Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Экономические --> Мировая экономика --> Проблемы_глобализации_мировой_экономики

Проблемы_глобализации_мировой_экономики

москва

Курсовая по предмету:
"Мировая экономика"



Название работы:
"Проблемы_глобализации_мировой_экономики"




Автор работы: Юлия
Страниц: 34 шт.



Год:2008

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Непонимание или принижение роли государства встречается и в российской научной литературе, прежде всего экономической, а также в средствах массовой информации. Для иллюстрации рассмотрим концепцию авторитетного ученого-экономиста А.И. Неклессы. Он утверждает, что экономическое развитие ставит "под сомнение сам принцип нового мирового порядка, формируя своеобразную "обратную" историческую перспективу - подвижный и зыбкий контур новой мировой анархии". Экономика "начинает проявлять себя не только как способ хозяйствования, но и как доминирующая система управления обществом: как политика, ...становясь, по сути, новой властной системой координат". В результате "новое мироустройство постепенно замещает прежнюю национально-государственную модель Ойкумены более сложным, полифоническим сочетанием геоэкономических районов" .

Никто не станет отрицать, что глобализация повышает роль экономических факторов и требует существенных перемен в механизме управления мировой системой. Однако это ни в коей мере не означает подмены политики экономикой. Более того, необходимо повышение эффективности таких политических институтов, как государство и право, международные организации и международное право.

Глобальная экономика в решающей мере контролируется крупным капиталом, который является доминирующей экономической силой. По данным ООН, насчитывается примерно 40 тыс. транснациональных корпораций (ТНК). Они контролируют свыше 250 тыс. зарубежных филиалов. Их капитал составляет примерно 2,6 триллиона долларов . Состояние трех наиболее богатых людей превосходит стоимость валового национального продукта 48 наименее состоятельных стран.

Все это ограничивает возможности контроля со стороны государства за деятельностью корпораций внутри страны и в еще большей мере за ее пределами. Угроза способности государства осуществлять свою власть представляет угрозу и демократии. Очевидность эого побудила сторонников власти ТНК утверждать, будто демократия возможна и без государства. Американский ученый У. Рийнике пишет: "В то время как территориальное государство может потенциально стать ненужным, принципы и ценности, которыми руководствуются демократии, сохранятся" .

Эти явления породили теории, обосновывающие необходимость передачи определенных секторов государственной власти корпорациям. Заговорили даже о крушении системы национальных государств. Подобную теорию обосновывал такой авторитет, как Э.Тоффлер, считая, что система национальных государств постепенно вытесняется миром транснациональных корпораций, "требующим совершенно новых политических рамок, которые были бы способны обеспечить нечто подобное мировому порядку" .

Более умеренные теории исходят из того, что управление, имеющее кардинальное значение для рыночной экономики, не должно отождествляться с государством. Утверждают, что глобальная политика отделяет управление от государства и его органов власти. Поэтому политики должны в этой области передать свои функции иным акторам и учреждениям, находящимся в лучшем положении для реализации политики общества. Речь идет об учреждениях, подобных Всемирному банку, Международному валютному фонду, и, разумеется, о крупном бизнесе.

Подобные концепции реализуются в практике западных держав. Бывший заместитель госсекретаря США С.Телботт отмечал, что многие правительства, включая США, стремятся повысить свою способность иметь дело с транснациональными опасностями, формируя коалиции с "негосударственными акторами", прежде всего с корпорациями, а также с неправительственными организациями и международными учреждениями, такими как ООН, Всемирный банк и МВФ. Разделяет он и мнение о том, что глобализация, расширяя власть многонациональных корпораций, ведет к ограничению государственной власти. Касаясь внешней политики США, С. Телботт замечает: "Участвуя в создании норм и учреждений, регулирующих глобальную экономику, американские дипломаты агрессивно отстаивают интересы бизнеса США по всему миру" .

Нельзя в этой связи не сказать, что в западной литературе нередко встречаются весьма критические замечания в адрес указанной политики и роли корпораций, прежде всего американских, в международных экономических связях. Еще в 70-е годы три известных американских экономиста пришли к выводу о том, что международная деятельность корпораций США подрывает структуру глобальных экономических связей капитализма. Анализируя систему мирового капиталистического хозяйства, в которой господствуют американские корпорации, они предостерегли: "такая система, если она останется без изменений, приведет к очень серьезным потрясениям..." .

Связь внешней политики государства с крупным бизнесом присуща не только США, но и другим государствам, включая Россию. Разумеется, соотношение их роли различно. Могущество американского бизнеса является важным фактором внешней политики США. Что же касается России, то здесь главная роль принадлежит государству, которое призвано создать благоприятные внешние условия для пока еще слабого отечественного бизнеса. В одном из программных документов Правительства РФ говорится: "Во-первых, наши внешнеполитические усилия должны, наконец, стать, если можно так выразиться, рентабельными. Дипломаты обязаны помнить: результаты их деятельности - это прежде всего благоприятные условия для работы отечественных предприятий на внешних рынках" .

Решению этой проблемы уделяется постоянное внимание. Выступая перед студентами Московского государственного института международных отношений, Секретарь Совета Безопасности РФ С.Б. Иванов говорил о том, что одна из главных задач, которые руководство РФ ставит перед МИД, - "активно защищать интересы отечественных производителей, крупных российских фирм, независимо от форм их собственности" .

Правила игры на глобальном рынке определяются крупными компаниями . Играть с ними на относительно равных условиях могут сегодня лишь такие отечественные компании, как Газпром, РАО ЕЭС, "ЛУКОЙЛ" и некоторые другие. У наших предпринимателей нет еще необходимого опыта и умения. Поэтому отечественный бизнес нуждается в самой активной поддержке государства. Подтверждение тому - своеобразный манифест отечественных предпринимателей, опубликованный в печати: "Обращение к главе Российского государства и ко всем ответственным политикам. Уверенность и ответственность" .

В силу этих причин российские предприниматели вляются государственниками. Они выступают за активное участие государства в созидании новых отношений как внутри страны, так и вовне. По их мнению, происходящее на мировой арене "делает крайне проблематичным легкое пришвартовывание России к флотилии так называемого мирового сообщества".

Роль бизнеса в глобальной экономике является общепризнанной. В докладе Генерального секретаря ООН "Повестка дня для демократизации" говорится: "Бизнес и промышленность обладают сегодня более значительным влиянием на будущее глобальной экономики и окружающей среды, чем любое правительство или организация правительств". И на этом основании делается вывод, согласно которому "сектор частного бизнеса, особенно транснационального бизнеса, должен быть признан как необходимый актор в международной организации и более непосредственно вовлечен в принятие решений на международном уровне" .

Межправительственные организации стали уделять больше внимания взаимодействию с деловыми кругами. Ряд шагов в этом направлении сделан ООН. В рамках Организации учрежден Консультативный бизнес-совет, призванный содействовать вовлечению крупного бизнеса в решение международных проблем. Деятельность ряда международных организаций направлена на создание благоприятных условий для деловой активности. Особо следует отметить Всемирную торговую организацию, Международный валютный фонд, создающие такие условия в сфере торговли, права интеллектуальной собственности и финансов.

Содержание работы

Содержание

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. Глобализация мировой экономики............................................................5

1.1. Глобализация и геоэкономика...........................................................................5

1.2. Неолиберальный международный экономический порядок как основа глобализации.............................................................................................................13

Глава 2. Роль государства в условиях глобализации............................................16

2.1. Государство в глобальной системе..................................................................16

2.2. Глобализация общества и государство............................................................23

Заключение................................................................................................................30

Список литературы...................................................................................................32

Введение

Глобализация представляет собой процесс, который в значительной мере будет определять историческое развитие в новом веке. Этот процесс связывает все стороны жизни национальных обществ в единой мировой системе. Меняется значение национальных и интернациональных интересов. Глобализация открывает перед человечеством невиданные возможности процветания и одновременно таит в себе колоссальные опасности, ставящие под угрозу само существование нашей цивилизации. Поэтому глобализация, пути ее развития стали предметом острых дискуссий. Возникли общественные движения, выступающие с требованиями предотвратить отрицательные последствия этого процесса. Их участники используют слово "глобализация" как ругательное. Президент Венесуэлы Х.Чавез заявил, что "дикая неолиберальная" экономическая политика превратила мир в "царство сатаны" .

Глобализация - объективная закономерность, и воспрепятствовать ее развитию не в состоянии никакие силы. Задача состоит в том, чтобы поставить ее на службу человеку. А это требует существенного повышения уровня управляемости международной системой, чтобы использовать позитивные возможности глобализации и предотвратить ее негативные последствия. Сегодня проблема управления - ключевая глобальная проблема, от ее решения зависит урегулирование иных крупных проблем. Ее актуальность находит ве более широкое признание в выступлениях государственных деятелей, в актах межправительственных и общественных организаций.

В Годовом докладе Генерального секретаря ООН о работе Организации за 2000 г. говорится: "Необходимо более эффективное мировое управление, под которым я имею в виду совместное ведение мировых дел" .

Существенным препятствием на пути решения этой задачи является отставание политического мышления, на что указывается и в международных актах. В принятой на Стокгольмской конференции 1991 г. резолюции, в частности, говорилось: "Мы считаем, что подлинный общий интерес в новом глобальном порядке сотрудничества наших дней состоит в том, чтобы рационально убедить государства учредить систему глобального управления" . Как видно, обращается внимание на одну из наиболее сложных задач - "рационально убедить государства".

Все это говорит о том, что одним из важных условий решения глобальных проблем, включая проблему управления, является повышение уровня политического мышления и массового сознания. Особая ответственность за достижение указанной цели ложится на средства массовой информации, роль которых в современном обществе чрезвычайно возросла. Без их активного участия эффективное управление невозможно ни на национальном, ни на международном уровне.

Для повышения уровня политического мышления и приведения его в соответствие с современными требованиями первостепенное значение приобретает роль государства в условиях глобализации.

Исходя из этого, целью данной работы является анализ сущности глобализации мировой экономики, а также выявление основных проблем современных процессов мировой интеграции мировых хозяйств.

Глава 1. Глобализация мировой экономики

1.1. Глобализация и геоэкономика

Мощнейшими факторами глобализации мирового хозяйства выступают трансграничное движение капиталов, международная торговля товарами и услугами, миграция рабочей силы. Глобальная трансформация мира, являясь уникальным феноменом XXI в., обусловливает формирование геоэкономики, как ярчайшего отражения процесса глобализации и новой парадигмы мироустройства. Глобалистика как общемировая наука вырабатывает новейшие способы изучения мира - междисциплинарный и наддисциплинарный познавательный метод, который диктует необходимость рассмотрения мира через различные его грани с последующим их синтезом в единую модель глобального мира .

Глобализацию принято характеризовать в первую очередь как результат научно-технической революции, развития информационных технологий и компьютерных сетей, телекоммуникационных и транспортных систем, а также взаимодействия национальных рынков, невиданного по интенсивности движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы по всему миру. Утверждается, что глобализация - следствие небывало возросшей технической и экономической мощи человечества, которая побеждает пространство и время, сближает народы, страны и континенты .

Ключевым фактором глобализации мира выступает геоэкономика как новая парадигма мироустройства. Другими словами, именно геоэкономика - ярчайшее отражение процесса глобализации. Она основывается, по мнению специалистов, на воспроизводственных системах, вырвавшихся из национальных границ и сформировавшихся в гигантские мировые интернационализированные воспроизводственные циклы - ядра (НВЯ). Мировые воспроизводственные конвейеры буквально опоясывают земной шар, сугубо выборочно включая в качестве своих звеньев те или иные страны, национальные структуры, организации и районы. Контуры этих воспроизводственных циклов подвижны, имеют блуждающий характер. В рамках этих наднациональных структур формируется мировой доход, перераспределяемый среди участников международных воспроизводственных циклов. В результате в глобальном мире выстроился центральный вектор мирового развития - геоэкономический .

На ускорение процессов глобализации мировой экономики в последние десятилетия оказали воздействие транспортные и телекоммуникационные технологии. В результате ускорилось перемещение сырьевых ресурсов, товаров и услуг; произошли качественные перемены на финансовых рынках. Теперь в течение одного операционного дня капиталы могут перетекать из страны в страну, из региона в регион, как бы далеко друг от друга они ни находились. Транснациональные корпорации получили возможность координировать производство в разных частях света. Благодаря электронным средствам международной связи резко сократились информационные и транспортные издержки.

Один из парадоксальных результатов глобализации - увеличение числа государств, новых участников геополитики. После второй мировой войны договор о создании ООН подписали 50 стран. Теперь в ООН входит 189 государств (всего в мире около 250 стран). Через 30 лет их будет, по некоторым прогнозам, до 500. Кстати, Россия внесла свой вклад в мультипликацию государств. Развал СССР породил сразу 15 новых независимых стран, и, судя по всему, этот процесс может продолжиться. Хотя, с другой стороны, принцип территориальной целостности будет уступать место принципу национального самоопределения. По некоторым оценкам, в Африке и Азии начнется процесс умножения национальных государств, который в Европе прошел в XVIII-XX вв. А в самой Европе государство, наоборот, станет утрачивать свой смысл, что уже происходит в Европейском союзе, где исчезают границы и национальные валюты .

В научной литературе представлено много определений глобализации. В самом широком смысле глобализация - это интенсивный процесс интернационализации политических, социально-экономических и культурных отношений различных стран мира. В экономическом аспекте глобализация означает невиданный до сих пор процесс бурного роста международного обмена товарами, услугами и капиталом.

Движущей силой глобализации выступают высокие наукоемкие технологии, которые облегчают международный обмен, приводят к увеличению доли экспорта и импорта, включают региональную экономику в систему всемирного разделения труда. Это, в свою очередь, приводит к всеобщей либерализации внешней торговли и денежных рынков различных стран, к интернационализации производства и сетей сбыта продукции, к быстрому и широкому освоению технологий, благодаря которым международные потоки товаров, услуг и капитала становятся беспрепятственными и идущими с более высокими скоростями. Промышленное производство вовлеченных в этот процесс государств подвергается реорганизации, поскольку продукция отдельных стран перешагивает через их границы, а предприятия выходят на финансовые рынки мира. В условиях глобализации структура производства и финансов различных стран становится взаимосвязанной и взаимозависимой. Процесс сопровождается ростом числа заграничных трансакций, а эффектом является новое международное разделение труда, в котором создание национального богатства в большей степени зависит от хозяйствующих субъектов других стран.

Открытость и прозрачность экономики, государства и общества - очевидные атрибуты современного экономического развития - вызвали принципиальные изменения в межгосударственном сотрудничестве в мире. В последние два десятилетия наступил перелом: прежние протекционистские тенденции, связанные с нефтяным кризисом, пошли на убыль, развернулся процесс постепенного сокращения величины таможенных барьеров и растущего признания необходимости либерализации международных экономических отношений.

Но речь вовсе не идет о небезоглядной открытости национальных экономических пространств. Любое государство, если оно хочет получить максимальную выгоду от глобализационных процессов, должно проводить сбалансированную, рациональную внешнюю экономическую стратегию. Во-первых, необходимо, чтобы либерализация торговых и финансовых оборотов осуществлялась на основе национальных интересов страны в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями. Во-вторых, все более широкое распространение приобретает политика увеличения открытости на новых условиях - в рамках интеграционных союзов, куда входят несколько стран (хотя порой в региональный союз входят десять или даже более государств) .

Использованная литература

  1. Аннан К. Общая судьба - новая решимость. Годовой доклад о работе Организации за 2000 год. ООН. 2000.
  2. Артц Д., Лукашук И. Участники международно-правовых отношений // Вне конфронтации. М., 1996.
  3. Гусейнов Г.Г. Конкуренция в эпоху глобализации // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. № 2.
  4. Загашвили В., Шишков Ю. Мировая торговля и международные инвестиции // МЭ и МО. 2000. № 8.
  5. Карро Д., Жюар П. Международное экономическое право / Пер. с франц. М.: Международные отношения, 2002.
  6. Куликов В.В. Нынешняя модель глобализации и Россия // Российский экономический журнал. 2002. № 10.
  7. Корецкий В.М. Избранные труды. Киев, 1989.
  8. Кочетов Э.Г. Глобалистика. М., 2001.
  9. Кочетов Э.Г. Глобалистика: теория, методология, практика. М. 2002.
  10. Кочетов Э.Г. Основные характеристики глобализационного процесса и правовое измерение мира // Журнал российского права. 2003. № 3.
  11. Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. 2002. № 3.
  12. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1998.
  13. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. Гл.III.
  14. Марогкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе РФ. Тюмень, 1998.
  15. Международные организации. М., 1994.
  16. Международное право / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. М., 2000.
  17. Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева. М., 1999.
  18. Мещерский А. Политические деньги // АиФ. 2000. № 37.
  19. Мосей Г. Процессы глобализации и регионализации в мировой экономике // Экономист. 2002. № 9.
  20. Неклесса А. Проект "глобализация": глобальные стратегии в преддверии новой эры // Безопасность Евразии. 2000. № 1.
  21. Никонов В. Россия в глобальной политике XXI века // Общественные науки и современность. 2002. № 6.
  22. Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на ее пятьдесят третьей сессии. Т.1. 1999.
  23. Тихомиров Ю.А. Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права // РЖП. 2002. № 11.
  24. Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права в Конституции РФ // МЖМП. 1995. № 2.
  25. Фархутдинов И.З. Иностранные инвестиции в России и международное право. Уфа, 2001.
  26. Шумилов В.М. Глобализация мировой экономики и глобальная правовая система // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. № 8.
  27. Шумилов В.М. Международное экономическое право. М., 2001.
  28. Jessup P.P. Transnational Law. - New. Haven, 1956.
  29. International economic treory and international economic Law // The structure and progress of inter - l law/ The Hague/ 1986.
  30. International Herald Tribune. 2000. Aug.19-20.
  31. Common Responsibility in the 1990 s. Stockholm, 1991. 22 apr.
  32. Fichte G. Der Geschlossene Handelstaat // Gesammelte Werke. Berlin, Bd. 3. 1845.
  33. Аli Khan. The Extinction of Nation-State: A world Without Boders. The Hague, 1996.
  34. Gueheno J. The End of the Nation-State. Minneapolis, 1995.
  35. Sur S. The State between Fragmentation and Globalization // European Journal of International Law (далее - EJIL), 1997. No. 3.
  36. Hobe S. Statehood at the End of the 20th Century // Austrian Review of International and European Law. 1997. No. 2.
  37. Reinicke W. Global Public Policy // Foreign Affairs. 1997. Nov. - Dec.
  38. Toffler A. The Third Wave. N.Y. 1980.
  39. Talbott S. Globalization and Diplomacy: A Practitioner's Perspective // Foreign Policy. 1997. Fall.
  40. Mason R., Miller R., Weigel D. The Economics of International Business. N.Y., 1975.
  41. Boutros Boutros-Ghali Amicorum. Vol. II. Bruxelles, 1998.
  42. Reisman M. Designing and Managing the Future of the State // EJIL. 1997. No. 2.
  43. Annan K. We the Peoples. The Role of the United Nations in the 21st Century. U. N. 2000.
  44. Why People Don't Trust Government. Cambridge, 1998.
  45. Pfaff W. The Power of Money in America Has a Stranglehold on Democracy // International Herald Tribune. 1999. July 15.
  46. Clinton S.W. State of the Union Adress of 23 January 1996 // Official Website of the White House. http: // www. whitehouse gov.
  47. The Economist. 1997. Sept. 20.
  48. Crick В. A Meditation on Democracy // The Changing Nature of Democracy. U.N. University Press. Tokyo, 1998.


Другие похожие работы