функции, связи, полномочия, ответственность, организацию работы .

Само понятие системы представляет собой не что иное, как совокупность теснейшим образом взаимосвязанных элементов, выпадение или нарушение работы одного из которых вызывает непременный сбой в работе самой системы. Рассматривая понятие системы с этой точки зрения можно уверенно утверждать, что система органов исполнительной власти представляет собой сами органы исполнительной власти, отнесенные к таковой законом, который находятся между собой в тесном сотрудничестве, основной целью которых является непосредственное соприкосновение с населением и контролем за соблюдением закона. Существование самой системы определено необходимостью соблюдения соответствующего порядка и контроля за действующим законодательством непосредственно «на местах», что обуславливает наибольшую эффективность управления в государстве. Это то, что касается природы возникновения, однао, нельзя забывать и о законодательно основе существования таковой, которая обусловлена рядом нормативно-правовых актов. Со своей стороны, действующие нормативные акты (указы Президента РФ и иные нормативные правовые акты) предполагают наличие целостной системы органов исполнительной власти (например, федеральные органы исполнительной власти: Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры России, иные органы ).

В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, по роли и масштабу деятельности, по сферам и отраслям управления, по порядку принятия решений, по способу образования, по характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов.

1.2. Характеристика составляющих системы органов исполнительной власти

По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти в РФ или в зависимости от федеративного государственного устройства РФ это:

а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и др.);

б) органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно-властные полномочия. Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление на территории всей Российской Федерации, могут создавать свои территориальные органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ (хотя их деятельность осуществляется в соответствующих субъектах РФ), а также территориально-региональные органы исполнительной власти, компетенция которых распространяется на территорию нескольких

Авторы учебника по административному праву Ю. М. Козлов и А. П. Алехин указывают, что нормативные акты последнего времени к органам исполнительной власти относят образования (многие службы, агентства, надзоры), которые таковыми не являются. Они лишь имеют в своем составе органы, выполняющие функции исполнительной власти. Например, Федеральный горный и промышленный надзор представляет собой весьма сложную организационную систему. Однако надзор, как отмечают авторы, это не орган исполнительной власти, а функция субъектов РФ (экономический район, военный округ; соответственно можно говорить об органах управления в соответствующем экономическом районе, органах военного управления).

В этой связи уместно упомянуть такой принцип организации и деятельности органов исполнительной власти, как федерализ . Федеративное устройство РФ базируется на ее государственной целостности, единстве системы органов государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, равноправии и самоопределении народов. Федерализм предполагает не только разграничение предметов ведения, но и обеспечение единства экономической, политической и территориальной организации федеративного государства, закрепление соответствующих механизмов интеграции его субъектов . Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов вышестоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспечивается действующим законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ .

К ведению РФ относится установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их образования, организации и деятельности. Конституционные положения определяют также предметы совместного ведения РФ и ее субъектов, в том числе установление общих принципов организации системы органов исполнительной власти. Конституции и уставы субъектов РФ устанавливают предметы ведения, относящиеся к их собственной компетенции; важное значение здесь имеет право субъекта РФ определять систему органов исполнительной власти в субъекте РФ, порядок их образования, организации и функционирования.

2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы исполнительной власти, различают две группы органов:

а) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы. Решающим правом формирования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти обладает в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами Президент РФ. Председатель Правительства РФ предлагает для утверждения Президенту РФ кандидатуры различных должностных лиц;

б) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, конституций (уставов) и законов субъектов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ. В субъектах РФ устанавливается различный порядок формирования органов исполнительной власти. В республиках исполнительные органы учреждаются высшими должностными лицами этих республик, т. е. президентами. В других субъектах РФ главы администраций формируют структуру администрации (отраслевые и функциональные органы: департаменты, главные управления, управления, отделы), образуют правительство и утверждают его структуру. Главы администраций субъектов РФ в случае образования правительства субъекта РФ могут являться также и председателями этого правительства.

Использованная литература

  1. Бахрах Д. Н., Административное право. Учебник для вузов, Норма, 2007,
  2. Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И., Исполнительная власть в России. Теория и практика ее осуществления. Монография, Право и государство. 2003,
  3. Новиков С.А., Четвертакова Е.Г., Административное право. Пособие для подготовки к экзаменам, А-Приор, 2008,
  4. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Административное право РФ. Учебник, "Высшее образование", 2007,
  5. Щеголев К.А., Кто есть кто в России. Исполнительная власть, АСТ, 2007,
  6. Хаманева Н.Ю., Бельский К.С., Административное право России. Курс лекций, Эксмо-Пресс, 2007,
  7. Хапаев А.О., Мирошниченко Е.С., Административное право в вопросах и ответах, МПСИ, 2007.


Другие похожие работы