Фирма – как основной субъект рыночных отношений и механизм функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике
Курсовая по предмету:
"Микроэкономика"
Название работы:
"Фирма – как основной субъект рыночных отношений и механизм функционирования хозяйственных единиц в рыночной экономике"
Автор работы: Елена
Страниц: 29 шт.
Год:2012
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1.Место фирмы в системе рыночной экономики
Экономическая модель рассматривается в контексте экономической теории, в частности по признакам классической и неоклассической политической парадигмы, а также, с учетом новейшей теории институционализма. Дискуссионными являются вопросы:
- Цели и методики исследования рыночного поведения;
- Факторы концентрации в экономике регионов и в отдельных отраслях;
- Оценки состояния и динамики деятельности агентов рынка;
- Объяснение разнообразия организационных структур;
- Выбора приоритетов поведения субъектов рынка;
- Объяснение общего механизма функционирования рынка.
При этом различные теории рассматривают различные аспекты рыночных процессов. Каждый подход выделяет новую сторону рыночных отношений, абстрагируясь от других сторон.
Классическая теория рынке развивалась в рамках технологической парадигмы, отраслевого, секторного и пространственного представления организации воспроизводственного процесса, в частности производства и обмена продуктами труда. А. Смит был первым, кто объяснил наличие крупного и мелкого производства как результат общественного разделения труда, специализации предприятий относительно объемов общественного спроса на основе производительности общественного труда [11, с. 214].
Увеличение размеров рынка способствует росту фирмы. Представление о фирме как о производственной единицу и единицу торговли развивается в рамках концепции совершенной (свободной) конкуренции. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что фирма является держателем цены, что все фирмы в экономике - одинаковы. Если объем продаж фирмы больше или меньше рыночной потребности, то составляющие цены (рента, прибыль и заработная плата) могут оказаться ниже или выше своей естественной (то есть равновесной) нормы.
А. Смит впервые выдвинул идею о типичном - средний размер фирмы, который является репрезентативным для рынка, является основой его изучения. Такой размер назван минимально эффективных фирмы (предприятия). Он служит основным элементом при объяснении различий в уровнях отраслевой концентрации. По Смиту в экономике могут действовать фирмы двух типов: большинство экономических агентов представляют собой конкурентную фирму, второй тип фирмы - монополия, существование которой обусловлено наличием особых условий производства, например, особенностей природного районирования.
Фирма в рыночной экономике выступает как первичная форма разделения труда и специализации производства. Фирма является конкурентной, если рынок создает необходимый спрос и уровень цены. Механизм регулирования производства работает на принципах метода нащупывания. Повышение эффективности хозяйственной деятельности и поиск равновесной цены является следствием конкуренции и целью производства [6].
Классическую теорию производства продолжил А. Маршалл, который ввел понятие "организация производства" как особый фактор, обеспечивающий рост производительности общественного труда. Эффект организации - специализация - это экономия на масштабе производства, которая привела как к внутреннему росту (расширение объемов производства), так и к образованию новых организационных форм в экономике (тресты, синдикаты, картели) [7, с. 84].
Учение А. Маршалла усугубляло экономическую теорию новым на то время понятием затрат на производство учитывая текущие и капитальные затраты в коротком и длинном периоде с учетом эффекта формирования стоимости. Впервые на этой научной основе определяется закономерности поведения руководителя фирмы, которые аргументируются характером инвестирования и распределения ресурсов во временном измерении.
Классическая теория фирмы в работах Дж. Хикса получила новую теорию капитала, в частности, факторов его формирования и распределения, которые влияют на поведение потребителей и представителя фирмы [15, с. 34].
Содержание работы
Введение 3
1.Место фирмы в системе рыночной экономики 5
2.Особенности фирмы в системе рыночной экономики 20
3.Функции фирмы в рыночной экономике 25
Заключение 28
Список источников 29
Использованная литература
- Алексеев А. Производственный аппарат промышленности: от деградации к модернизации // Экономист. - 2011. - N 2. - С.31-44.
- Андрианов В. Механизмы саморегуляции рыночной экономики на микроэкономическом уровне // Общество и экономика. - 2008. - N 2. - С.5-35.
- Аничин В. Факторы спроса на продовольственном рынке / В.Аничин, А.Середин // Экономист. - 2011. - N 4. - С.92-96.
- Бабаева З.Ш. Как вывести предприятие из финансового кризиса // Актуал. пробл. совр. науки. - 2010. - N 6. - С.28-33.
- Кудрин А. Микроэкономические проблемы российской экономики // Экон. политика. - 2008. - N 1. - С.10-22.
- Макаров В.Л. Микроэкономика знаний / Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. - М.: Экономика, 2007. - 204 с.
- Маршал А. Принципы экономической науки /Дж. Робинсон, А.Маршал. - [в 3-х т.]: пер. с англ. - М.: Прогресс, 2008. – 452с.
- Расков Д. Станет ли микроэкономика институциональной? // Вопросы экономики. - 2011. - N 8. - С.122-129.
- Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. / Дж Робинсон. - М., 2008. – 347 с.
- Розанова И. – Вопросы экономики / И. Розанова. 2008. – № 1. - С.50 – 67.
- Смит А. Исследования о природе й причинах богатства народов / Антология экономической классики / Адам Смит. - М: ЭКОНОВ, КЛЮЧ, 2008. - С. 75-396.
- Тюшев В.А. Микроэкономика: теорет. курс / Тюшев В.А, Мурадян Л.В. - М., 2010. - 167с.
- Уильямсон О. Экономические институты капитализма. /О.Уильямсон. – СПб., 2008. – 673 с.
- Чеканский А.Н. Микроэкономика: Промежуточный уровень: учебник / Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. - М.: Инфра-М, 2008. - 683с.
- Хикс Дж. Стоимость и капитал / Дж.Хикс. – М., 2008. – 658 с.