Исследование корпоративности как составляющей кадровой политики предприятия (на примере Лицея № 1553 "Лицей на Донской").
Дипломная по предмету:
"Управление персоналом (Менеджмент)"
Название работы:
"Исследование корпоративности как составляющей кадровой политики предприятия (на примере Лицея № 1553 "Лицей на Донской")."
Автор работы: Ольга
Страниц: 105 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время можно наблюдать увеличение интереса к корпоративности. Это связано с тем, что корпоративная культура позволяет в современных условиях решить ряд проблем, возникающих в организациях, и оказывает влияние на эффективность функционирования предприятий.
Еще несколько лет назад понятие «корпоративная культура» не было широко известно, хотя она, естественно, существовала всегда. Эле¬менты корпоративной культуры многих западных компаний с богатыми традициями имели свои аналоги и в Советсвой России: доски почета, значки передо¬виков труда, грамоты и т. д.
Корпоративная культура организации - это целостная система цен¬ностей и убеждений, разделяемых всеми работниками, которая опреде¬ляет их поведение. Она включает множество компонентов, но особое ме¬сто занимают имидж и репутация компании. Поэтому специалисты служ¬бы персонала стремятся к тому, чтобы каждый со¬трудник ощущал личную ответственность за репутацию предприятия. Это достигается за счет поощрения честности, внимательности и надежности персонала. Методика подбора, отбора, адаптации и обучения в едином стиле и по общим требованиям в компании рассматривается как неотъем¬лемая часть корпоративной культуры.
Помимо этого культура фирмы ориентирует сотрудников на дол¬говременные цели с помощью основных рычагов - продвижение кад¬ров в компании, делегирование полномочий и ответственности, по¬ощрение лучших специалистов и т. д. Все это отражает тесную связь кадровой политики и корпоративной культуры. Но главная сложность, с которой стал¬кивается служба персонала при формировании и развитии корпо¬ративной культуры, - это абстрак¬тность включаемых в нее поня¬тий, таких как ценности и нормы. Культуру компании невозможно «потрогать руками», и даже удов¬летворенное проделанной работой по развитию оргкультуры руко¬водство - не гарантия ее эффектив¬ности. Нематериальность данно¬го явления обусловливает необхо¬димость индикаторов, по которым классифицируется корпоратив¬ная культура. Вот наиболее яркие из них:
базовые идеи (понимаемые че¬ловеком непосредственно) идеи и образы, не всегда осознаваемые, представляемые как символы, на которых базируется культурный менталитет;
уровень принятия решений (еди¬нолично первым лицом без учета мнений сотрудников; коллегиаль¬но на совещаниях топ-менеджеров; выработка проекта решения в ра¬бочих группах с привлечением спе¬циалистов разного уровня для пос¬ледующего утверждения);
степень открытости кадровой по¬литики.
Следовательно, сегодня возникла объективная необходимость разработки новых концепций управления предприятием, основанной на корпоративной культуре; моделирования процесса формирования и развития корпоративности, а также разработки универсальной методики выбора рациональной стратегии формирования и развития корпоративной культуры для каждой конкретной фирмы.
В настоящей работе при рассмотрении вопросов, связанных с корпоративной культурой, были проанализированы труды ведущих зарубежных исследователей, таких, как Э.Шейн, К.Камерон, Р.Куинн, Д.Иванцевич, Р.Льюис, М.Мескон, У.Оучи, К Хорни, А.Маслоу, Д.Хэмптона, Р.Холл, Р.Дафт, Й.Хейзинга и др., а также отечественных авторов Кагана М.С., Шихирева П.Н., Спивака В.А., Мильнера Б.З., Ерасова Б.С. и др.
Кроме того, следует отметить, что в России данная проблема исследована очень мало, чем и объясняется ограниченное количество отечественных публикаций, посвященных корпоративности.
Актуальность темы дипломного исследования подтверждается потребностью руководителей предприятий в ясном и четком определении понятия корпоративности, в практических рекомендациях по формированию и развитию корпоративной культуры и выбору рациональной стратегии ее развития, диагностике и оценке корпоративной культуры, а также определения ее типа с целью принятия решения о необходимости ее изменения.
Цель исследования определить пути формирования корпоративной культуры предприятия, разработать методы исследования.
Предмет исследования корпоративность в Лицее на Донской № 1553
Объект исследования Лицей на Донской № 1533.
Задачи исследования:
Изучить теоретическую литературу по рассматриваемой теме;
Провести исследование исторического формирования и феномена корпоративности в целом;
Проанализировать работу Лицея на Донской в области формирования корпоративности;
Провести исследование существующей корпоративной культуры в лицее;
Дать ряд рекомендаций по совершенствованию корпоративности в организации.
Методы и методики исследования:
Аналитический обзор литературы.
Методика для социально-психологической диагностики корпоративности.
Оценки социально-психологического уровня развития группы.
Оценка социально-психологического климата и корпоративности.
Анкетирование.
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
1.1 Кадровая политика предприятия: функции, задачи, структура
В настоящее время особо значение придаётся повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течении многих лет отечественного и зарубежного опыта.
Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области кадровой политики. В последнее время актуальность данной темы возрастает с каждым днём.
Кадровая политика - это генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм организационного механизма по обработке целей, задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала ,на создание ответственного и высокопроизводительного сплочённого коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учётом стратегии развития организации [27, 30].
Политика организации - система правил, согласно с которыми ведёт себя система в целом и по которым действуют люди, которые входят в эту систему. Кроме финансовой политики, внешнеэкономической, политики по отношению к конкурентам и т. д. Любая организация разрабатывает и осуществляет кадровую политику.
Кадровая политика должна быть интегрирована с управленческой, инвестиционной, финансовой ,производственной политикой.
Термин "кадровая политика" имеет широкое и узкое толкование [10, 79]:
1. система правил и норм (которые должны быть осознанны и определённым образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствии со стратегией фирмы;
2. набор конкретных правил, нареканий и ограничений во взаимоотношениях людей и организации: в этом смысле, например слова "кадровая политика нашей фирмы состоит в том, чтобы брать на работу людей только с высшим образованием", могут использоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового вопроса.
Успешная кадровая политика прежде всего основывается на систематическом учёте и анализе влияния окружающего мира, адаптации производства к внешним воздействиям.
Происходят расширение и углубление функций управления рабочей силой всех категорий. Основное значение приобретают стратегические вопросы руководства персоналом, превращение его в целостную систему. В процессах управления персоналом появляется необходимость организации мышления и действий всех работников с учетом потребностей партнёров по рынку.
Сфера кадровой политики охватывает такие основные аспекты развития предприятия, как сферы деятельности производственной кадровой политики; количественное и качественное планирование персонала; занятость персонала (маркетинг персонала) сокращение штата; обучение персонала; управление персоналом (кадровый контроль); политика руководств, политика стимулирования; социальная политика; информационная (коммуникативная) политика; содействие в деятельности предприятия (общественной и экономической).
Кадровая политика за последние годы претерпела серьезные изменения. Дефицит квалифицированной рабочей силы, способной работать в новых условиях, обусловил отказ от понимания работы с кадрами как только администрированной работы. Возникла необходимость более широкого учёта мотивационных процессов. Складывается комплексное понимание кадровой политики как единства следующих мер [35,77]:
- обеспечение всех участников производства необходимой рабочей силой;
- создание мотивации работника на высокопроизводственный, эффективный труд.
Кадровой политикой начинают заниматься все уровни управления фирмы: её высшее руководство, начальники подразделений, кадровая служба.
Большое значение в реализации кадровой политики имеют рыночные условия, общее положения трудового законодательства. Они включают конституционные положения о свободе развития личности, гарантии собственности, свободе коалиций. Запрещены произвольные действия предпринимателя по отношению к рабочему, в том числе и в части увольнения. Приём на работу сотрудников является компетенцией фирм и компаний [27, 90].
В современных рыночных условиях можно увидеть, что всё большее значение приобретают стратегические аспекты, однако сохраняются и классические традиционные инструменты работы с кадрами, такие, как, привлечение персонала, планирование в области кадров, повышение уровня квалификации кадров, администрирование кадров [18, 12].
К стратегическим факторам успеха относятся, например:
- использование достижений научно-технического прогресса;
- чувство экономической ответственности;
- квалифицированный кадровый потенциал и другие.
С учётом основных положений всех составных частей концепции развития предприятия определяются собственные цели кадровой политики, включающие [1, 45]:
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 6
1.1 Кадровая политика предприятия: функции, задачи, структура 6
1.2 Корпоративность как составляющая кадровой политики 15
1.2.1 Тезаурус (определение), история, структура феномена корпоративности. 15
1.2.2 Методы исследования корпоративности 19
1.2.3 Методы повышения корпоративности 28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОСТИ В ЛИЦЕЕ №1553 «ЛИЦЕЙ НА ДОНСКОЙ» 39
2.1 Общая характеристика лицея 39
2.2 Система управления персоналом в лицее 41
2.3 Исследование корпоративности 43
2.3.1 Общая характеристика исследования феномена корпоративности 43
2.3.2 Анализ методов повышения корпоративностив лицее 46
2.3.3 Повышение квалификации и профессионализма как составляющих корпоративности 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ЛИТЕРАТУРА 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Использованная литература
- Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
- Атаманчук Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы). М., 2000.
- Бабосов Е. М. Социология управления. Минск., 2000.
- Басовский Л. Е. Менеджмент: Учебное пособие. М., 2000.
- Биркенбиль М., Молитвенник для шефа. М., 1993.
- Бобрышев Д. Н. Основные категории теории управления. М., 1986.
- Богданов А. А. Тектология: всеобщая организационная наука. М., 1989.
- Бжезинский Збигнев. Великая шахматная доска. М., 1998.
- Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: CША, Великобритания, Франция, Германия: Учебное пособие. М., 2000.
- Данакин Н. С., Шеденков С. А. Технология принятия управленческого решения. Белгород., 1996.
- Друкер П. Ф. Практика менеджмента. Учебное пособие : Пер с англ. М., 2000.
- Иванов В.Н., Патрушев В. И. Социальные технологии: Учебное пособие. М., 1999.
- Игнатьева А. В., Максимцов М. М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. М., 2000.
- Исаенко А. Н. Кадры управления в корпорациях США. М., 1988.
- Карданская Н. Л. Основы принятия управленческих решений. Учебное пособие. М., 1998.
- Кузнецов О. Л., Ванюшин В. А. Россия и мировое сообщество в поисках идеала общественнго устройства. М., 1999.
- Кунц Г., О Донелл С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций:Пер. с анг. Т. 1,2 . М., 1981.
- Лисичкин В. А. Преступная приватизация. М., 1995.
- Мильнер Б. З. Муниципальное образование: стратегии и технологии антикризисного развития. М., 1997.
- Модели и методы управления персоналом. Российско-британское учебное пособие. 2001.
- Морита Акио История фирмы "Сони" М., 1993.
- Общая теория управления: Материалы к лекциям и групповым занятиям/Под общ. ред. профессора Пищулина Н. П. М., 1993.
- Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М., 1997.
- Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. М., 1991.
- Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: Пер. с англ. М., 2000.
- Уотерман Р. Фактор обновления: Пер. с англ. М., 1995.
- Управление организацией: Учебник/Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М., 2000.
- Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник. М., 2000.
- Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации: Пер с англ. М., 2001.
- Шепель В. М. Человеческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М., 1999.
- Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. М. 2000.
- Шостром Э. Анти - Карнеги или человек манипулятор. Минск, 1992.
- Щекин Г. В. Теория социального управления. Киев. 1996.
- Щекин Г. В. Теория кадровой политики. Киев., 1997.
- Якокка Л. Карьера менеджера М., 1991.
- Японский менеджмент: Конспект лекций по теории управления: Пер. с англ. М., 1971.