Управление продуктовым портфелем фармацевтической компании
Курсовая по предмету:
"Анализ хоз. деятельности"
Название работы:
"Управление продуктовым портфелем фармацевтической компании"
Автор работы: Ольга Брижевич
Страниц: 36 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Формирование продуктового портфеля производителя эта основа конкурентной стратегии. Сейчас у многих российских фармацевтических компаний - производителей продуктовые портфели пересекаются. Уникальность выпускаемых препаратов мечта каждого производителя.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что вопрос формирования и управление продуктовым портфелем возникает довольно-таки часто, говорится ли непосредственно о продуктах, или об эффективности работы медицинских представителей. Очень важно описание той среды, в которой происходит формирование тех или иных портфелей, и выяснение ситуации, что этому способствует или препятствует. Если считать, что возможности участников рынка к формированию портфеля одинаковы, то нужно ответить на вопрос: «Почему все происходит совершенно по-разному?». Обобщенный ответ заключается в том, что этот процесс складывается из многочисленных параметров.
Цель работы рассмотрение теоретических и практических аспектов формирования и управления продуктовым портфелем фармацевтической компании.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
- изучить теоретические основы проведения анализа продуктового портфеля фирмы;
- рассмотреть принципы и особенности формирования и управления продуктового стратегией фармацевтической фирмы;
- проанализировать продуктовый портфель объекта исследования;
- разработать предложения по совершенствованию продуктовой стратегии фирмы.
Объект исследования фармацевтическая компания ОАО «Нижфарм».
Предмет исследования формирование и управление продуктовой стратегии фармацевтической компании.
Глава 1. Теоретические основы управления продуктовым портфелем фармацевтической компании
1.1. Анализ продуктового портфеля фармацевтической компании (матрица БКГ)
Появление модели (матрицы) БКГ явилось логическим завершением одной исследовательской работы, проведенной в свое время специалистами Бостонской консультативной группы (Boston Consulting Group). В основе Бостонской матрицы лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар - "проблема"), рост (товар - "звезда"), зрелость (товар - "дойная корова") и спад (товар - "собака") .
Для оценки конкурентоспособности отдельных видов бизнеса используются два критерия: темп роста отраслевого рынка; относительная доля рынка. Темп роста рынка определяется как средневзвешенное значение темпов роста различных сегментов рынка, в которых действует предприятие, или принимается равным темпу роста валового национального продукта. Темпы роста отрасли 10% и более рассматриваются как высокие. Относительная доля рынка определяется делением доли рынка рассматриваемого бизнеса на долю рынка крупнейшего конкурента.
Значение доли рынка, равное 1, отделяет продукты рыночные лидеры от последователей. Таким образом, осуществляется деление видов бизнеса (отдельных продуктов) на четыре различные группы (рисунок 1):
Рис. 1. Если бизнес-единице принадлежит 10% рынка, на котором самый крупный конкурент владеет долей 20%, то относительная доля данного бизнеса составит 0,5 (10/20)
В основе матрицы БКГ лежат два предположения :
1. Бизнес, имеющий существенную долю рынка, приобретает в результате действия эффекта опыта конкурентное преимущество в отношении издержек производства. Отсюда следует, что самый крупный конкурент имеет наибольшую рентабельность при продаже по рыночным ценам и для него финансовые потоки максимальны.
2. Присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в финансовых средствах для своего развития, т.е. обновления и расширения производства, проведения интенсивной рекламы и т.д. Если темп роста рынка невелик, например зрелый рынок, то товар не нуждается в значительном финансировании.
В том случае, когда обе гипотезы выполняются, можно выделить четыре группы рынков товара, соответствующие различным приоритетным стратегическим целям и финансовым потребностям:
1. "Проблемы" (быстрый рост/малая доля): товары этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуют значительных средств для поддержания роста. Применительно к этой группе продуктов необходимо решить: увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование.
2. "Звезды" (быстрый рост/высокая доля) это рыночные лидеры. Они приносят значительную прибыль благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждаются в финансировании для поддержания высокой доли динамичного рынка.
3. "Дойные коровы" (медленный рост/высокая доля): товары, способные принести больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста. Они являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований. Приоритетная стратегическая цель "сбор урожая".
4. "Собаки" (медленный рост/малая доля) это продукты, которые находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение положения. Приоритетная стратегия прекращение инвестиций и скромное существование.
В идеале сбалансированный номенклатурный портфель предприятия должен включать 23 товара "коровы", 12 "Звезды", несколько "проблем" в качестве задела на будущее и, возможно, небольшое число товаров "собак". Избыток стареющих товаров ("собак") указывает на опасность спада, даже если текущие результаты деятельности предприятия относительно хорошие. Избыток новых товаров может привести к финансовым затруднениям.
В динамичном корпоративном портфеле выделяют следующие траектории (сценарии) развития (рисунок 2):
Содержание работы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления продуктовым портфелем фармацевтической компании 4
1.1. Анализ продуктового портфеля фармацевтической компании (матрица БКГ) 4
1.2. Принципы формирования портфеля фармацевтической компании 9
1.3. Основы управления продуктовым портфелем фармацевтической компании 14
Глава 2. Анализ продуктового портфеля ОАО «Нижфарм» 18
2.1. Продуктовый портфель ОАО «Нижфарм» 18
2.2. Совершенствование продуктового портфеля ОАО «Нижфарм» 29
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 35
Использованная литература
- Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2004
- Ансофф И. Стратегическое управление /Под ред. Л.И. Евенко. Пер. с англ. - М.: Экономика, 2002
- Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. - М.: ДИС, 2002
- Бандурин В.В., Ларицкий В.Е. Проблемы управления несостоятельными предприятиями в условиях переходной экономики. М.: Наука и экономика, 2003
- Гольдштейн Г. Я. Стратегический менеджмент: Учебное пособие, Изд. 2-е, доп. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
- Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2005
- Лунев В.П. Тактика и стратегия управления фирмой. Учебное пособие. - М.: ДИС, 2001
- Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2003.
- Настольная книга финансиста: Практическое руководство для бухгалтеров и финансовых работников по налогам, ценным бумагам, правовой деятельности / Под ред. В.Г. Панскова. М., 2005
- Стратегия и тактика управления фирмой /Под ред. А.П. Градова и Б.И. Кузина. - СПб.: Специальная , 2002
- Таганов Д.Н. информация как основной фактор формирования конкурентной стратегии // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. №1 с. 10-16.
- Уткин Э.А. Планирование и организация предпринимательской деятельности. - М.: ЭКМОС, 2001
- Уткин Э.А. Финансовое управление. - М.: ЭКМОС, 2002
- Финансы предприятия / Под ред. Е.И. Бородиной. - М.: ЮНИТИ, 2005
- Белковский А.Н. Заново изобретая приемы менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №1 с. 3-8.
- Белковский А.Н. Конкурентная стратегия современных компаний // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. №4 с. 3-8.