Функциональная конкурентоспособность государственных и муниципальных предприятий
Реферат по предмету:
"Экономика"
Название работы:
"Функциональная конкурентоспособность государственных и муниципальных предприятий"
Автор работы: Ирина
Страниц: 28 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение.
Конечная цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия .
В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.
Так, в течение первых тридцати лет ХХ в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою конкурентоспособность с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов.
Однако с течением времени, с внедрением новых технологий, ускорением насыщения спроса, интернационализацией и ростом конкуренции, и усилением государственного регулирования в промышленных отраслях отдельные оперативные способы и методы управления уже не приводили к увеличению объема продаж и повышению конкурентоспособности предприятий. Снижение накладных расходов, сокращение персонала, увеличение производительности и объединение операций не могли остановить падение прибыли. Критериями оценки производственной деятельности к 1950 г. стали уже не только традиционные показатели соотношения доходов и расходов, но и организационной и управленческой эффективности (грузооборот, товарооборот, прибыль на вложенный капитал). Так, в 1950-1960 гг. возникла потребность в стратегическом планировании и управлении и в системном подходе к управлению предприятием и бизнесом .
С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. Данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но он не дает точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.
Конкурентоспособность — многогранное понятие, которое может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач .
Концепция конкурентоспособности до сих пор выглядит весьма неточно определенной. В литературе существует много различных определений конкурентоспособности. Это понятие может быть применено к товару, услуге, предприятию, стране и т. д.
Основная часть.
1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 Ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий являются решение собственника (как правило, его представителя в лице конкретного органа государственного комитета по управлению государственным имуществом) и устав, утвержденный указанным лицом. В соответствии с п.2 Ст. 52 ГК в учредительных документах унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юридического лица. Это обусловлено тем, что правоспособность государственных и муниципальных предприятий, в отличие от др. коммерческих организаций, является специальной. Поэтому государственные и муниципальные предприятия не могут осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только такими видами хозяйствования, которые определены им собственником в уставе. Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание на собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций. В отличие от др. предпринимательских юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), кот. назначается на должность и освобождается от должности собственником, либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п.4 Ст. 113 ГК) .
2. Управление государственными и муниципальными предприятиями.
Радикальное преобразование системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне муниципального предприятия, положение которого в рыночной экономике коренным образом меняется. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, муниципальное предприятие обязано сформировать у себя такую систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.
Менеджмент вид управления, полностью отвечающий потребностям развития рыночной экономики. Управление как сложное явление в развитии производства и общества характерно многими факторами. Различия определяются не только особенностями объекта управления, но и уровнем его технологического, социально-психологического и иного развития. Управление во многом будет различным, если речь идет о небольшом предприятии в малом бизнесе или крупной производственной фирме. Характерно
Содержание работы
Основная часть - стр.4.
1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия стр.4.
2. Управление государственными и муниципальными предприятиями - стр.4.
3. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия - стр.5.
4. Конкуренция в условиях перехода к рыночной экономике стр.8.
5. Конкурентоспособность государственных и муниципальных предприятий - стр.12.
6. Определение конкурентоспособности промышленного предприятия - стр.12.
6.1. Уровни конкурентоспособности предприятий - стр.12.
6.2. Конкурентные стратегии и преимущества предприятия - стр.16.
6.3. Факторы конкурентных преимуществ предприятия - стр.21.
6.4.Приоритеты и резервы финансового оздоровления государственных
(муниципальных) предприятий жилищно-коммунального комплекса - стр.22.
Заключение - стр.27.
Список литературы - стр.28.
Использованная литература
- :
- Алпатов А.А. Реструктуризация предприятия: основные понятия и способы проведения / Комитет по управлению имуществом Кировской области - Киров: 1998.
- Антикризисное управление: Учебное пособие для технических вузов под ред. Э.С. Минаева и В.П. Панагушина. - М.: Издательство ПРИОР, 1998 - 432 с.
- Базаров Т.Ю., Аксенова Е.А. «Кризисная ситуация» в организации; норма или патология. - Управление персоналом, № 3, 1998, СС. 21-24.
- Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., 1996.
- Гончаров В. В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. М., 1996.
- Давыдова Г.В., Беликов А.Ю. Методика количественной оценки риска банкротства предприятий//Управление риском, 1999 г., №3, 13-20 с.
- Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21 июня 1997 г.
- Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. М., 1993.
- Казарина А.Х. Органы государственной регистрации субъектов и объектов предпринимательской деятельности: Справочное пособие для прокуроров/Ин-т пов-я квал. рук. Кадров. Генеральная прокуратура Р.Ф. - М., 1998.
- Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Организация управления персоналом на предприятии. М., 1994.
- Крыжановский В.Г. Реструктуризация предприятия. Конспект лекций. М.:
- Издательство ПРИОР, 1998 - 42с.
- Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фир¬мой: Учеб. пособие. М.: Финпресс, НГАЭ и У. 1997. 356 с.
- Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под ред. В.Д. Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993. 896 с.
- Проблемы неплатежеспособности предприятия в условиях рыночной экономики
- /учебный текст/. ИФО институт исследования экономики.
- Реструктирование предприятия. Рациональная система бизнес-единиц. - М.:
- Дело, 1996.
- Реструктуризация предприятий и компаний./ И.И.Мазуро, В.Д.Шапиро и др.
- Справочное пособие/ Под ред. И.И.Мазуро. - М.: Высшая школа, 2000.
- Семь нот менеджмента. - М.: Эксперт, 1997.
- Соколова Л.В. Адаптация предприятий к условиям рынка. Харьков: ФОРТ, 1996. 246 с.
- Стрекалов О.Б., Зарипов Э.Р. Кризисы в организации и управление проектами: Учебное пособие. - Казань: Казан. Гос. Техгл. Ун-т, 1997, 160 стр., с. 36-40.
- Тарасов В. К. Персонал технология: отбор и подготовка менеджеров. Л., 1989.
- Телюкина М.В. Проблемы, возникающие на стадии возбуждения производства по делу о несостоятельности//Юрист, №3, 1998 г.
- Уткин Э. А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. М., 2000.
- Шорохов В.П., Колькин Д.Н. Оценка конкурентоспособности региона // Проблемы прогнозирования. 2007. № 1. С. 92104.
- Экономика переходного периода: Учеб. пособие /Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. М.: Изд-во МГУ, 1995. 410 с.1.