Сущность, признаки бюрократии как экономического явления
Реферат по предмету:
"Экономика"
Название работы:
"Сущность, признаки бюрократии как экономического явления"
Автор работы: Юлия
Страниц: 26 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Бюрократия является обязательным атрибутом современного общества. Она играет огромную роль в разработке и реализации всевозможных программ развития национальной экономики. От бюрократии во многом зависит обеспечение устойчивых темпов поступательного экономического развития, что является одной из стратегических целей любого государства. При этом для подавляющего большинства экономических агентов (фирмы и домохозяйства) бюрократия - это неизбежное зло, с которым приходиться мириться. Существует мнение, что бюрократия преследует только собственные цели, которые зачастую не соответствуют интересам общества. В результате само государство, которое выступает от имени общества, предстаёт как огромный бюрократический монстр, функционирующий по собственным законам и стремящийся к достижению только собственных целей.
Интересно отметить, что бюрократию негативно воспринимают все основные политические группы современного общества. Для правых бюрократия ассоциируется с ограничениями свободного рынка и его возможностей к быстрому саморегулированию. Представители центристских партий выступают за реформирование бюрократии, что должно способствовать её открытости и ответственности. Левые носятся с идеей о самоуправлении как реальной альтернативы бюрократии. Несмотря на все эти критические высказывания, бюрократия демонстрирует потрясающие способности к выживанию и защите собственных прав. Это позволило Максу Веберу, крупнейшему теоретику бюрократии, утверждать, что современное государство - это государство диктатуры бюрократии. Он подчёркивал, что данное положение вещей объясняется уникальной способностью бюрократии решать сложнейшие управленческие проблемы в современном индустриальном обществе. Отсюда следовал вывод как о необходимости бюрократии в современном обществе, так и об её удивительной способности порождать всевозможные проблемы.
1.Сущность бюрократии и бюрократизма
Бюрократия (от франц. – канцелярия и греч. – власть), одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элемент механизма и социального регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности управленческого аппарата. Феномен бюрократии был исследован в начале нашего века М. Вебером, в концепции которого эффективность бюрократии выступает ее сущностной характеристикой, а само это понятие приобретает позитивное значение. Идея Маркса о том, что бюрократия представляет интересы господствующего класса, не отражает всей полноты истины.
Понятие “бюрократизм” может рассматриваться с трех позиции:
а) как концентрация в своекорыстных целях реальных рычагов власти в руках работников специализированного аппарата;
б) как бюрократическая система аппаратного властвования и управления;
в) как стиль управления.
Опасность бюрократического сопротивления реформам заключается в широких возможностях бюрократии тормозить процесс демократических преобразований в любом обществе.
Очевидно, что ядро бюрократической системы ценностей образует карьера, с мыслью о которой сопоставляются все помыслы и ожидания, тесно связаны статус и престиж служащего. Другим важным элементом бюрократической системы ценностей выступает самоотождествление служащего с организацией, служение организации как средству достижения собственной выгоды.
Бюрократизм – это общественное отношение, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами населения. Изучение бюрократизма предполагает анализ: а) противоречий, возникающих при реализации функций управления; 6)
Содержание работы
Содержание
Введение...3
1.Сущность бюрократии и бюрократизма5
2. Признаки бюрократии...14
3. Экономическая теория бюрократии16
Заключение.25
Список использованной литературы...27
Введение
Бюрократия является обязательным атрибутом современного общества. Она играет огромную роль в разработке и реализации всевозможных программ развития национальной экономики. От бюрократии во многом зависит обеспечение устойчивых темпов поступательного экономического развития, что является одной из стратегических целей любого государства. При этом для подавляющего большинства экономических агентов (фирмы и домохозяйства) бюрократия - это неизбежное зло, с которым приходиться мириться. Существует мнение, что бюрократия преследует только собственные цели, которые зачастую не соответствуют интересам общества. В результате само государство, которое выступает от имени общества, предстаёт как огромный бюрократический монстр, функционирующий по собственным законам и стремящийся к достижению только собственных целей.
Интересно отметить, что бюрократию негативно воспринимают все основные политические группы современного общества. Для правых бюрократия ассоциируется с ограничениями свободного рынка и его возможностей к быстрому саморегулированию. Представители центристских партий выступают за реформирование бюрократии, что должно способствовать её открытости и ответственности. Левые носятся с идеей о самоуправлении как реальной альтернативы бюрократии. Несмотря на все эти критические высказывания, бюрократия демонстрирует потрясающие способности к выживанию и защите собственных прав. Это позволило Максу Веберу, крупнейшему теоретику бюрократии, утверждать, что современное государство - это государство диктатуры бюрократии. Он подчёркивал, что данное положение вещей объясняется уникальной способностью бюрократии реать сложнейшие управленческие проблемы в современном индустриальном обществе. Отсюда следовал вывод как о необходимости бюрократии в современном обществе, так и об её удивительной способности порождать всевозможные проблемы.
1.Сущность бюрократии и бюрократизма
Бюрократия (от франц. канцелярия и греч. власть), одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элемент механизма и социального регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности управленческого аппарата. Феномен бюрократии был исследован в начале нашего века М. Вебером, в концепции которого эффективность бюрократии выступает ее сущностной характеристикой, а само это понятие приобретает позитивное значение. Идея Маркса о том, что бюрократия представляет интересы господствующего класса, не отражает всей полноты истины.
Понятие бюрократизм может рассматриваться с трех позиции:
а) как концентрация в своекорыстных целях реальных рычагов власти в руках работников специализированного аппарата;
б) как бюрократическая система аппаратного властвования и управления;
в) как стиль управления.
Опасность бюрократического сопротивления реформам заключается в широких возможностях бюрократии тормозить процесс демократических преобразований в любом обществе.
Очевидно, что ядро бюрократической системы ценностей образует карьера, с мыслью о которой сопоставляются все помыслы и ожидания, тесно связаны статус и престиж служащего. Другим важным элементом бюрократической системы ценностей выступает самоотождествление служащего с организацией, служение организации как средству достижения собственной выгоды.
Бюрократизм это общественное отношение, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами населения. Изучение бюрократизма предполагает анализ: а) противоречий, возникающих при реализации функций управления; 6) управления как процесса труда; в) интересов социальных групп, участвующих в бюрократических отношениях.
Из массы противоречий, существующих в управлении, необходимо выделить главное: это противоречие между объективно общественным характером управления (ибо в этот процесс включены, прмо зависят от результатов практически все члены общества) и субъективно-замкнутым способом его осуществления (так как в итоге управление, призванное отражать волю общества, осуществляется достаточно локальной социальной группой профессионалов-управленцев).
Негативное содержание бюрократических отношений формирует прежде всего многочисленная группа противоречий, возникающих между различными объединениями, подразделениями и индивидами, составляющими аппарат управления.
Бюрократическая иерархия порождает губительные для управления противоречия между желаемым и действительным в оценке объективной реальности, а следовательно, и между словом и делом, что в свою очередь является одной из важнейших характеристик бюрократизма в системе общественных отношений.
В свою очередь, в процессе разделения и усложнения управленческого труда возникает противоречие между целостностью, взаимообязанностью, взаимозависимостью явлений объективной реальности, подлежащих управлению, и необходимостью расчленения, дробления процесса управления на множество отдельных направлений.
Как в двигателе внутреннего сгорания есть потери мощности на трение, нагревание, износ поверхностей, так и в аппарате управления существуют потери эффективности из-за несогласованности, раздробленности его элементов. Отдельные чиновники винтики огромной машины управления объективно не в состоянии осознать цели, задачи и масштабы целого. В этих условиях система может функционировать лишь на основе подробных инструкций, определяющих компетенцию того или иного чиновника. Система инструкций изначально предполагает ограниченность действий чиновника определенными рамками. Отсюда важнейшим проявлением противоречий управления выступает бюрократический консерватизм .
Поскольку инструкции создаются на базе прецедента, документы, отражающие прошлый человеческий опыт, становятся для бюрократов единственной универсальной мерой, под которую подгоняются текущие дела. Поэтому, даже ясная, как день, действительность, кажется чиновнику иллюзорной по сравнению с действительностью, засвидетельствованной в актах.
Производными обозначенных выше противоречий являются такие характеризующие бюрократизм черты, ак некомпетентность и бумажный фетишизм.
Одной из существенных черт бюрократизма является стремление к монополии власти и управления.
Не секрет, что решения различных звеньев управления отражаются в первую очередь на положении членов общества, которые их реализуют. Негативные социальные последствия неэффективных управленческих решений компенсируются также за счет масс, что встречает их естественное противодействие. Отсюда исконное стремление чиновничества не допустить реальных социальных оценок управления и вмешательства в эту сферу широких масс, так как это может привести к разрушению самой системы.
Обозначенные выше противоречивость, внутренняя нестабильность процесса управления вообще, являются, по мере развития, нарастания того или иного противоречия источником повышенной конфликтности социального управления, его бюрократизации.
Дальнейший продуктивный анализ бюрократических отношений в сфере управления предполагает рассмотрение труда чиновника управленца.
Результатом труда конкретного субъекта управления выступает управленческое решение, которое и является произведенным товаром (причем, одним из самых ценных). Поскольку бюрократизм отрицательно влияет на отношения общества и институтов социального управления, естественной тенденцией общественной жизни становится невостребованность обществом бюрократического управления, которое может быть ему только навязано.
Значит ли это, что бюрократическое управление представляет собой труд, не производящий товара. Может ли такое быть? Может, если, во-первых, в обществе отсутствуют рынок и товарные отношения, во-вторых, конкретный труд не создает потребительскую стоимость в виде эффективного управленческого решения Но если управление неэффективно, то оно и не целесообразно, ибо не может удовлетворить ни личных, ни общественных потребностей. Значит, это не труд, а нечто прямо противоположное, т.е. результаты этого действия в лучшем случае бесполезны, а чаще всего вредны. Так вырисовывается одна из важнейших характеристик бюрократизма как общественного отношения его паразитическая сущность.
Условия, предпосылки, возможности такого паразитирования с точки зрения управления как процесса труда кроются в его двойственном характере.
Полезность субъекта управления для общества определяется по результатам его конкретного труда, а вознаграждается он обществом в соответствии с различными характеристиками абстрактного труда. Это результат углубления процесса разделения труда, усложнения социальных структур общества, управления. Итоги социального управления проявляются спустя какое-то время, деперсонифицируются, не поддаются прямой общественной оценке. Бюрократия стремится организовать условия для опосредованной оценки своего труда, что в свою очередь является одним из источников управленческого формализма.
Невозможно понять суть бюрократических отношений без анализа
Использованная литература
- Бурлацкий Ф.М. Вожди и советники. М., 1992.-С. 349.
- Макарин, А.В. Бюрократия в системе политической власти / А.В. Макарин. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. С.156.
- Махровский И.А. Бюрократия: организационно-экономические пути преодоления ее избыточности на современном этапе рыночных реформ и место в региональном хозяйстве . М:. Кострома, 2004. С. 190.
- Рунеев Р.М. Теория общественного выбора. Курс лекций. М.: Москва: ГУ ВШЭ, 2005. С.320.
- Хайек Ф.А. Общество свободных / Ф. А. Хайек. Лондон, 1990. С. 151.
- Барнет Д. Стратегический менеджмент. Концепции и примеры // Проблемы теории и практики управления. 1992. № 2.С.38.
- Гимпельсон В. Численность и состав российской бюрократии / В. Гимпельсон // Вопросы экономики. 2002. № 11. С. 91107.
- Альпидовская М.Л. Институциональная сущность бюрократии//Региональная экономика:теория и практика.№10,2006.С.37.
- Зверев А.Ф. Маркс о сущности бюрократии в работе «К критике гегелевской философии права» // советское государство и право. 1997. № 8.С.17-26.
- Харинов Е.В. Теория информационной экономики как методологическая парадигма современной экономической науки / Е. В. Харинов // Методология экономической науки: проблемы и перспективы развития : сб. науч. тр. по итогам Международной научной конференции. Кострома, 2006. С. 168174.