Мотивация, стимулирование и оплата труда работников торговых организаций или сферы услуг (на примере ООО «Техносервис»)
Курсовая по предмету:
"Управление персоналом (Менеджмент)"
Название работы:
"Мотивация, стимулирование и оплата труда работников торговых организаций или сферы услуг (на примере ООО «Техносервис»)"
Автор работы: Ольга
Страниц: 59 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
Детально разработанная система стимулирования эффективности и качества труда позволит мобилизовать трудовые потенциалы, создание необходимой заинтересованности работников в росте индивидуальных результатов, проявлению творческого потенциала, повышению уровня их компетентности, выразится в снижении удельного веса живого труда на единицу продукции и повышения качества выполняемых работ.
Проявление творческого потенциала, инициативности у рабочих в рационализаторских предложениях, предприимчивости у руководителей и специалистов создает предпосылки для нововведений в живом и овеществленном труде. Это на каждом элементе производства создает условия для незамедлительного внедрения и получения эффекта экономии, который выразится в снижении себестоимости, увеличение объемов продаж и увеличении заработной платы.
В связи с этим проблема мотивации и стимулирования труда работников организации является актуальной. В западных странах давно уже появились различные теории мотивации, которые успешно используются во многих фирмах. На основе этих теорий разрабатываются различные программы стимулирования труда работников.
Целью данной работы является определение и анализ основных факторов стимулирующего воздействия на трудовую деятельность персонала, а также разработка программы по совершенствованию системы мотивации кадров.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
Определить понятие стимулирования персонала.
Рассмотреть механизм оптимального стимулирования труда
Изучить влияние стимулирующих факторов на работу персонала организации.
Оценить уровень мотивированности работников исследуемого предприятия
Разработать программу по совершенствованию системы мотивации и стимулирования персонала организации
Предмет исследования удовлетворенность трудом персонала организации. Определить возможные пути повышения мотивированности работников.
Объект исследования - организация ООО «Техносервис» по реализации компьютерной техники.
Инструментами исследования станут :
Анкетирование о системе удовлетворённости персонала в организации»
Создание мотивационного профиля
Методологическую основу исследования составила теория, выработанная в трудах ведущих отечественных и зарубежных экономистов в области менеджмента и управления: Овсянко Д. А., Маслова Е.В, Глухова А.О. , Диксона П. Кноринга В.И. и других. При проведении анализа были использованы материалы, предоставленные компанией в ООО «Техносервис» работающей на рынке города Москвы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТАННОЙ ПЛАТЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1.Механизм оптимальной системы стимулирования и оплаты труда
Связь мотивации и стимулирования труда играет исключительную роль в привлечении, мотивировании и сохранении на предприятии рабочей силы.
Эффективная система оплаты и стимулирования труда повышает производительность работников, направляет их деятельность в интересах предприятия, что повышает эффективность использования человеческих ресурсов. Экономическая эффективность деятельности человека во многом определена целями, которые ими преследуются, в их основе- потребности, интересы и стимулы субъектов труда.
Приведем некоторые исходные положения Системы оптимальной мотивации труда (далее по тексту СОМТ). Эти общие положения должны лежать в основе справедливой системы мотивации труда работников. Наршение любого из них делает систему мотивации неэффективной или даже вредной.
Направленность системы мотивации труда должна соответствовать стратегии кадрового управления, а стратегия кадрового управления должна вписываться в общую стратегию деятельности организации.
Система мотивации труда должна учитывать особенности внешних по отношению к организации условий.
Правовая среда: СОМТ должна учитывать существующее трудовое и другие законодательства
Экономическая среда: СОМТ должна учитывать ситуацию на рынке труда и общие экономические условия в государстве, регионе и т.д.
Социальная среда: СОМТ должна учитывать средний уровень жизни (прожиточный минимум), особенности профессиональных и общественных объединений, в которые так или иначе включены сотрудники организации, уровень преступности, перспективность региона, уровень напряженности. Политическая ситуация: СОМТ должна учитывать общеполитическую ситуацию сложившуюся в регионе (наличие забастовок, стачек и т.д.)
Факторы технологического развития отрасли.
Социо-культурные факторы: СОМТ должна учитывать культурные традиции, сложившиеся общественные нормы поведения и т.п.
Экологические факторы: СОМТ должна учитывать экологическую ситуацию, особенно, при неблагоприятной экологической обстановке.
Система мотивации труда должна включать в себя как часть механизм оптимального стимулирования труда (см. рис. 2.1).
Рис. 1.1.Механизм оптимального стимулирования труда
Рассмотрим МОСТ - механизм оптимального стимулирования труда.
"Заработная плата это мера труда (трудового вклада), выраженная в денежных единицах, которая одновременно является мерой стоимости рабочей силы и мерой результативности труда".
Оплата труда работника это оплата стоимости рабочей силы специалиста предоставление денежных и иных средств работнику в соответствии с результатами его труда
Таким образом, заработная плата денежный эквивалент трудового вклада в получение продукта и стоимости рабочей силы работника, выплачиваемый работнику.
Рис.1.2.Процесс деятельности механизма оптимальной
системы оплаты труда
Размер заработной платы должен превышать объем финансовых средств нужных работнику для восстановление затраченных на работу работником энергетических (физических, интеллектуальных и т.п.) ресурсов (см. рис.1.2). Если объем средств недостаточен для восстановления затраченных энергетических ресурсов и на общее поддержание своей индивидуальной жизни, то в работнике будет укрепляться неудовлетворенность и негатив по отношению к работе, что неминуемо скажется на результатах его труда. Это ограничения со стороны работника.
С другой стороны, объем средств, выплачиваемых работнику в качестве оплаты его труда, должен соотносится с результативностью его труда . Стоимость созданного работником продукта (продукции, услуг и т.п.) включает в себя, составной частью, материализованную рабочую энергию (наряду со стоимостью материала и всех неэнергетических затрат). Оплата труда должна не только не превышать стоимость созданного продукта, но и не превышать стоимости материализованной рабочей энергии в продукте. Иначе работодатель как предприниматель рискует остаться без прибыли. Это ограничения со стороны работодателя.
Сложность поиска оптимума между приведенным антагонизмом работодателя и работника проявляется особенно ярко в случае отсутствия в обществе устоявшихся стандартов оплаты работы специалиста той или иной профессии.
Для определения заработной платы конкретному работнику устанавливается размер заработной платы, в соответствии с "вилкой" оплаты и индивидуальными характеристиками специалиста - опыт и стаж работы, квалификация, образование и т.д.
Ниже приведены некоторые ключевые "кирпичики", из которых можно построить оптимальную систему стимулирования труда.
Оплата труда работника может быть разбита на две основных составляющих: Константная и Переменная. Эти части в свою очередь могут включать в себя различные составляющие (см. рис.1.3)..
Константная часть оплаты труда
Консервативно-константная (КК) часть оплаты труда Базово-должностной оклад (ставка) выплачивается за выполнение своих должностных обязанностей. (Размер ставки пересматривается тарифной комиссией, собирающейся с периодичностью один раз в год, за исключением чрезвычайных ситуации, например, инфляция и т.п.)
обязательном порядке, в договорном объеме в случае отрабоки запланированного времени за исключением грубого нарушения нормативных требований (нарушение дисциплины, причинение материального ущерба и т.п.).
Годовая константная часть оплаты труда дополнительное вознаграждение работнику, возрастающее с течением времени его работы в данной организации: доплата за выслугу лет (регулируется ежегодно). Данная доплата измеряется в процентах от базовой ставки. Величина процента доплаты за выслугу лет должна быть строго фиксирована и носить общий для всех работников организации характер. Вознаграждение за выслугу лет может измеряться не только в денежной форме, но и в любой другой ценной для работника материальной форме.
Константно-переменная часть оплаты труда (выплата соответствия) это дополнительное вознаграждение работника, выплачиваемое при выполнении плановых показателей, в случае отсутствия дисциплинарных взысканий, нареканий со стороны руководства, причинения ущерба материальным ценностям организации. К статически-переменной части оплаты труда относятся ежемесячная, ежеквартальная и годовая премии. Константность данного элемента оплаты труда состоит в том, что работник обязательно получает эту часть, если он соответствовал функциональным и должностным требованиям.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТАННОЙ ПЛАТЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1.Механизм оптимальной системы стимулирования и оплаты труда 5
1.2. Основные аспекты организации заработанной платы 15
1.3. Разработка программы обучения персонала - мера нематериального стимулирования труда 24
1.4. Зарубежный опыт мотивации и стимулирования персонала организации 29
2.АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 34
2.1. Исследование системы стимулирования и удовлетворенности трудовой жизни персонала ООО «Техносервис» 34
2.2. Предложения по внедрению системы оценки персонала 44
2.3.Предложения по расширению компенсационного пакета 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
Использованная литература
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Бурлаков Г.Р. Мотивационный климат организации. //Управление персоналом. №87. - 2003
- Волгин Н. ВИЛАР: Мотивационная основа эффективного труда.// Человек и труд. 2006. - №4. С. 75-79.
- Генкин Б. М. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ,2004 - 569 с.
- Генкин Б.М., Коновалова Г.А. Основы управления персоналом, В.И. Кочетков и др. - М.: Высш. школа, 2006 548 с.
- Гнездовский Ю.И., Поварич И.П. Проблемы организации оплаты труда в современных условиях. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 124с
- Десслер Г. «Управление персоналом», М.: «БИНОМ», 2004 523 с.
- Егоршин А. П. Управление персоналом. Нижний Новгород, 2003 456с.
- Моргунов Е., Сергаев С. Метод субъективного оценивания квалификационных требований к должности.// Управление персоналом. 2003. - №8. С.44-49.
- Назарбаев Н.А. «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации». Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстан Астана: Елорда, 2005. 6 с.
- Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект-Пресс, 2004 573 с.
- Ротенберг В.С., Арщавский В.В. Поисковая активность и адаптация. - М.: Наука, 2004 549 с.
- Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 2005 59с.
- . Управление персоналом организации: Учебник для студ. вуз. / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 204 296 с.
- Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева. 2-е изд. М.: ИНФРА М, 2003 669с
- Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2004 352с.
- Щукин В. Принципиальная схема стимулирования эффективной производственной деятельности.// Управление персоналом. 2005. - №12. С. 38-41.
- Щиборщ К. В. Принципы построения системы материального стимулирования на предприятии.// Управление персоналом. 2004. №1. С. 54-57.