Основные аспекты природопользования
Курсовая по предмету:
"Экономическая география"
Название работы:
"Основные аспекты природопользования"
Автор работы: Юлия
Страниц: 35 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Вопрос защиты окружающей среды был поднят перед человечеством относительно недавно. В настоящий период выходит колоссальное доля вредных выбросов в воздух и океан, истребление лесного фонда. Перечисленные факторы существенно ускоряют самоуничтожение нашей планеты . Озоновые дыры, потепление климата, вымирание многих видов фауны красноречиво доказывает то что наша среда обитания истощена до крайности. От дальнейшей предприимчивости людей будет зависеть существование нашей планеты и всего человечества.
В настоящий момент с данным экологическим вопросом повстречались все мировые державы. Почитается, что более всего подвергаются риску загрязнения окружающей среды промышленные страны Америки и Европы, но истечет совсем мало времени, когда аналогичная проблема одолеет и развивающиеся страны, вследствие этого уже на данном этапе следует предпринимать серьезные меры, так как известно: беду легче предотвратить, чем потом устранять ее последствия.
Под термином «охрана окружающей среды» понимаются все экономические, правовые, социально – политические и организационно – хозяйственные механизмы, которые подводят окружающую среду к «пределу прочности». Но нельзя же ждать пока загрязнение не достигнет высшей степени. Нужно предупредить опасность уничтожения нашей планеты.
В данной работе будет рассмотрено природопользование России
І. Основные аспекты природопользования
1.1 Законодательное регулирование
Известно, что охрана окружающей среды и хозяйст¬венное использование природных ресурсов являют собой сложную и многогранную проблему. При этом важно со¬блюдение принципов взаимоотношений человека и приро¬ды, построенных на основе законоположений и законода¬тельных актов.
Экологическая политика есть совокупность установ¬ленных государством правовых норм, направленных на вы¬полнение мероприятий по сохранению среды обитания че¬ловека и разумное использование природных ресурсов.
В соответствии с федеральным договором основные вопросы охраны окружающей природной среды относятся к совместному решению федеральных органов власти и орга¬нов власти субъектов федерации. Федеральные органы про¬водят подготовку и утверждение основ законодательства, а субъекты федерации в соответствии с ними издают свои за¬конодательные акты, адаптированные к местным социаль¬но-экономическим и экономическим условиям и требовани¬ям.
Экологическое законодательство считает, что объектом правовой охраны выступает природная среда, которая суще¬ствует вне воли человека и независимо от его сознания как объективно данная реальность.
Источниками экономического права являются норма¬тивно-правовые акты, в которых содержатся правовые нор¬мы, регулирующие экономические отношения. В их числе законы, указы, постановления и распоряжения правительст¬венных органов, а также нормативные документы отдельных министерств и ведомств. Большое значение придается меж¬дународно-правовым актам в области охраны природной среды и регулирующим началам рационального природо¬пользования при безусловном примате международного пра¬ва.
В своем развитии экологическая политика России пе¬режила несколько хронологических периодов, каждый из ко¬торых связан с учетом требований по сохранению тех или иных природных сред
Содержание работы
Содержание
Введение 2
І. Основные аспекты природопользования 3
1.1 Законодательное регулирование 3
1.2 Планирование природопользования 7
1.3. Экономический механизм природопользования 14
Выводы 20
ІІ. Отраслевые особенности природопользования 21
2.1.Общая характеристика отраслевого природопользования 21
2.2. Угольные месторождения и бассейны 25
Выводы 32
Заключение 33
Список литературы 34
Введение
Вопрос защиты окружающей среды был поднят перед человечеством относительно недавно. В настоящий период выходит колоссальное доля вредных выбросов в воздух и океан, истребление лесного фонда. Перечисленные факторы существенно ускоряют самоуничтожение нашей планеты . Озоновые дыры, потепление климата, вымирание многих видов фауны красноречиво доказывает то что наша среда обитания истощена до крайности. От дальнейшей предприимчивости людей будет зависеть существование нашей планеты и всего человечества.
В настоящий момент с данным экологическим вопросом повстречались все мировые державы. Почитается, что более всего подвергаются риску загрязнения окружающей среды промышленные страны Америки и Европы, но истечет совсем мало времени, когда аналогичная проблема одолеет и развивающиеся страны, вследствие этого уже на данном этапе следует предпринимать серьезные меры, так как известно: беду легче предотвратить, чем потом устранять ее последствия.
Под термином «охрана окружающей среды» понимаются все экономические, правовые, социально политические и организационно хозяйственные механизмы, которые подводят окружающую среду к «пределу прочности». Но нельзя же ждать пока загрязнение не достигнет высшей степени. Нужно предупредить опасность уничтожения нашей планеты.
В данной работе будет рассмотрено природопользование России
І. Основные аспекты природопользования
1.1 Законодательное регулирование
Известно, что охрана окружающей среды и хозяйст¬венное использование природных ресурсов являют собой сложную и многогранную проблему. При этом важно со¬блюдение принципов взаимоотношений человека и приро¬ды, построенных на основе законоположений и законода¬тельных актов.
Экологическая политика есть совокупность установ¬ленных государством правовых норм, направленных на вы¬полнение мероприятий по сохранению среды обитания че¬ловека и разумное использование природных ресурсов.
В соответствии с федеральным договором основные вопросы охраны окружающей природной среды относятся к совместному решению федеральных органов власти и орга¬нов власти субъектов федерации. Федеральные органы про¬водят подготовку и утверждение основ законодательства, а субъекты федерации в соответствии с ними издают свои за¬конодательные акты, адаптированные к местным социаль¬но-экономическим и экономическим условиям и требовани¬ям.
Экологическое законодательство считает, что объектом правовой охраны выступает природная среда, которая суще¬ствует вне воли человека и независимо от его сознания как объективно данная реальность.
Источниками экономического права являются норма¬тивно-правовые акты, в которых содержатся правовые нор¬мы, регулирующие экономические отношения. В их числе законы, указы, постановления и распоряжения правительст¬венных органов, а также нормативные документы отдельных министерств и ведомств. Большое значение придается меж¬дународно-правовым актам в области охраны природной среды и регулирующим началам рационального природо¬пользования при безусловном примате международного пра¬ва.
В своем развитии экологическая политика России пе¬режила несколько хронологических периодов, каждый из ко¬торых связан с учетом требований по сохранению тех или иных природных сред.
Так, в связи с суверенизацией России, распадом СССР имела место ревизия основ законодательства РФ, в том числе экологической направленности", разработан и принят Закона «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.), «Зе¬мельный кодекс» (1991 г.), Закон РФ «О недрах» (1992 г.), «Основы лесного законодательства» (1993 г.) и других зако¬нотворческих актов.
Новое экологическое законодательство устраняло не¬достатки прежней системы правового регулирования, осо¬бенно в части сокращения числа порученческих норм, кото¬рыми были наполнены основы законодательства СССР и со¬юзных республик о земле, недрах, воде, лесах, жиотном мире, атмосферном воздухе и пр. Значительному сокраще¬нию подверглась декларативная часть принимаемых законов.
В новом экологическом законодательстве почти отсут¬ствует диктат подзаконных актов правительства и ведомст¬венных инструкций.
Система экологического законодательства базируется на трех основополагающих нормативных актах: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР (1990 г.), Дек¬ларация прав и свобод человека и гражданина (1991г.) и Конституция Российской Федерации, что явилось выраже¬нием свободного волеизъявления народов, населяющих дан¬ную территорию (1993 г.).
Систему экологического законодательства принято подразделять на две подсистемы: природоохрана и приро¬доохранное законодательство.
В природоохранное законодательство входит Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991) и другие законодательные акты комплексного правового ре¬гулирования.
В подсистему природного законодательства включены «Земельный кодекс РСФСР», Закон РФ «О недрах», «Осно¬вы лесного законодательства РФ», «Водный кодекс РСФСР» и другие, законодательные и нормативные акты, имеющие специфичную направленность.
В Конституции РФ изложены основные подходы в экологической стратегии государства и главные принципы укрепления экологического правопорядка.
Конституция РФ провозгласила (ст. 9, ч.1), что земля и другие природные ресурсы в РФ используются и охраняют¬ся как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Она же закрепляет право каждого человека на благо¬приятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а также опре¬деляет право граждан и юридических лиц на частную собст¬венность на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, ч. 2). ^14
Закон «Об охране окружающей природной среды» за¬полнил недостатки российского экономического законода¬тельства в области природопользования, а также определил пути разрешения противоречий, возникших между экологией и экономикой.
Этот закон стал главным законодательным актом, оп¬ределил целевые задачи по сохранению природной среды и поэтому все его положения не должны вступать в противо¬речия с другими нормативными и регулирующими докумен¬тами в вопросах сохранения природной среды.
Основное направление закона определено как научно обоснованное сочетание экологических и экономических ин¬тересов с приоритетом охраны здоровья и прав человека на здоровую, чистую окружающую среду. Отклонение от раз¬работанных нормативов воздействия считается экологиче¬ским правонарушением. В отличие от отраслевых законов сформулированы требования, обращенные к источникам вредного воздействия на природную среду.
Человек, охрана его жизни и здоровья рассматриваются в законе как субъект воздействия на природную среду, а также как объект такого воздействия, наделенный гарантия¬ми на возмещение причиненного вреда.
В законе закреплен механизм его реализации, состоя¬щий из системы, включающей экономическое стимулирова¬ние рационального природопользования и меры администра¬тивно-правового воздействия на нарушителей экологических нормативов.
Согласно этому закону считается обязательным прове¬дение государственной экологической экспертизы, государ¬ственного экологического контроля, его правомочия по при¬остановлению, ограничению, прекращению деятельности экологически вредных производств.
Не менее важные нормы содержат законы РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991г.) и Закон «О захоронении, переработке, обеззаражи¬вании и утилизации производственных и бытовых отходов», «Об охране здоровья» (1993).
В природоресурсном законодательстве России отме¬нены исключительность государственной собственности на землю и другие природные ресурсы. Земля стала объектом гражданского оборота купли-продажи, наследования, зало¬га, аренды и т.д.
В последние годы помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания широко ис¬пользуется экологизация нормативных актов, регулирую¬щих экономическую, хозяйственную и административную деятельность предприятия. Под экологизацией понимается внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Не случайно законы о местном самоуправлении, о налогообложении юридических лиц предусматривают различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и . Д.
Дальнейшее развитие производительных сил общества выдвигает новые экологические проблемы, связанные с со¬хранением природной среды и использованием ее ресурсов. В силу этого дальнейшее совершенствование законодатель¬ной базы в области природопользования следует рассматри¬вать как процесс непрерывный и неизбежный. Нельзя, одна¬ко, не заметить, что государственное регулирование в об¬ласти природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации не охватывает полностью всю сло¬жившуюся гамму экологических проблем, не носит ком¬плексный и многокомплексный характер
1.2 Планирование природопользования
Природопользование это рациональное употребление природных ресурсов и
условий окружающей естественной среды, их воспроизводство и охрана. Коллективная польза каждой составляющей натуральной среды является потребительское благо, каковое имеет право быть оценено, вычислено, применено в виде норматива экологического управления природной средой. результатом капиталовложений природоохранного характера является результат специализированного рода экологически чистая природная среда, хранение и умножение темпов прироста воспроизводства ресурсов.
Охрана природной среды на теперешнем этапе является составляющею независимой, чрезвычайно специфичной производственной деятельности, которая
должна базироваться на соответствующей ей экономической и правовой нормативной основе. Первостепенная роль в творение основ рационального природопользования отводится государственному планированию и регулированию.
Вопросы государственного планирования природопользования В последние время экологический момент сталь подлинно лимитировать достаток людей: портится здоровье народонаселения, растет число генетических патологий, снижается средняя длительность жизни и т.п. Хаотичный, расточительный и разрушительный характер природопользования неизменно будит новейшие и все более свежие экологические проблемы. Все это доказывает о кризисе государственной политики природопользования.
Экологические условия могут быть стабилизированы и усовершенствована исключительно при помощи модификации направления социально-экономического развития державы, создания новых ценностей и этических узлов, пересмотра строения нужд, целей, приоритетов и технологий деятельности человека. Это потребует целого комплекса действенных политических, социально-экономических, законодательных, технологических и прочих мер.
Можно выделить вытекающие стратегические цели Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования:
последовательное решение задач раскручивания хозяйственного комплекса страны, при котором всецело берутся в расчет экологические и природно-
географических ситуации конкретных территорий;
поочередное достижение на любой отвлеченной территории качества среды обитания, которое отвечает режиму оценок генетического здоровья населения; воссоздание и сохранение биосферного баланса, генетического
фонда животного мира;
разумное употребление всего природно-ресурсного потенциала России.
Планирование природопользования выступает как комплекс операций и решений, разработка специфических стратегий, которые предназначены для реализации поставленных целей. Ключевыми стадиями планирования в всякой сфере деятельности
(при условии, что цели обусловлены) являются сбор и рассмотрение информации, прогноз изменения ситуации в будущем, разработка обусловленных мероприятий для достижения установленного результата, формирование организационной структуры для реализации мероприятий, разделение ресурсов и выбор ключей финансирования.
В свете названных факторов целей задачами государственного планирования
природопользования являются:
1. Определение ключевых тенденций государственной политики в сфере охраны
окружающей природной среды. Разработка целей и тенденций государственной политики касается исключительных полномочий Федерального собрания РФ.
Использованная литература
- Сидоров М.К. Социально-экономическая география и регионалистика России: Учебник атлас М.: ИНФРА-М 2002. 400 с.
- Вавилова Е.Р. Экономическая география и регионалистика. Учебное пособие Гардарики, 2003.
- Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. - М .: Изд-во Московского университета. 1997 480 с.
- Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. Этнография. Учебное пособие. М, ЦИНО бщества «Знание» России. 1997- 320 с.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь- справочник. М.: Мысль, 1990 637 с.
- Сидоров М.К Атлас России. Крупные экономические районы: Учебное пособие М.: изд-во МГУП, 2000.- 296 с.