Государственное регулирование отношений собственности
Курсовая по предмету:
"Экономика"
Название работы:
"Государственное регулирование отношений собственности"
Автор работы: Юлия
Страниц: 38 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
В результате экономических преобразований, проводимых в России в последние годы, произошло разгосударствление собственности. Во многих отраслях промышленности, на транспорте, в банковской и страховой системах, других сферах деятельности государства возникли частные предприятия, фирмы и акционерные общества.
К сожалению, разгосударствление определялось зачастую не экономической целесообразностью, а перипетиями политической борьбы и интересами группировок, близких к высшим эшелонам власти, что, в конечном итоге привело к появлению суррогатных продуктов трансформации собственности и криминальных структур, нанесших государству большой экономический ущерб.[12]
Об этом достаточно много опубликовано материалов в периодической печати, в исследованиях экономистов и политиков.
Однако, как бы не происходило разгосударствление, в российской экономике к настоящему времени сложилась следующая структура собственности: казенные, государственные унитарные предприятия и учреждения, акционерные общества с участием государства, частные предприятия и фирмы. Кроме указанной собственности государству принадлежит большая доля недвижимости в стране и около 4,5 тыс. объектов за рубежом. [12]
Таким образом, российское государство остается крупным владельцем и распорядителем собственности, управление которой, как показала действительность, нуждается в совершенствовании.
Актуальность данной курсовой работы определена следующими вопросами. В странах с развитой рыночной экономикой, не говоря уже о тех, где превалируют централизованные методы управления хозяйством, удельный вес государственной собственности в структуре основных производственных фондов страны достаточно высок.
Это относился к таким отраслям, как транспорт и связь, атомная энергетика, военно-промышленный комплекс и ряду других. В собственности государства сосредоточены немалые материальные резервы в виде запасов продовольствия, топлива и других средств жизнеобеспечения на случай всякого рода чрезвычайных обстоятельств.
Цель курсовой работы – рассмотреть вопросы Государственного регулирования отношений собственности, исследовать проблемы управления государственной собственностью, определить основные моменты ее регулирования.
Сохранение в собственности государства значительного числа объектов производственного, социально-культурного и иного назначения объясняется главным образом двумя факторами. [13]
Во-первых, каждое государство в нынешнем непредсказуемом мире должно думать о своей безопасности, причем не только военной, но также экологической, санитарно-эпидемиологической, продовольственной и т.д.
Во-вторых, государство выполняет широкий круг социализаторских функций, призванных обеспечить достаточный прожиточный минимум населения и поддержку власть предержащих со стороны электората, среди которого немало обездоленных. А для всего этого необходимо располагать соответствующей материально-технической и финансовой базой.
В доперестроечный период наше государство взвалило на себя непосильное экономическое бремя, с которым само не могло справиться. В руках государства было сосредоточено около 90 процентов основных производственных фондов страны. [13]
Государственная собственность оказалась обюрокраченной и оказененной, недостаточно восприимчивой к достижениям научно-технической революции. Ныне полным ходом идет процесс приватизации, т.е. передачи государственной и муниципальной собственности в частную собственность юридических и физических лиц.
Глава 1. Государственная собственность и государственное регулирование экономики
§ 1.1. Структура и классификация государственной собственности
Понятие собственности, прежде всего, как экономической категории характеризует определенный перечень прав по отношению к отдельным элементам национального богатства. [7]
Другими словами, собственность – это отношение между человеком, группой или сообществом людей, с одной стороны, и любой субстанцией материального мира, с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом. [7] Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую – форму собственности.
Реализация права собственности предполагает выделение объекта и субъекта этого процесса.
Субъект собственности – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. [8]
Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащий субъекту. [8]
Отношения собственности – это имущественные отношения между субъектом и объектом, которые в свою очередь служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, отражающих имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами. [8]
Основными отношениями собственности, определенными еще римским правом, являются пользование, распоряжение и владение.
Содержание работы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Государственная собственность и государственное регулирование экономики 5
§ 1.1. Структура и классификация государственной собственности 5
§ 1.2. Дифференциация отношений собственности 7
§ 1.3. Необходимость государственного вмешательства в функционирование народного хозяйства 9
Глава 2. Исследования проблем управления государственной собственностью субъекта Российской Федерации 12
§ 2.1. Общетеоретические вопросы управления государственной собственностью 12
§ 2.2. Системообразующий фактор, обусловливающий целостность государственной собственности 15
§ 2.3. Анализ системы отношений государственной собственности 17
Глава 3. Совершенствование управления государственной собственностью 22
§ 3.1. Реформирование отношений собственности 22
§ 3.2. Кризис управления государственной собственностью 24
§ 3.3. Эффективная система управления государственной собственностью 30
Заключение 34
Список литературы 37
Введение
В результате экономических преобразований, проводимых в России в последние годы, произошло разгосударствление собственности. Во многих отраслях промышленности, на транспорте, в банковской и страховой системах, других сферах деятельности государства возникли частные предприятия, фирмы и акционерные общества.
К сожалению, разгосударствление определялось зачастую не экономической целесообразностью, а перипетиями политической борьбы и интересами группировок, близких к высшим эшелонам власти, что, в конечном итоге привело к появлению суррогатных продуктов трансформации собственности и криминальных структур, нанесших государству большой экономический ущерб.[12]
Об этом достаточно много опубликовано материалов в периодической печати, в исследованиях экономистов и политиков.
Однако, как бы не происходило разгосударствление, в российской экономике к настоящему времени сложилась следующая структура собственности: казенные, государственные унитарные предприятия и учреждения, акционерные общества с участием государства, частные предприятия и фирмы. Кроме указанной собственности государству ринадлежит большая доля недвижимости в стране и около 4,5 тыс. объектов за рубежом. [12]
Таким образом, российское государство остается крупным владельцем и распорядителем собственности, управление которой, как показала действительность, нуждается в совершенствовании.
Актуальность данной курсовой работы определена следующими вопросами. В странах с развитой рыночной экономикой, не говоря уже о тех, где превалируют централизованные методы управления хозяйством, удельный вес государственной собственности в структуре основных производственных фондов страны достаточно высок.
Это относился к таким отраслям, как транспорт и связь, атомная энергетика, военно-промышленный комплекс и ряду других. В собственности государства сосредоточены немалые материальные резервы в виде запасов продовольствия, топлива и других средств жизнеобеспечения на случай всякого рода чрезвычайных обстоятельств.
Цель курсовой работы рассмотреть вопросы Государственного регулирования отношений собственности, исследовать проблемы управления государственной собственностью, определить основные моменты ее регулирования.
Сохранение в собственности государства значительного числа объектов производственного, социально-культурного и иного назначения объясняется главным образом двумя факторами. [13]
Во-первых, каждое государство в нынешнем непредсказуемом мире должно думать о своей безопасности, причем не только военной, но также экологической, санитарно-эпидемиологической, продовольственной и т.д.
Во-вторых, государство выполняет широкий круг социализаторских функций, призванных обеспечить достаточный прожиточный минимум населения и поддержку власть предержащих со стороны электората, среди которого немало обездоленных. А для всего этого необходимо располагать соответствующей материально-технической и финансовой базой.
В доперестроечный период наше государство взвалило на себя непосильное экономическое бремя, с которым само не могло справиться. В руках государства было сосредоточено около 90 процентов основных производственных фондов страны. [13]
Государственная собственность оказалась обюрокраченной и оказененной, недостаточно восприимчивой к достижениям научно-технической революции. Ныне полным ходом идет процесс приватизации, т.е. передачи государственной и муниципальной собственности в частную собственность юридических и физических лиц.
Глава 1. Государственная собственность и государственное регулирование экономики
§ 1.1. Структура и классификация государственной собственности
Понятие собственности, прежде всего, как экономической категории характеризует определенный перечень прав по отношению к отдельным элементам национального богатства. [7]
Другими словами, собственность это отношение между человеком, группой или сообществом людей, с одной стороны, и любой субстанцией материального мира, с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом. [7] Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую форму собственности.
Реализация права собственности предполагает выделение объекта и субъекта этого процесса.
Субъект собственности активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. [8]
Объект собственности пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащий субъекту. [8]
Отношения собственности это имущественные отношения между субъектом и объектом, которые в свою очередь служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, отражающих имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами. [8]
Основными отношениями собственности, определенными еще римским правом, являются пользование, распоряжение и владение.
Реальным проявлением отношений собственности является пользование, означающее применение объекта собственности в соответствии с его назначением с целью извлечения пользы и предполагающее наличие совокупности условий потребления, специфичных для конкретного потребителя.
Право собственности как наиболее полная форма присвоения, соединяющая пользование и распоряжение, означает, что собственник выполняет любые действия над принадлежащими ему благами, целиком присваивает полезный результат и несет всю полноту материальной ответственности за свои действия.
Другие формы присвоения ограничивают в той или иной форме свободу действий субъекта пользования и владения на объект собственности, одновременно уменьшая его реальную ответственность, предусматривая гарантии со стороны ограничивающего эту свободу собственника. [6]
Особой формой присвоения является владение начальная, исходная форма отношений собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности либо факт реального обладания объектом.
Оно предполагает реализацию всей полноты прав пользования, и лишь часть прав распоряжения, предоставленных владельцу собственником на определенных условиях.
Владение это номинальное право либо практическая возможность использовать объект, но не всегда действительная реализация такой возможности. Оно еще не является в полной мере собственностью в социально-экономическом смысле. [8]
§ 1.2. Дифференциация отношений собственности
Схематично логика взаимной обусловленности и дифференциации отношений собственности в единстве пользования, распоряжения и владения представлена на рис. 1. [2]
Рис.1. Схема взаимной обусловленности и дифференциации отношения собственности
Таким образом, право собственности означает возможность передачи объекта собственности в пользование, распоряжение или владение другим субъектам без утраты самого права собственности с установлением правил, которые те обязаны соблюдать.
Объекты гражданского права, классифицированные в Гражданском Кодексе Российской Федерации, представлены на рис. 2. [2]
Рис. 2. Объекты гражданского права в Российской Федерации
Структура объектов движимого и недвижимого имущества может в свою очередь классифицироваться на несколько крупных блоков, позволяющих выделить составляющие движимого и недвижимого имущества (рис. 3, 4). [2]
Рис. 3. Виды недвижимого имущества
В свою очередь, из законодательных определений таких объектов, как участки недр и леса, также следует их тесная взаимосвязь с земельными участками и соответственно с регулирующими положениями фактически первенствующего для всех названных типов объектов недвижимости земельного законодательства.
Рис. 4. Виды движимого имущества
Движимые вещи Гражданским Кодексом Российской Федерации определены как вещи, не относящиеся к недвижимости.
§ 1.3. Необходимость государственного вмешательства в функционирование народного хозяй¬ства
Роли и месту государства и государственной собственности в экономике стали уделять серьезное внимание с момента возникнове¬ния экономической науки. Причем разные школы по-своему трактуют эту проблему. [5]
Одни выступа¬ют с позиций необходимости и плодотворности го¬сударственного вмешательства в экономический процесс.
Другие придерживаются противополож¬ной точки зрения.
Третьи стоят на позиции разум¬ного сочетания государственного и рыночного сек¬тора экономики.
Вопросу, почему государственная форма собственности в принципе не может быть эффек¬тивной, посвящена обширная научная литерату¬ра. Изначально поход против государства и госу¬дарственной собственности начинает классиче¬ская политическая экономия с идеей А. Смита - «государство - ночной сторож». Прошло много лет, принципиально изменилось общество. Даже неоклассики в своих теоретических построениях допускают возможность участия государства в экономических процессах, правда, по допустимо¬му минимуму.
Но по-прежнему ряд ученых стоит на непри¬ятии государственного вмешательства в эконо¬мический процесс.
В настоящее время довольно сильно научное направление, в рамках которого отрицается необходимость государственного вмешательства в функционирование народного хозяй¬ства и провозглашается необходи¬мость уменьшения его роли во всех общественных процессах. Одним из ярких представителей этого направле¬ния является лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек. Остановимся немно¬го на его идеях, поскольку именно он является одним из идейных вдохнови¬телей современных неоклассиков.
Сама идея плановой экономики для Хайека неприемлема, поскольку он признает в качестве единственного эффективного регулятора экономики конкуренцию. [5]
По его мнению, плани¬рование нарушает баланс обществен¬ных и личных интересов в пользу об¬щественных, что, по мнению ученого, приводит к тоталитаризму, который неприемлем ни с точки зрения поли¬тической, ни с точки зрения экономи¬ческой.
Командная или тоталитарная сис¬тема построена на принуждении. И чем интенсивней принуждение, тем успеш¬ней развивается экономика. Конечно, с точки зрения морали, законности и прочих человеческих ценностей такая экономика неприемлема, но, с точки зрения прагматической, она способна добиваться значительных результатов.
Весьма сомнительным представля¬ется утверждение Хайека, что экономи¬ческое планирование в национальных масштабах невозможно реализовать иначе, как посредством диктатуры. Со¬вершенно бездоказательным выглядит тезис, что демократические методы планирования будут неизбежно отверг¬нуты и заменены диктаторскими. Если под демократическими методами под¬разумевается индикативное планиро¬вание, то оно широко используется развитыми странами, начиная с окончания Второй мировой войны, и нигде до сих не превратилось в тоталитар¬ные директивные.
Правда, в отличие от родоначаль¬ников экономического либерализма, Хайек считает ошибочным полное про¬тивопоставление государства и конкурентной рыночной системы. [5]
Использованная литература
- Бандурин В. В., Кузнецов В. Ю. Управление федеральной собственностью в условиях переходной экономики. - М.: "Наука и экономика". 2001
- Бандурин В.В., Касаткин В.В., Торопов С.В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью. М.: Полиграфресурсы, 2000.
- Безбах В.В., Пучнихин В.К. Основы Российского гражданского права М.: ТЕИС, 2005.
- Гражданское право. Учебник. Часть. Издание третье / под ред. Сергеева Л.П., Толстого Ю.К. М.: ПРОСПЕКТ. - 2000.
- Гровер Р., Соловьев М. Введение в управление недвижимостью. М., Паритет,2002
- Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности. - Журнал российского права. 2007. - №9.
- Комментарий к Гражданскому кодексу РФ для предпринимателей / Под ред. М.И. Брагинского, В.В. Витрянского М.: Фонд «Правовая культура», 2003.
- Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный) / Под ред. О.Н.Садикова. М.: Статут. 2003.
- Косякова Н., Управление государственным унитарным предприятием: реальность и перспективы, М., 2004
- Суханов Е.А. Общие положения о праве собственности и других вещных правах // Хозяйство и право. -2005.- №б.
- У.Маттеи, Е.А.Суханов. Основные положения права собственности. М.: Юрист. - 2004.
- Уваров А.А. Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления. - Журнал российского права. 2003. - №3/4.
- Щенникова Л.В. Право собственности в гражданском законодательстве России // Законодательство. - №1. - январь 2001 г.