Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Экономические --> Экономика --> Государственное регулирование отношений собственности

Государственное регулирование отношений собственности

ГУУ

Курсовая по предмету:
"Экономика"



Название работы:
"Государственное регулирование отношений собственности"




Автор работы: Юлия
Страниц: 38 шт.



Год:2008

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

В результате экономических преобразований, проводимых в России в последние годы, произошло разгосударствление собственности. Во многих отраслях промышленности, на транспорте, в банковской и страховой системах, других сферах деятельности государства возникли частные предприятия, фирмы и акционерные общества.

К сожалению, разгосударствление определялось зачастую не экономической целесообразностью, а перипетиями политической борьбы и интересами группировок, близких к высшим эшелонам власти, что, в конечном итоге привело к появлению суррогатных продуктов трансформации собственности и криминальных структур, нанесших государству большой экономический ущерб.[12]

Об этом достаточно много опубликовано материалов в периодической печати, в исследованиях экономистов и политиков.

Однако, как бы не происходило разгосударствление, в российской экономике к настоящему времени сложилась следующая структура собственности: казенные, государственные унитарные предприятия и учреждения, акционерные общества с участием государства, частные предприятия и фирмы. Кроме указанной собственности государству принадлежит большая доля недвижимости в стране и около 4,5 тыс. объектов за рубежом. [12]

Таким образом, российское государство остается крупным владельцем и распорядителем собственности, управление которой, как показала действительность, нуждается в совершенствовании.

Актуальность данной курсовой работы определена следующими вопросами. В странах с развитой рыночной экономикой, не говоря уже о тех, где превалируют централизованные методы управления хозяйством, удельный вес государственной собственности в структуре основных производственных фондов страны достаточно высок.

Это относился к таким отраслям, как транспорт и связь, атомная энергетика, военно-промышленный комплекс и ряду других. В собственности государства сосредоточены немалые материальные резервы в виде запасов продовольствия, топлива и других средств жизнеобеспечения на случай всякого рода чрезвычайных обстоятельств.

Цель курсовой работы – рассмотреть вопросы Государственного регулирования отношений собственности, исследовать проблемы управления государственной собственностью, определить основные моменты ее регулирования.

Сохранение в собственности государства значительного числа объектов производственного, социально-культурного и иного назначения объясняется главным образом двумя факторами. [13]

Во-первых, каждое государство в нынешнем непредсказуемом мире должно думать о своей безопасности, причем не только военной, но также экологической, санитарно-эпидемиологической, продовольственной и т.д.

Во-вторых, государство выполняет широкий круг социализаторских функций, призванных обеспечить достаточный прожиточный минимум населения и поддержку власть предержащих со стороны электората, среди которого немало обездоленных. А для всего этого необходимо располагать соответствующей материально-технической и финансовой базой.

В доперестроечный период наше государство взвалило на себя непосильное экономическое бремя, с которым само не могло справиться. В руках государства было сосредоточено около 90 процентов основных производственных фондов страны. [13]

Государственная собственность оказалась обюрокраченной и оказененной, недостаточно восприимчивой к достижениям научно-технической революции. Ныне полным ходом идет процесс приватизации, т.е. передачи государственной и муниципальной собственности в частную собственность юридических и физических лиц.

Глава 1. Государственная собственность и государственное регулирование экономики

§ 1.1. Структура и классификация государственной собственности

Понятие собственности, прежде всего, как экономической категории характеризует определенный перечень прав по отношению к отдельным элементам национального богатства. [7]

Другими словами, собственность – это отношение между человеком, группой или сообществом людей, с одной стороны, и любой субстанцией материального мира, с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом. [7] Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую – форму собственности.

Реализация права собственности предполагает выделение объекта и субъекта этого процесса.

Субъект собственности – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. [8]

Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащий субъекту. [8]

Отношения собственности – это имущественные отношения между субъектом и объектом, которые в свою очередь служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, отражающих имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами. [8]

Основными отношениями собственности, определенными еще римским правом, являются пользование, распоряжение и владение.

Содержание работы

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Государственная собственность и государственное регулирование экономики 5

§ 1.1. Структура и классификация государственной собственности 5

§ 1.2. Дифференциация отношений собственности 7

§ 1.3. Необходимость государственного вмешательства в функционирование народного хозяйства 9

Глава 2. Исследования проблем управления государственной собственностью субъекта Российской Федерации 12

§ 2.1. Общетеоретические вопросы управления государственной собственностью 12

§ 2.2. Системообразующий фактор, обусловливающий целостность государственной собственности 15

§ 2.3. Анализ системы отношений государственной собственности 17

Глава 3. Совершенствование управления государственной собственностью 22

§ 3.1. Реформирование отношений собственности 22

§ 3.2. Кризис управления государственной собственностью 24

§ 3.3. Эффективная система управления государственной собственностью 30

Заключение 34

Список литературы 37

Введение

В результате экономических преобразований, проводимых в России в последние годы, произошло разгосударствление собственности. Во многих отраслях промышленности, на транспорте, в банковской и страховой системах, других сферах деятельности государства возникли частные предприятия, фирмы и акционерные общества.

К сожалению, разгосударствление определялось зачастую не экономической целесообразностью, а перипетиями политической борьбы и интересами группировок, близких к высшим эшелонам власти, что, в конечном итоге привело к появлению суррогатных продуктов трансформации собственности и криминальных структур, нанесших государству большой экономический ущерб.[12]

Об этом достаточно много опубликовано материалов в периодической печати, в исследованиях экономистов и политиков.

Однако, как бы не происходило разгосударствление, в российской экономике к настоящему времени сложилась следующая структура собственности: казенные, государственные унитарные предприятия и учреждения, акционерные общества с участием государства, частные предприятия и фирмы. Кроме указанной собственности государству ринадлежит большая доля недвижимости в стране и около 4,5 тыс. объектов за рубежом. [12]

Таким образом, российское государство остается крупным владельцем и распорядителем собственности, управление которой, как показала действительность, нуждается в совершенствовании.

Актуальность данной курсовой работы определена следующими вопросами. В странах с развитой рыночной экономикой, не говоря уже о тех, где превалируют централизованные методы управления хозяйством, удельный вес государственной собственности в структуре основных производственных фондов страны достаточно высок.

Это относился к таким отраслям, как транспорт и связь, атомная энергетика, военно-промышленный комплекс и ряду других. В собственности государства сосредоточены немалые материальные резервы в виде запасов продовольствия, топлива и других средств жизнеобеспечения на случай всякого рода чрезвычайных обстоятельств.

Цель курсовой работы рассмотреть вопросы Государственного регулирования отношений собственности, исследовать проблемы управления государственной собственностью, определить основные моменты ее регулирования.

Сохранение в собственности государства значительного числа объектов производственного, социально-культурного и иного назначения объясняется главным образом двумя факторами. [13]

Во-первых, каждое государство в нынешнем непредсказуемом мире должно думать о своей безопасности, причем не только военной, но также экологической, санитарно-эпидемиологической, продовольственной и т.д.

Во-вторых, государство выполняет широкий круг социализаторских функций, призванных обеспечить достаточный прожиточный минимум населения и поддержку власть предержащих со стороны электората, среди которого немало обездоленных. А для всего этого необходимо располагать соответствующей материально-технической и финансовой базой.

В доперестроечный период наше государство взвалило на себя непосильное экономическое бремя, с которым само не могло справиться. В руках государства было сосредоточено около 90 процентов основных производственных фондов страны. [13]

Государственная собственность оказалась обюрокраченной и оказененной, недостаточно восприимчивой к достижениям научно-технической революции. Ныне полным ходом идет процесс приватизации, т.е. передачи государственной и муниципальной собственности в частную собственность юридических и физических лиц.

Глава 1. Государственная собственность и государственное регулирование экономики

§ 1.1. Структура и классификация государственной собственности

Понятие собственности, прежде всего, как экономической категории характеризует определенный перечень прав по отношению к отдельным элементам национального богатства. [7]

Другими словами, собственность это отношение между человеком, группой или сообществом людей, с одной стороны, и любой субстанцией материального мира, с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом. [7] Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую форму собственности.

Реализация права собственности предполагает выделение объекта и субъекта этого процесса.

Субъект собственности активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. [8]

Объект собственности пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащий субъекту. [8]

Отношения собственности это имущественные отношения между субъектом и объектом, которые в свою очередь служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, отражающих имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами. [8]

Основными отношениями собственности, определенными еще римским правом, являются пользование, распоряжение и владение.

Реальным проявлением отношений собственности является пользование, означающее применение объекта собственности в соответствии с его назначением с целью извлечения пользы и предполагающее наличие совокупности условий потребления, специфичных для конкретного потребителя.

Право собственности как наиболее полная форма присвоения, соединяющая пользование и распоряжение, означает, что собственник выполняет любые действия над принадлежащими ему благами, целиком присваивает полезный результат и несет всю полноту материальной ответственности за свои действия.

Другие формы присвоения ограничивают в той или иной форме свободу действий субъекта пользования и владения на объект собственности, одновременно уменьшая его реальную ответственность, предусматривая гарантии со стороны ограничивающего эту свободу собственника. [6]

Особой формой присвоения является владение начальная, исходная форма отношений собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности либо факт реального обладания объектом.

Оно предполагает реализацию всей полноты прав пользования, и лишь часть прав распоряжения, предоставленных владельцу собственником на определенных условиях.

Владение это номинальное право либо практическая возможность использовать объект, но не всегда действительная реализация такой возможности. Оно еще не является в полной мере собственностью в социально-экономическом смысле. [8]

§ 1.2. Дифференциация отношений собственности

Схематично логика взаимной обусловленности и дифференциации отношений собственности в единстве пользования, распоряжения и владения представлена на рис. 1. [2]

Рис.1. Схема взаимной обусловленности и дифференциации отношения собственности

Таким образом, право собственности означает возможность передачи объекта собственности в пользование, распоряжение или владение другим субъектам без утраты самого права собственности с установлением правил, которые те обязаны соблюдать.

Объекты гражданского права, классифицированные в Гражданском Кодексе Российской Федерации, представлены на рис. 2. [2]

Рис. 2. Объекты гражданского права в Российской Федерации

Структура объектов движимого и недвижимого имущества может в свою очередь классифицироваться на несколько крупных блоков, позволяющих выделить составляющие движимого и недвижимого имущества (рис. 3, 4). [2]

Рис. 3. Виды недвижимого имущества

В свою очередь, из законодательных определений таких объектов, как участки недр и леса, также следует их тесная взаимосвязь с земельными участками и соответственно с регулирующими положениями фактически первенствующего для всех названных типов объектов недвижимости земельного законодательства.

Рис. 4. Виды движимого имущества

Движимые вещи Гражданским Кодексом Российской Федерации определены как вещи, не относящиеся к недвижимости.

§ 1.3. Необходимость государственного вмешательства в функционирование народного хозяй¬ства

Роли и месту государства и государственной собственности в экономике стали уделять серьезное внимание с момента возникнове¬ния экономической науки. Причем разные школы по-своему трактуют эту проблему. [5]

Одни выступа¬ют с позиций необходимости и плодотворности го¬сударственного вмешательства в экономический процесс.

Другие придерживаются противополож¬ной точки зрения.

Третьи стоят на позиции разум¬ного сочетания государственного и рыночного сек¬тора экономики.

Вопросу, почему государственная форма собственности в принципе не может быть эффек¬тивной, посвящена обширная научная литерату¬ра. Изначально поход против государства и госу¬дарственной собственности начинает классиче¬ская политическая экономия с идеей А. Смита - «государство - ночной сторож». Прошло много лет, принципиально изменилось общество. Даже неоклассики в своих теоретических построениях допускают возможность участия государства в экономических процессах, правда, по допустимо¬му минимуму.

Но по-прежнему ряд ученых стоит на непри¬ятии государственного вмешательства в эконо¬мический процесс.

В настоящее время довольно сильно научное направление, в рамках которого отрицается необходимость государственного вмешательства в функционирование народного хозяй¬ства и провозглашается необходи¬мость уменьшения его роли во всех общественных процессах. Одним из ярких представителей этого направле¬ния является лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек. Остановимся немно¬го на его идеях, поскольку именно он является одним из идейных вдохнови¬телей современных неоклассиков.

Сама идея плановой экономики для Хайека неприемлема, поскольку он признает в качестве единственного эффективного регулятора экономики конкуренцию. [5]

По его мнению, плани¬рование нарушает баланс обществен¬ных и личных интересов в пользу об¬щественных, что, по мнению ученого, приводит к тоталитаризму, который неприемлем ни с точки зрения поли¬тической, ни с точки зрения экономи¬ческой.

Командная или тоталитарная сис¬тема построена на принуждении. И чем интенсивней принуждение, тем успеш¬ней развивается экономика. Конечно, с точки зрения морали, законности и прочих человеческих ценностей такая экономика неприемлема, но, с точки зрения прагматической, она способна добиваться значительных результатов.

Весьма сомнительным представля¬ется утверждение Хайека, что экономи¬ческое планирование в национальных масштабах невозможно реализовать иначе, как посредством диктатуры. Со¬вершенно бездоказательным выглядит тезис, что демократические методы планирования будут неизбежно отверг¬нуты и заменены диктаторскими. Если под демократическими методами под¬разумевается индикативное планиро¬вание, то оно широко используется развитыми странами, начиная с окончания Второй мировой войны, и нигде до сих не превратилось в тоталитар¬ные директивные.

Правда, в отличие от родоначаль¬ников экономического либерализма, Хайек считает ошибочным полное про¬тивопоставление государства и конкурентной рыночной системы. [5]

Использованная литература

  1. Бандурин В. В., Кузнецов В. Ю. Управление федеральной собственностью в условиях переходной экономики. - М.: "Наука и экономика". 2001
  2. Бандурин В.В., Касаткин В.В., Торопов С.В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью. М.: Полиграфресурсы, 2000.
  3. Безбах В.В., Пучнихин В.К. Основы Российского гражданского права М.: ТЕИС, 2005.
  4. Гражданское право. Учебник. Часть. Издание третье / под ред. Сергеева Л.П., Толстого Ю.К. М.: ПРОСПЕКТ. - 2000.
  5. Гровер Р., Соловьев М. Введение в управление недвижимостью. М., Паритет,2002
  6. Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности. - Журнал российского права. 2007. - №9.
  7. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ для предпринимателей / Под ред. М.И. Брагинского, В.В. Витрянского М.: Фонд «Правовая культура», 2003.
  8. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный) / Под ред. О.Н.Садикова. М.: Статут. 2003.
  9. Косякова Н., Управление государственным унитарным предприятием: реальность и перспективы, М., 2004
  10. Суханов Е.А. Общие положения о праве собственности и других вещных правах // Хозяйство и право. -2005.- №б.
  11. У.Маттеи, Е.А.Суханов. Основные положения права собственности. М.: Юрист. - 2004.
  12. Уваров А.А. Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления. - Журнал российского права. 2003. - №3/4.
  13. Щенникова Л.В. Право собственности в гражданском законодательстве России // Законодательство. - №1. - январь 2001 г.


Другие похожие работы