Теория поведения потребителя
Курсовая по предмету:
"Экономика"
Название работы:
"Теория поведения потребителя"
Автор работы: Юлия
Страниц: 33 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Цель работы: рассмотреть развитие потребительского поведения, определить факторы, влияющие на выбор современного российского потребителя.
Задачи работы состоят в определении особенностей потребительского выбора и возможности воздействия на него производителем.
В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности.
В современной литературе потребности подразделяют на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первичными подразумеваются насущные потребности в пище, одежде, жилище. Вторичные связаны с интеллектуальной, творческой деятельностью человека – образование, искусство, развлечения. Потребности людей в материальных благах, услугах постоянно видоизменяются и обновляются по мере развития человеческой цивилизации. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал и т.д. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов.
Теория потребления изучает принципы рационального поведения покупателей на рынке товаров и услуг и объясняет, как он осуществляет выбор рыночных благ.
Потребители товаров и услуг– это люди, группы людей, а также организации различного масштаба и профиля деятельности, использующие товары и услуги. Избиратели, домашние хозяйки и домохозяйства, малые фирмы и глобальные компании, страны или нации, международные организации и даже мировое сообщество в целом – все они могут рассматриваться как потребители конкретных товаров в материальной форме и услуг.
Нарастающая интенсивность конкуренции глобализующихся рынков закономерно обращает интересы производителей товаров и услуг в разных странах к исследованию механизмов поведения потребителей и к возможностям использования этих механизмов для достижения своих целей.
Тема работы представляет не только теоретический, но и практический интерес. Как потребителю сориентироваться среди обилия товаров и услуг, как сделать выбор, при котором полезность была бы максимальной, а затраты – минимальными? Потребители чаще всего ищут ответы на эти вопросы интуитивно, на основе опыта, методом проб и ошибок. Предприниматели расходуют на изучение спроса немало средств, пытаясь понять особенности потребительского выбора и воздействовать на поведение домохозяйств.
Глава 1. История изучения поведения потребителя
Поведение потребителей – область знаний, выходящая за рамки сугубо маркетинговой сферы деятельности. Она актуальна для каждого, кто стремиться прочно и успешно вписаться в рыночную стихию и преуспеть в ней, применяя все приемы и методы управления поведением потребителя.
Работа с потребителем – анализ, прогноз является повседневной составляющей профессиональной деятельности каждого специалиста, занятого в сфере маркетинга. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции в России работа с потребителем становится все более актуальной для всех участников рыночных отношений.
Методом проб и ошибок молодой российский бизнес постепенно осваивает аксиому рыночной экономики: результаты работы компании на рынке возникают только в процессе взаимодействия с потребителем. Каждый сотрудник предприятия должен быть ориентирован на работу с потребителем.
Научиться понимать и управлять поведением потребителей, узнать покупателя не так просто. Потребитель нередко говорит, думает о своих желаниях одно, а оказавшись в супермаркете, покупает нечто совершенно другое. Покупатель просто не осознает побудительные мотивы такой покупки, может передумать в последнюю минуту. А значит, необходимо изучать стереотипы поведения потребителей, его нужды, предпочтения, восприятие им товара и пр.
Поведение потребителей – относительно новая область знаний не только в России, но и в США – на родине менеджмента и маркетинга. Теоретические предпосылки ПП возникли значительно раньше.Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения XIX-XX веков. К.Маркс выдвинул идею товарного фетишизма. Американец Т.Веблен в конце XIX в. предложил теорию
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. История изучения поведения потребителя 5
Глава 2. Теория поведения потребителя 11
2.1. Общие положения теории потребительского поведения 11
2.2. Кардиналисткий подход к изучению поведения потребителей 14
2.3. Ординалисткий подход к изучению поведения потребителей 19
2.4. Факторы оказывающие влияние на потребительское поведение 21
Глава 3. Российский потребитель 26
Заключение 32
Список используемой литературы 34
Использованная литература
- Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. - М.: Знание. 2008.
- Алешина И.В. Поведение потребителей: Учебник, Серия « HOMO FABER » , Экономистъ , 2006
- Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М., Н-ск: Сибирское соглашение /М: Омега-Л, 2009.
- Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов вузов.-М, 2006
- Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. - М., 2007
- Елецкий Н.О., Корниенко О.В. Экономическая теория: Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002.
- Ильин В.И. Поведение потребителей: Учебное пособие, Серия « Краткий курс », Издательство Питер , 2000 г.
- Котлер Ф. и др. Основы маркетинга/ Пер с англ. М.; СПб.; 2000.
- Носова С.С. Экономическая теория. М., Изд-во «Владос»,2009.
- Плахотникова О. Шопинг - новый вид наркомании // Столица. 2008. 3 июня.
- Поведение потребителей, Федько Н.Г., Федько В.П., Феникс, 2001
- Савулькин Л. Закономерности потребительского рынка. – СПб.,1999
- Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. Гальперина В.М. -СПб.: Экономическая школа, 2006.
- Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. – М., 1999.
- Чекурин М.Н., Киселева В.А. Курс экономической теории. -М., 2007.
- Экономическая теория. Ред. В.Д. Камаева. М., 2001.