Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Юридические --> Административное право --> Общественный порядок: понятие, структура, правовое регулирование

Общественный порядок: понятие, структура, правовое регулирование

москва

Курсовая по предмету:
"Административное право"



Название работы:
"Общественный порядок: понятие, структура, правовое регулирование"




Автор работы: Юлия
Страниц: 24 шт.



Год:2008

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

3. Взаимосвязь и взаимозависимость понятий «общественный порядок», «законность», «правопорядок»

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции .

В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.

Правопорядок является составной частью и определенным качеством общественного порядка. Общественный порядок является состоянием упорядоченности общественных отношений, которое достигается не только с помощью правовых, но и с помощью других социальных норм. Понятие общественного порядка выражает позитивную оценку состояния общественных отношений, т.е. его основу составляют правомерные отношения. Общественный порядок выступает как система общественных отношений, существующих в обществе. Содержанием общественного порядка является вся система общественных отношений, которая складывается в процессе соблюдения и реализации действующих в обществе социальных норм. Только правопорядок охраняется системой государственно-правовых седств, тогда как общественный порядок поддерживается соответствующими моральными, религиозными и другими нормами общества.

Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении личной и общественной безопасности, в создании нормативных условий для функционирования различных форм общественной деятельности. Средствами регулирования здесь выступают социальные нормы (не юридические). Их соблюдение обеспечивается традициями, силой общественного мнения, социальной нормативной мотивацией и т.д. В системе общественных отношений, образующих общественный порядок, правопорядок занимает главное место, отражая существенные черты нормативного регулирования.

Правопорядок складывается, в отличие от общественного порядка, в сфере функционирования правовых норм. Правопорядок является социальной ценностью общественного порядка, он складывается в результате осуществления всех форм реализации права. Правопорядок является качественной характеристикой различных сторон юридической деятельности, системой согласованных и урегулированных государством правовых отношений и связей. Если понятие законности отражает состояние правомерности юридических отношений, то правопорядок означает реализацию законности в формах упорядочения и согласованности общественных отношений. Правопорядок является результатом действия законности и основным содержанием демократии, укрепление законности и демократии приводит к укреплению правопорядка .

ПРАВОПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК

Если законность является качественной характеристикой правовой деятельности, является свойством принципа, метода и режима, то правопорядок является упорядоченной системой правовых отношений. Если законность является реализующимся правом, отражает характеристику процесса реализации права, то правопорядок является реализованным правом. Таким образом, законность является средством установления правопорядка, а правопорядок является итоговым результатом реализации права в целом. Наличие режима законности означает наличие правопорядка и наоборот.

Содержание работы

Содержание

Введение3

1. Становление понятия «общественный порядок» в юридической науке.

1.1 Основные направления в развитии представлений об общественном порядке4

1.2 Общественные отношения и общественный порядок8

2. Общественный порядок как общественный идеал11

3. Взаимосвязь и взаимозависимость понятий «общественный порядок», «законность», «правопорядок»18

Заключение.23

Литература.24

Введение

Общественный порядок является состоянием упорядоченности общественных отношений, которое достигается не только с помощью правовых, но и с помощью других социальных норм. Понятие общественного порядка выражает позитивную оценку состояния общественных отношений, т.е. его основу составляют правомерные отношения. Общественный порядок выступает как система общественных отношений, существующих в обществе. Содержанием общественного порядка является вся система общественных отношений, которая складывается в процессе соблюдения и реализации действующих в обществе социальных норм.

Изучение такого правового института, как общественный порядок выступает целью написания данной курсовой работы.

В связи с этим автор наметил ряд задач:

- рассмотреть генезис понятия «общественный порядок»;

- изучить правовую природу этого явления;

- проанализировать взаимосвязь и взаимозависимость понятий «общественный порядок», «законность», «правопорядок».

В работе были использованы такие методы, как анализ, синтез, дедукция, индукция, исторический метод.

1. Становление понятия «общественный порядок» в юридической науке.

1.1 Основные направления в развитии представлений об общественном порядке

И в современном обычном словоупотреблении, и в современной науке понятия «правовой порядок», и «общественный порядок» совершенно не различаются и подвергаются постоянному отождествлению. Я думаю, что первой и едва ли не самой глубоко, хотя и не всегда сознаваемой предпосылкой такого отождествления является весьма распространенный в настоящее время взгляд на право, как на логически необходимый элемент общественных явлений. Понятие общества, с этой точки зрения, вообще нельзя мыслить без права. Право есть регулирующая форма общественных отношений, и там, где правовое регулирование отсутствует невозможна вообще никакая социальная жизнь . Если принять эти допущения, то с очевидность окажется, что всякое усовершенствование общества не только неотделимо от усовершенствования права, но более того, единственно может быть достигнуто путем права. Общество не может иметь иного пути усовершенствования, кроме пути улучшения своего регулирующего закона. Это воззрение, в распространении которого был весьма повинен Рудольф Штаммлер, разделяется не только его последователями, но и многими другими не вышедшими из новокантианской школы юристами и государствоведами.

Одним из самых очевидных возражений против этого воззрения является указание на то, что оно неизмеримо суживает область так называемых общественных явлений. «Общественные» связи, наблюдаемые в животном мире и даже иногда распространяющиеся на область растительной жизни, очевидно не строятся по способу правового регулирования. Следовательно, их и неправильно называть «общественными» связями. Очевидно, что не на праве же построены «общества» пчел, муравьев, москитов, не на праве же основана стадная жизнь животных; а раз так, все эти явления и не заслуживают того, чтобы называться «обществами». Нужно избегать всегда спора о словах, и кто хочет называть виды животного общения и им подобные явления, не «обществами», а как-то иначе, пусть ему будет предоставлено на такое словоупотребление полное право. Только он должен с точностью отдать себе отчет в том, что для него понятие общественного явления совпадает с понятием человеческого общества. Если принятое им словоупотребление неправильно и не целесообразно, это должно с ясностью обнаружиться при изучении человеческих обществ. И я думаю, что обнаружение этого не представляет особого труда.

Что означает, в сущности говоря, отождествление общественных явлений с явлениями правового регулирования? Это означает, согласно с изложенными взглядами, что общественные явления суть особые отношения между реализованными ценностями. Особенность их характеризуется: 1) особым интеллектуальным принятием ценностей с точки зрения их признания, 2) особым измерением их отношений с точки зрения справедливости. Общество есть, другими словами, основанный на «признании» порядок сосуществования реализованных ценностей, таково понятие основанного на праве общественного порядка или правопорядка . Но таково ли на самом деле истинное существо человеческого общества?

Что человеческое общество ближайшим образом связано с идеей ценности в этом утверждении есть своеобразное и значительное правдоподобие. Даже более того, можно предположить, что всякое общество, включая и отрицаемые сообщества животных, предполагают эту идею ценности другого существа или другого «я». Но в высшей степени ошибочно думать, что в общественной жизни не только животных, но и людей ценность чужого «я» «признается» так, как признаются правовые ценности. Мнение это, новейшим сторонником которого является Мюнстерберг и которое встречается и у других новокантианцев, построено на полном непонимании эмоциональной стороны общественной жизни, играющего выдающуюся роль и в пределах человеческого общения. Те первоначальные акты, в которых открывается общественная ценность другого существа, не являются актами разумного признания, но характеризующими даже низшие ступени животного бытия актами симпатии, стремлением к другому существу, чувством близости, родственности и т.п. В этих актах обнаруживается гораздо более глубокое вчувствование в соответствующие ценности, чем в правовом признании. Достаточно сравнить, например, естественный материнский инстинкте соответствующими юридическими способами защиты детей, чтобы наглядно ощутить степень разницы правового и чисто эмоционального отношения к ценностям. Но тот, кто человеческое общество мыслит наподобие некоторого правового порядка, тот неизбежно упускает из виду всю сложную сеть чисто эмоциональных общественных отношений. Он упускает из виду, что значительные и наиболее, пожалуй, первичные слои общественного бытия людей строятся не на отвлеченной идее справедливости и права, но на живом и жизненном чувстве содружества и симпатии чувстве, имеющем глубокие биологические корни и представляющем разветвления глубоких и общих порывов к жизни. С точки зрения идеи юридического упорядочения вся эта стихия общественной жизни представляется не важной, не нужной и мало понятной. Самое большее, если ей придают значение некоего иррационального икса, который существует постольку, поскольку может оформляться правом. Но между тем эта общественная стихия не только не представляет из себя бесформенной материи, получающей впервые жизнь от правового закона, но полна богатейшего и самостоятельного жизненного содержания. Мы встречаем это содержание и в юридически неупорядоченной совместной жизни животных. Эти обстоятельства указывают нам, с одной стороны, на узость разбираемого нами понятия о человеческом обществе, с другой стороны, на необходимость расширить идею общественной связи, по крайней мере, до пределов животной жизни.

Нужно помнить, что существует некоторая научная и даже философская инертность человеческой мысли, для которой трудно помириться с тем, что некоторые высшие сферы бытия представляют собою парадоксальную с точки зрения простоты физического мира запутанность отношений, от упрощения которой получается один определенный результат полное искажение подлинного лица тех фактов, которые требуется понять и изучить. В этом отношении особо сложным характером отличается то, что мы называем бытием социальным . Можно сказать, что заранее обречена на неудачу всякая попытка изобразить социальные отношения, как некоторую вполне однообразную систему связей, подобную тем, которые естествоиспытатель наблюдает в материальном мире. Обычная ошибка социологов заключается в том, что социальная жизнь подвергается подобным упрощениям и рассматривается с точки зрения категорий, заимствованных из гораздо более низких областей бытия. Социальное бытие не представляет собою какого-либо однообразного ряда отношений, но есть скорее ряд отдельных взаимопроникающих и взаимообусловленных сфер, образующих некоторую перекрещивающую систему связей. Живое общество представляет собой некоторое целое, отдельные части которого как бы срослись вместе но срослись не теми внешними связями, как это бывае в колонии клеток, и не тем внешним проникновением, как это бывает в жизни наших внутренних переживаний, а совсем особым путем, который нужно почувствовать, чтобы не внести в познание социального чуждых ему представлений».

1.2 Общественные отношения и общественный порядок

В человеческом обществе можно наблюдать три основных стихии отношений, глубоко различных по своей природе и могущих служить предметом для изучения отдельных наук, изучающих общественное целое:

а) Поскольку жизнь человеческого общества протекает в физической среде и поскольку сам человек представляется телесным существом, постольку общественные явления не могут не складываться из ряда чисто природных, пространственных и временных отношений. В этой стихии общественного целого господствуют основные физические законы, какие мы наблюдаем в остальном природном мире, с его основными физическими и химическими процессами. Но не внутренняя жизнь природы, не молекулы, атомы и электроны составляют предмет интереса социолога, но движения и отношения конкретных тел и связанные с ними конкретные временные события. Массовая сторона этих движений и событий со всей их конкретной случайностью и господствующими здесь статистическими законами случая вот что составляет содержание этой стороны общественной жизни. Ее можно назвать стихией механистической, понимая под «механизмом» не совокупность законов физического движения, а совокупность законов вероятности .

б) Вторую стихию общества можно назвать по преимуществу витальной. Это есть арена проявления общих органических сил жизни, общего жизненного порыва. Совершенно неоспоримо, что исторически человеческие общества так же, как и общества животные, явились как результат того огромного размаха жизни, который создал все неисчислимое богатство растительных и животных форм. И при сложении первоначальных обществ действовали те же общие органические силы, какие создали жизнь вообще: стремление и инстинкт, голод и любовь, борьба за самосохранение и за продолжение рода. Поскольку проявлением этого жизненного порыва являются первоначальные эмоции любви и независти, симпатии и антипатии, постольку и общество на этой витальной стадии своей жизни предполагает существование зачаточных нравственных сил, которые, впрочем, обусловлены здесь общей обстановкой физической жизни и не приобрели еще самостоятельного существования. Животные общества преимущественно являются областью действия этих сил, играющих значительную роль и в человеческих обществах и составляющих реальную почву для развития тех высших проявлений общественной жизни, которые отсутствуют в животном мире и принадлежат к области духовного человеческого общения.

в) Третья, духовная стихия общения есть область высших духовных сфер человеческой жизни. Глубочайшее заблуждение думать, что она покрывается способностью рассуждения и разума, составляющих условия для правовой деятельности признания. Акты духовной любви, духовного предпочтения и интереса, глубоко эмоциональные по своему существу, являются не менее существенными способами общения, чем акты разумного признания. Возможны общественные отношения, построенные на силах любви и открывающие возможность гораздо более глубоких и тонких связей, чем чистый правовой союз. Такова церковь как вечный союз любви и веры. Таковы связи, покоящиеся на дружбе и симпатии, таковы основы семьи как основной ячейки человеческого общества. Правовой момент может присутствовать в этого рода общениях, однако же он далеко не покрывает их существа. Правовой союз есть, таким образом, только один из возможных видов духовно-общественной связи, требующий особых условий для своего существования и характеризующийся особыми свойствами оформленных правом социальных отношений .

Отсюда видно, что правовое общение отнюдь не совпадает с общественными явлениями в их целом и что поэтому идея совершенного общества отнюдь не может совпадать с идеей совершенного правопорядка.

Использованная литература

  1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1. М.,1981. С.217, 223
  2. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита, обеспечение // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. проф. В.К.Бабаева. Н.Новгород, 1993. С.526527.
  3. Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры // Право и Власть. М., 1990. С.249.
  4. Лившиц П.З. Теория права: Учебник. М.: Изд-во БЕК, 1994.
  5. Малкин Н.С. О законности в условиях переходного периода // Теория права: новые идеи. Вып.4. М.: ИГПАН, 1995. С.27; Шабуров А.С. Законность и правопорядок // Теория государства и права: Учебник для узов, М., 1997. С.436437.
  6. Потапов В.А. Законность и правомерное поведение граждан в условиях реформирования России (региональный аспект): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Н.Новгород, 1995.
  7. Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией проф. М.Н.Марченко. М.: Зеркало, ТЕИС, 2006
  8. Толстик В.А. Теория права и государства в определениях и схемах. Н.Новгород, 1966. С.105.
  9. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 1996. С.191.
  10. Юридический энциклопедический словарь. М.: Энциклопедия, 2004. С.85.


Другие похожие работы