Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Экономические --> Экономика --> Введение в экономику.

Введение в экономику.

Москва

Реферат по предмету:
"Экономика"



Название работы:
"Введение в экономику."




Автор работы: Ольга
Страниц: 24 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Знакомство с экономической теорией начинается, как правило, с термина "экономика", который появился в Древней Греции для обозначения искусства или правил управления домашним хозяйством. Сейчас, чаще всего он используется для обозначения, во-первых, практики хозяйствования. Во-вторых, особенной науки, которая изучает сущность хозяйственных процессов. И, наконец, в-третьих, термин "экономика", точнее, "политическая экономия" приобрел идеологическое значение. Современное неоднозначное толкование термина "экономика" отражает сложность объективных явлений, обозначаемых этим термином. Рассмотрим подробнее основные значения термина "экономика".

1. Хозяйственная практика

В обыденном сознании термин "экономика" чаще всего отождествляется с реальным хозяйствованием или практикой. Хозяйственная практика - это процесс обеспечения жизни людей, посредством производства, распределения, обмена и потребления благ.

Хозяйственная практика людей является сложной и многогранной. Но вне зависимости от места и времени, она имеет двойственный характер. С одной стороны, хозяйственный процесс является процессом взаимодействия человека и природы. Его ход и результаты зависят от уровня развития хозяйственных (производительных) сил общества. С другой стороны, хозяйствование всегда осуществлялось людьми сообща. Поэтому оно облекается в какую-либо общественную форму взаимодействия людей друг с другом. Эта общественная сторона хозяйствования скрыта от непосредственного наблюдения. Но в ней формируются экономические законы, которые активно влияют на развитие содержания процесса хозяйствования.

В хозяйственном процессе производство, т.е. процесс создания благ, является начальным этапом. За ним следует процесс распределения, когда формируются доходы каждого участника хозяйствования. Далее, следует обмен, в результате которого каждый субъект хозяйствования может получить необходимый ему набор потребительских благ. Замыкает цепочку хозяйственного процесса - потребление, которое обеспечивает поддержание жизни людей.

Прямо или косвенно, большинство экономистов признают не только первичную, но и существенную, определяющую роль производства в жизни людей. Конечно, характер и роль самого производства со временем заметно меняется, это особенно видно в условиях научно-технического прогресса. Однако, на наш взгляд, можно утверждать, что уровень развития производительных сил определяет характер распределения, обмена и потребления.

Результатом хозяйственной практики является не только непрерывное возобновление жизни общества, но и опыт хозяйствования, совокупность представлений людей о правилах хозяйствования. Однако опыт людей, зачастую, имеет уникальный характер, в нем трудно выделить нечто общее и всеобщее. Поэтому требуется специальная, научная деятельность по обобщению хозяйственного опыта, по формулированию наиболее общих законов функционирования и развития хозяйственной практики.

2.Наука экономики, её основные школы

Попытки обобщения опыта хозяйствования, в виде определенной экономической мыли, можно найти еще в глубокой древности. Но формирование теории экономики, т.е. совокупности взаимосвязанных и достоверных знаний о природе и закономерностях экономических процессов в обществе, намечается только в XVI-XVII вв.

С момента своего появления экономическая теория была наукой о богатстве, которая пыталась объяснить, по выражению великого английского экономиста А. Смита, "природу и причины богатства народов". Появившееся название науки - "политическая экономия" - отражало государственный уровень обобщения хозяйственной практики. На этом этапе экономическая теория больше всего сосредоточивалась на материальной стороне богатства, пытаясь определиться прежде всего с его видами (сначала богатством объявлялись деньги, потом запасы орудий труда, земля, продукт), а потом и с его источниками (сначала - обмен, внешняя торговля, потом - труд в материальном производстве). Такой подход к предмету экономической теории во многом объясняется "младенчеством" самой науки, а также сложностью и многогранностью экономической деятельности.

Однако, уже к середине XIX в. экономистам, пытающимся уйти от простого описания видимости экономических явлений к их скрытой сущности, становится ясно, что сфера, порождающая общественное богатство, т.е. сфера материального производства двойственна по своей природе - это и процесс взаимодействия людей с элементами природы, и процесс взаимодействия людей между собой. Общественная сторона производственной деятельности людей складывается в систему производственных отношений (по поводу собственно производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ). Марксисты предлагали считать ее предметом политической экономии. Но были и другие мнения. Так, английский экономист А. Маршалл в конце XIX в. предложил в качестве предмета для экономической теории исследование той сферы индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния. В XX в. большинство экономистов предлагают определять экономическую теорию как науку об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, капитал и т.п.) для производства товаров и распределения их между члеами общества в целях потребления.

Если подвести итог сказанному, то экономической науке, видимо, можно дать следующее определение. Экономическая наука, изучает использование ограниченных ресурсов для удовлетворения многообразных потребностей людей, живущих в определенном обществе. Предметом экономической науки является хозяйственная деятельность людей и отношения, которые складываются между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ, а также деятельность государственных структур, направленная на эффективное функционирование цикла "производство - потребление".

Главная особенность экономической науки состоит в том, что она находится "на стыке" технических и общественных наук, поскольку изучает общественные законы материального производства. Развитие такого сложного объекта, как общественное производство, невозможно без использования достижений как технических и естественных, так и общественных наук. На начальных этапах развития производства использовались в основном опыт и интуиция, и уже затем появляются собственно научные знания, обобщающие практику.

Экономическая деятельность является важнейшей и одной из самых давних сфер жизни людей. Как только человек начал использовать природные ресурсы и появились новые формы производства, люди неизбежно стали задумываться об их наиболее рациональном применении. Уже первобытные люди, по-видимому, обладали какими-то зачатками хозяйственных знаний. Хотя очень долго экономическая мысль была фрагментарной, не выделялась в особую область знаний и выражалась в основном в форме религиозных верований, мифов, легенд и сказаний. В них пытались описать хозяйственный опыт, дать советы или рекомендовать правила экономического поведения.

Первыми из дошедших до нас системно изложенных экономических суждений являются, видимо, взгляды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля (V - IV в. до н.э.). Они пытались не только обобщить практику современного им хозяйствования, но и поставить уже сугубо теоретические вопросы. Так, из высказываний Аристотеля видно, что его интересовали два вопроса: первый - о достойном использовании имущества и второй - о справедливом обмене продуктов. Однако еще очень долго, впоть до эпохи позднего средневековья, экономическая мысль, так сказать, "растворялась" в философских, правовых, медицинских знаниях и религиозных проповедях.

В качестве самостоятельной области знаний об экономической науке можно говорить, начиная лишь с XVI-XVIII вв. И первые попытки теоретически, т.е. в виде определенной системы взглядов, описать хозяйственную деятельность связаны с идеями школы меркантилистов. Меркантилизм как теория широко распространился в Европе и прошел два этапа в своем развитии. Среди самых известных меркантилистов надо назвать англичан Т. Мена и У. Стаффорда, французов Ф. Кольбера и А. Монкретьена, итальянца А. Скаруффи, испанца Серру, русских А. Ордын-Нащокина и И. Посошкова. Меркантилисты отражали идеологию нарождающейся буржуазии в эпоху первоначального накопления капитала, поэтому попытались исследовать проблему - что есть богатство общества и как его можно увеличить. Отвечая на этот вопрос, они приходят к выводу, что богатство - это деньги (золото и серебро), а источником его получения считали прежде всего внешнюю торговлю. Поэтому меркантилисты сосредоточились на изучении уже чисто экономических явлений: внешней торговли и торгового баланса, денег и уровня процента. Идеи меркантилизма стали основой и экономической политики, которая сводилась к мерам протекционизма и проводилась практически всеми странами. Однако меркантилизм не стал научной теорией, поскольку изучал внешние хозяйственные формы, ограничиваясь описанием видимости их проявления.

Содержание работы

Введение. 3

1. Хозяйственная практика.. 4

2. Наука экономики, её основные школы.. 5

3. Методология экономической науки. 15

4. Экономическая идеология. 19

Заключение.. 23

Список используемой литературы... 24

Использованная литература

  1. Список использованной литературы
  2. Журавлева Г.П. Вводный курс по экономической теории: Учеб. для лицеев. - Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова.; Под общ. ред. Г.П. Журавлевой. -М.: ИНФРА-М, 1998.
  3. Романенко И. В. История экономических учений: Конспект лекций: Соответствует гос. образоват. стандарту высш. проф. образования. - СПб.: Михайлов, 2000.
  4. Самуэльсон П. Экономикс. Ч. 1. М.: Прогресс, 1964.
  5. Семенищев С. Политическая экономия как третья древнейшая, или Небольшой ликбез по шаманологии // Независимая газета. 1994.
  6. Сорвина Г.Н. Экономическая мысль 20 столетия: страницы истории: Лекции/Рос. акад. гос. службы при Президенте. М.: Росспэн, 2000.
  7. В.И. Видяпин, А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева, Л.С. Тарасевич Экономическая теория: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000.
  8. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учеб. для вузов по экон. Специальностям. - Я. С. Ядгаров. - М.: ИНФРА-М, 1997.
  9. Нестеров, А.П. Нестеров. Экономика природопользования и рынок. М., 1997.


Другие похожие работы