Содержание и значение принципа равенства бюджетов, его соблюдение в РФ.
Реферат по предмету:
"Анализ хоз. деятельности"
Название работы:
"Содержание и значение принципа равенства бюджетов, его соблюдение в РФ."
Автор работы: Ольга
Страниц: 21 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
«Содержание и значение принципа равенства бюджетов, его соблюдение в РФ» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема данной работы актуальна потому, что межбюджетные отношения РФ основываются на равенстве всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
Принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление единых для всех субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Гайдар Е., Горегляд В.П., Колесов А.С., Фаррахетдинова А.Р. и др.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмотреть содержание и значение принципа равенства бюджетов, его соблюдение в РФ.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать сущность понятия бюджет, структура бюджетной системы РФ;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о содержании принципов функционирования бюджетной системы;
3.Рассмотреть сущность и специфику принципа равенства бюджетов РФ;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, четырех параграфов и заключения. Название параграфов отображает их содержание.
Сущность понятия бюджет, структура бюджетной системы РФ
Термин «бюджет» рассматривается с двух точек зрения: как экономическая и правовая категория.
Как экономическая категория бюджет интерпретируется в двух аспектах. Материальный аспект: бюджет понимается как общегосударственный централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов. Общественный аспект: бюджет это система экономических отношений, складывающихся в процессе распределения НД.
Бюджет как правовая категория представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, т. е. это финансовый план государства, в котором указан его доходы и расходы в предстоящем году, и на основании которого принимаются остальные финансовые планы .
Бюджетная система унитарного государства является совокупностью бюджетов двух уровней:
Первый уровень центральный бюджет;
Второй уровень местные бюджеты.
Бюджетная система федеративного государства является совокупностью бюджетов трех уровней:
Первый уровень федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
Второй уровень бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
Третий уровень местные (муниципальные) бюджеты.
В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды.
Целевой бюджетный фонд это фонд денежных средств, создава¬емый за счет целевых отчислений от конкретных видов доходов или дру¬гих поступлений и используемый по отдельной смете. Средства такого фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению.
Государственные внебюджетные фонды это фонды денежных средств, предназначенные для реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, в случае рождения и воспитания детей и др. случаях. Средства таких фондов находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы и изъятию в случае нехватки в них средств не подлежат.
Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой . С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы (организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав) представляют собой бюджетное устройство.
В разных странах бюджетное устройство отличается своими особенностями, обусловленными государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, ее структурными чертами . Известны две формы государственного управления: единое (унитарное) и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления центральное и местное; в федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) три звена управления: центральное, членов федерации и местное.
Бюджетная система РФ включает бюджеты трех названных выше уровней. Бюджеты первого уровня разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; второго уровня - в форме законов субъектов РФ; третьего уровня - правовыми акта¬ми представительных органов местного самоуправления.
Бюджеты субъектов Российской Федерации включают бюджеты республик, краев, областей, автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации и бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга .
Бюджеты органов местного самоуправления РФ включают бюджеты районов, городов, городских районов и округов, поселков городского типа и сельских администраций.
Бюджеты всех местных образований, находящихся на территории муниципального образования, и его собственный бюджет составляют консо¬лидированный бюджет муниципального образования.
Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муници¬пальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъек¬тов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Содержание принципов функционирования бюджетной системы
Функционирование бюджетной системы основано на следующих принципах:
единства бюджетной системы;
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
самостоятельности бюджетов;
полноты отражения доходов и расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
сбалансированности бюджетов, или принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
эффективности и экономности использования бюджетных средств;
гласности;
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
1. Принцип единства бюджетной системы означает единство право¬вой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, прин¬ципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного за¬конодательства, порядка финансирования расходов и ведения бухгалтерского учета бюдже¬тов всех уровней бюджетной системы.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет¬ной системы означает закрепление соответствующих видов доходов и расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.
3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- право уполномоченных органов государст¬венной власти на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, определять направления расходования
средств и источники финансирования дефицита соответствующих
бюджетов;
- наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы;
- законодательное закрепление регулирующих доходов бюдже¬тов;
-недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных
в ходе исполнения законов о бюджетах, сумм превышения доходов
над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уров¬ней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расхо¬дов, возникших в ходе исполнения законов о бюджетах, кроме случа¬ев, связанных с изменением законодательства.
4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы, расходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов и дру¬гие поступления подлежат отражению в бюджетах и соответствующих внебюджетных фондах в полном объёме. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
5. Принцип сбалансированности бюджетов, или принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что объём пре¬дусмотренных бюджетами расходов должен сответствовать суммар¬ному объёму доходов бюджетов и поступлений из источников финан¬сирования их дефицита.
6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов следует исхо¬дить либо из необходимости достижения заданных результатов с исполь¬зованием наименьшего объема средств, либо из достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
7. Принцип гласности означает необходимость:
- опубликования в открытой печати достоверной и полной информации об утвержденных бюджетах, отчетах об их исполнении и ходе
исполнения бюджетов;
- открытости процедур рассмотрения и принятия решений по
Проектам бюджетов,
8. Принцип достоверности бюджета означает необходимость обеспечения надёжности показателей прогноза социально-экономического развития территории, на основании которого разрабатывается соответствующий бюджет, и реалистичность расчёта доходов и расходов бюджета.
9. Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются конкретным получателям с обозначением направления их расходования.
Содержание работы
Введение 3
Сущность понятия бюджет, структура бюджетной системы РФ 5
Содержание принципов функционирования бюджетной системы 8
Принцип равенства бюджетов РФ 10
Соблюдение принципа равенства бюджетов в РФ 13
Заключение 19
Список литературы 21
Использованная литература
- Бюджетный кодекс Российской Федерации по состоянию на 22 января 2007 года. Издательство: Омега-Л, 2007. 224 с.
- Федеральный закон от 26.12.2005 N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год.
- Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской. М.: Юрайт, 2006. 258 с.
- Гайдар Е., Синельников-Мурылев С., Главацкая Н. Институт экономики переходного периода Российская экономика в 2006 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 29) М.: ИЭПП, 2007. С. 751
- Горегляд В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития. М.: Экономика, 2004. 325 с.
- Колесов А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования // Финансы, 2005. №1.
- Курс «Экономическая теория»: Учебник./ Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича. М., 2006. 564 с.
- Межбюджетные отношения и экономический рост в муниципальных образованиях» Под ред. В. В. Климанова. М.: Московский общественный научный фонд, 2005. 254 с.
- Родионова В. М. Современный этап реформирования бюджетной системы России //Вестник Финансовой академии, 2007. №2.
- Российский юридический журнал. 2004. № 1.
- Россия в цифрах 2006. Краткий статистический сборник. Издательство: Статистика России». Официальное издание, 2007. 494 с.
- Фаррахетдинова А.Р. Современные концепции выравнивания бюджетной обеспеченности территорий // Сб. трудов молодых ученых и специалистов «Региональная экономика: взгляд молодых». Уфа: Гилем, 2005. №. 3. С. 159-198.
- Финансы, налоги и кредит. Учебник. Общ. ред. Емельянов A.M., Мацкуляк И.Д., Пеньков Б.Е. М.: Изд-во РАГС, 2005. 286 с.