Местное самоуправление
Курсовая по предмету:
"Экономика"
Название работы:
"Местное самоуправление"
Автор работы: Юлия
Страниц: 40 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993г., впервые закрепила местное само¬управление в качестве основополагающего принципа организации власти и управления в регионах. Это было сделано потому, что без слаженно функционирующей системы мест-ного самоуправления достаточно сложно формировать рыночные экономические структуры. Именно на уровне муниципальных образований должны складываться ус¬тойчивые финансовые, хозяйственно-экономические и социальные отношения. В подавляющем большинстве демократических государств именно ме¬стные органы самоуправления решают повседневные, наиболее важные для населения вопросы, что обусловливает сравнительно высокую управленческую активность и заинтересованность граждан в данной деятельнос¬ти. Такое положение создает эффект «власти в народе», что, безусловно, увеличивает авторитет и доверие к ней. К тому же непосредственное участие людей в управлении своей общиной, селом, районом, городом не требует столь высокого про¬фессионализма, который необходим при управлении делами всего огромного государства. В последнем случае, по Маастрихтскому соглашению, страны члены Европейского Союза должны были передать достаточно обширные полномочия и финансовую основу региональным бюджетам (бюджетам субъектов и местным бюджетам).
Становление и развитие местного самоуправления в России существенно тормозится влиянием значительного количества объективных и субъективных факторов политического, правового, экономического и психологического характера. Прежде всего, это отсутствие дееспособного субъекта местного самоуправления - территориальной общины, которая бы владела необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, имела надежные внутренние источники наполнения местного бюджета.
Решение проблем становления и развития местного самоуправления нашли отображение в роботах как зарубежных, так и отечественных исследователей. Разработкой общих основ демократического устройства общества занимаются В. Аверьянов, Г. Атаманчук, Б. Гурне, Н. Нижник, Г. Одинцова, В. Цветков и др. Более детально вопрос функционирования и развития местного самоуправления рассматриваются в работах В. Бабаєва, М. Баймуратова, Р. Драго, В. Кампо, В. Куйбиды и др.
Стратегические возможности развития органов местного самоуправления освещаются в роботах Ю. Пластовой, В. Вакуленко и В. Пономаренко, а финансовые аспекты их деятельности – в работах В. Амитана, А. Гошко, А. Дуленко, О. Лукьянченко, В. Мамоновой, В. Павловой, В. Райцина, В. Рыбака, Н. Чумаченка и др.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов развития местного самоуправления остается создание надлежащих условий деятельности его органов на уровне района в городе, а также вопрос формирования организационно-экономического механизма обеспечения их эффективной деятельности.
Указанное выше обуславливает актуальность темы исследования, его цель и задачу.
Цель и задачи исследования. Цель курсовой исследования заключается в теоретическом анализе экономической основы местного самоуправления и проблем финансирования социальных программ. Ее достижение обусловило необходимость решения таких задач:
- провести анализ теоретических основ формирования понятия "местное самоуправление";
- рассмотреть структуру экономического механизма местного самоуправления;
- провести анализ источников финансовых ресурсов для реализации муниципальных социальных программ.
Объект исследования – процесс развития института местного самоуправления в России.
Предмет исследования – усовершенствование организационно-экономического механизма развития системы местного самоуправления.
Исследовательский приемы. Для достижения поставленной цели и решение задач исследования в работе использовано общенаучные и специальные методы.
Практическое значение полученных результатов заключается в обосновании перспективных направлений развития системы местного самоуправления и конкретных мероприятий по формированию его организационно-экономического механизма.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Особенности местного самоуправления в РФ
Переход от плановой экономики к экономике рыночного типа является про¬цессом сложным, длительным и противоречивым, затрагивающим и экономические, и социальные, и правовые стороны развития одновременно города и государства. Вероятно, любая реформа должна начинаться с создания определенной, минимальной, правовой базы. Однако, в области городского самоуправления отсутствует устойчивая основа финансового федерального и регионального законодательства. Как следствие, на местном уровне нет еди¬ного понимания сущности и предназначения финансовых отношений с государством. Все вопросы финансовой деятельности муниципальных образований, на сегодняшний день, рассматриваются в аспекте построения в России федеративного государства с учетом самостоятельности органов местного самоуправления. Таким образом, оно занимает особое положение в механизме уп¬равления страной. В статье 12 Конституции говорится, что в РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуп¬равления не входят в систему органов государственной власти. Из этого следует то, что местное самоуправление выступает в качестве конституционной основы нынешнего государственного строя. Кроме 12 статьи, порядка двадцати норм закрепляют организационные, материальные, финансовые и экономические основы самоуправления.
Законодательное закрепление институтов местного самоуправления, яв¬ляясь одним из признаков гражданского общества, позволяет создать качественно новую экономическую и финансовую основу развития института муниципалитетов и всего государства в целом. Наивысшие
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Особенности местного самоуправления в РФ 6
1.2 Определение города как субъекта местного самоуправления 9
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ САМОУПРАВЛЕНИЯ 15
2.1 Сущность и источники экономической самостоятельности местного самоуправления 15
2.2 Бюджет городского муниципалитета 20
3 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ 30
3.1 Понятие муниципальной программы 30
2.2 Анализ источников финансирования на примере целевой программы развития Псковской области на 2006-2010 годы 31
2.3 Проблемы формирования финансовых ресурсов муниципальных образований 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
ЛИТЕРАТУРА 41
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993г., впервые закрепила местное само¬управление в качестве основополагающего принципа организации власти и управления в регионах. Это было сделано потому, что без слаженно функционирующей системы мест¬ного самоуправления достаточно сложно формировать рыночные экономические структуры. Именно на уровне муниципальных образований должны складываться ус¬тойчивые финансовые, хозяйственно-экономические и социальные отношения. В подавляющем большинстве демократических государств именно ме¬стные органы самоуправления решают повседневные, наиболее важные для населения вопросы, что обусловливает сравнительно высокую управленческую активность и заинтересованность граждан в данной деятельнос¬ти. Такое положение создает эффект «власти в народе», что, безусловно, увеличивает авторитет и доверие к ней. К тому же непосредственное участие людей в управлении своей общиной, селом, районом, городом не требует столь высокого про¬фессионализма, который необходим при управлении делами всего огромного государства. В последнем случае, по Маастрихтскому соглашению, страны члены Европейского Союза должны были передать достаточно обширные полномочия и финансовую основу региональным бюджетам (бюджетам субъектов и местным бюджетам).
Становлеие и развитие местного самоуправления в России существенно тормозится влиянием значительного количества объективных и субъективных факторов политического, правового, экономического и психологического характера. Прежде всего, это отсутствие дееспособного субъекта местного самоуправления - территориальной общины, которая бы владела необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, имела надежные внутренние источники наполнения местного бюджета.
Решение проблем становления и развития местного самоуправления нашли отображение в роботах как зарубежных, так и отечественных исследователей. Разработкой общих основ демократического устройства общества занимаются В. Аверьянов, Г. Атаманчук, Б. Гурне, Н. Нижник, Г. Одинцова, В. Цветков и др. Более детально вопрос функционирования и развития местного самоуправления рассматриваются в работах В. Бабаєва, М. Баймуратова, Р. Драго, В. Кампо, В. Куйбиды и др.
Стратегические возможности развития органов местного самоуправления освещаются в роботах Ю. Пластовой, В. Вакуленко и В. Пономаренко, а финансовые аспекты их деятельности в работах В. Амитана, А. Гошко, А. Дуленко, О. Лукьянченко, В. Мамоновой, В. Павловой, В. Райцина, В. Рыбака, Н. Чумаченка и др.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов развития местного самоуправления остается создание надлежащих условий деятельности его органов на уровне района в городе, а также вопрос формирования организационно-экономического механизма обеспечения их эффективной деятельности.
Указанное выше обуславливает актуальность темы исследования, его цель и задачу.
Цель и задачи исследования. Цель курсовой исследования заключается в теоретическом анализе экономической основы местного самоуправления и проблем финансирования социальных программ. Ее достижение обусловило необходимость решения таких задач:
- провести анализ теоретических основ формирования понятия "местное самоуправление";
- рассмотреть структуру экономического механизма местного самоуправления;
- провести анализ источников финансовых ресурсов для реализации муниципальных социальных программ.
Объект исследования процесс развития института местного самоуправления в России.
Предмет исследования усовершенствовние организационно-экономического механизма развития системы местного самоуправления.
Исследовательский приемы. Для достижения поставленной цели и решение задач исследования в работе использовано общенаучные и специальные методы.
Практическое значение полученных результатов заключается в обосновании перспективных направлений развития системы местного самоуправления и конкретных мероприятий по формированию его организационно-экономического механизма.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Особенности местного самоуправления в РФ
Переход от плановой экономики к экономике рыночного типа является про¬цессом сложным, длительным и противоречивым, затрагивающим и экономические, и социальные, и правовые стороны развития одновременно города и государства. Вероятно, любая реформа должна начинаться с создания определенной, минимальной, правовой базы. Однако, в области городского самоуправления отсутствует устойчивая основа финансового федерального и регионального законодательства. Как следствие, на местном уровне нет еди¬ного понимания сущности и предназначения финансовых отношений с государством. Все вопросы финансовой деятельности муниципальных образований, на сегодняшний день, рассматриваются в аспекте построения в России федеративного государства с учетом самостоятельности органов местного самоуправления. Таким образом, оно занимает особое положение в механизме уп¬равления страной. В статье 12 Конституции говорится, что в РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуп¬равления не входят в систему органов государственной власти. Из этого следует то, что местное самоуправление выступает в качестве конституционной основы нынешнего государственного строя. Кроме 12 статьи, порядка двадцати норм закрепляют организационные, материальные, финансовые и экономические основы самоуправления.
Законодательное закрепление институтов местного самоуправления, яв¬ляясь одним из признаков гражданского общества, позволяет создать качественно новую экономическую и финансовую основу развития института муниципалитетов и всего государства в целом. Нивысшие ценности муниципального самоуправления нашли свое от¬ражение в Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г. Сутью Хартии является право населения самостоятельно и, что важно, под свою ответственность решать вопросы местного значения. В соответствии со ст. 131 Конституции РФ самоуправление действует в городских, сельских поселениях и на других территориях, поэтому говорить о муниципаль¬ном образовании как о субъекте финансового права означает говорить о населении той территории, на которой осуществляется местное самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и, таким образом, не яв¬ляются структурным элементом государственной системы. Поэтому в бюджетной сфере выделяется особый круг вопросов местного ведения, в решении которых органы местного самоуправления действуют самостоятельно и несут ответственность, прежде всего, перед избравшим их населением. Однако, это не означает полной функциональной изоляции и не¬зависимости местных финансов от государства. Теоретически, данное разграничение должно составлять важнейшую часть механизма управления, позволяющего оптимально сочетать интере¬сы и права человека с интересами субъектов РФ и всего государства в целом [4].
Территориальные субъекты финансового права действуют в рамках еди¬ной общегосударственной финансовой политики, участвуют в осуществлении различных государственных программ, включены в общую правовую систему государства.
Согласно «Федеральной программе государственной поддержки мест¬ного самоуправления» в системе управления государством и обществом местное самоуправление реализует следующие задачи: укрепляет основы народовластия; создает условия для обеспечения жизненных интересов на¬селения; проводит мероприятия по социальной защите населения; стабилизирует политическую систему; готовит кадры для муниципальных органов. Кроме того, многие русские историки определяли местное самоуправление не как самостоятельное заведование местным сообществом собственными делами, отличными от государственных дел, а возложение на местное сообщество осуществления задач государственного управения. Положенная в основу Европейской хартии местного самоуправления тес¬ная взаимосвязь государственной и местной власти имеет большое значение для обоснования влияния федерализма на бюджетную деятельность муниципальных образований и оказывает влияние на соот¬ношение бюджетной компетенции государства и муниципалитетов, порядок разграничения доходов и расходов между государ¬ственными и местными бюджетами, правовое регулирование муниципальной бюджетной деятельности. Помимо этого, модель построения муниципальных образований и всей системы самоуправления в России не подходит ни к одной теоретически разработанной концепции. Вероятно, это связано со стремлением отойти от системы функционирования местного самоуправления в рамках государственных структур. Однако, муниципальная власть в нашей стране все еще обладает рядом признаков, присущих государственной. В их числе установление и сбор налогов, са¬мостоятельное формирование бюджета. Вероятно, дальнейшее упразднение этих признаков (функций) добавит к реальной слабости муниципалитетов еще и слабость финансово-правовую. Таким образом, при всем демократическом значении самостоятельнос¬ти местного самоуправления, в том числе и в сфере финансовой деятельности, самостоятельность не может быть абсолютной, посколь¬ку местное самоуправление существует и действует в системе отношений публичной власти в границах Российской Федерации как единого государ¬ства.
В финансовой деятельности муниципальных образований присутствует значительные особенности, характерные лишь федеративным государствам. Прежде всего, они проявляются в способах взаимоотношений государства и муниципальных образований в сфере бюджетных отношений. Предполагается, что федеративное устройство государства гарантирует муниципальным об¬разованиям более существенную финансовую основу и предоставляет право на самостоятельное решение вопросов их финансовой компетенции. Это, в первую очередь, связано с тем, что возникает двухзвенность разграничения полномочий: сначала между субъектами Федерации, затем между субъектами и муниципальными образованиями. В некоторых случаях, происходит дальнейшее увеличение количество таких звеньев самоуправление в рамках горда, округа и, лишь потом, района. В этом случае происходит «сваливание» обязанностей на нижестоящие уровни, при сохранении финансово-экономической базы на вышестоящих. Именно это является основной проблемой местного самоуправления в России даже при отсутствии в нем нескольких уровней [5,с.143].
Местное самоуправление представляет собой прямое продолжение государственного управления делами общества и является его завершением в смысле реализации задач, стоящих перед обществом и каждым его структурным образованием.
Особенности деятельности муниципальных образований в России как федеративном государстве учтены и зафиксированы Федеральным Законом РФ «Об об¬щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающим полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления (ст. 4) и полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области мес¬тного самоуправления (ст. 5).
Использованная литература
- ФЗ № 154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». М., 2001. С. 3.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., 2001. С. 31.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2000. С. 64 65.
- . Основы Европейской хартии местного самоуправления / Под ред. Черникова В.А. М., 2000.
- . Крохина Ю.А. Город как субъект финансового права. Саратов, 2000.
- . Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1897. Т.2, С.
- Крохина Ю.А. Город как субъект финансового права. Саратов, 2000. С. 11.
- . Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 2000. С. 514.
- Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 1996. С. 40.
- Краснов В.А., Косаренко Н.Н., Ульянова А.Я. Экономические основы местного самоуправления в Москве // Местное самоуправление в России: сборник докладов по правовым и методологическим проблемам развития. М., 2001. С. 400.
- Финансы / Под. ред. Дробозиной А.А. М., 2001. С. 235.
- Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 2000. С. 340.
- Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков / Под ред. Лаврова А.М. М., 1999. С. 96.