Формирование корпоративного духа и организационой культуры предприятия
Дипломная по предмету:
"Управление персоналом (Менеджмент)"
Название работы:
"Формирование корпоративного духа и организационой культуры предприятия"
Автор работы: Валерий
Страниц: 92 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Корпоративная культура - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, организационное поведение, социология, психология, культурология.
Именно многодисциплинарность данной концепции, её уникальная интегративная сущность, с одной стороны, создают при её рассмотрении определённые сложности познавательного плана, а с другой - дают возможность грамотно и эффективно управлять предприятием.
Вопрос организационной культуры является относительно новым и мало изученным в нашей стране и за рубежом. Даже в США исследованием этой проблемы начали заниматься лишь в 80-90-х годах, а в России и того позже.
Поэтому пришло время серьезно заняться изучением деятельности организации с позиции организационной культуры. Об интересе к этой проблеме свидетельствуют запросы руководителей и специалистов, а также реальные заказы организаций на выполнение исследовательских проектов.
Культура фирмы - не синоним понятия «климат».
Культура сама предполагает климат, ценности, стиль, взаимоотношения в данной органзации. В ее понятие входят: некие постоянно повторяющиеся характеристики поведения людей, например: ритуалы, формы проявления почтительности, манера поведения, нормы производственных групп; философия, которая определяет политику организации по отношению к работникам или заказчикам; «правила игры», которые надо соблюдать, чтобы преуспеть в организации.
Российские фирмы и предприятия, еще не достаточно ясно осознают, что проблемы настоящего и будущего больше не могут решаться с помощью рецептов прошлого.
Представления о ценностях пришли в движение. Не ясно осознают наши предприниматели и то, что на смену прошлым общепризнанным ценностям, таким как дисциплина, послушание, иерархия, власть, приходят другие: участие, самоопределение, коллектив, раскрытие личности, творчество.
Многие западные и российские предприниматели пришли к выводу, что процветает та фирма, в которой создан сплоченный коллектив, где сломлены иерархические перегородки, где каждый кровно заинтересован в общем успехе, ибо от этого зависит его материальное благополучие. Быстрее всех поднимается и развивается та фирма, коллектив которой имеет хорошо развитую корпоративную культуру.
В настоящее время за рубежом накоплен колоссальный теоретический и практический опыт формирования, поддержания, преобразования корпоративной культуры в организациях.
Такие классики менеджмента, как Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. внесли видимый вклад в исследование вопросов формирования корпоративной культуры.
Но особого внимания заслуживают статьи современных авторов.
Так, интересны тематические статьи Надя Крылова, посвященные различным аспектам корпоративной культуры, ее содержания, сущности и элементов.
Существует немало теоретических исследований посвященных вопроса формирования культуры организации и в России.
Такие авторы как Сухоруков А.С., Веселков А.Ф., Шихирев П.Н., Орлова Т., Кучерова О. внесли немалый вклад в развитие теории культуры организации, так в частности, ими были исследованы элементы корпоративной культуры, роль корпоративной культуры в развитии организации, взаимозависимость
Целью данной работы выступает исследование формирования корпоративной культуры в организации.
В ходе исследования были сформулированы и рассмотрены следующие задачи:
Анализ сущности корпоративной культуры, исследование основных элементов культуры.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды зарубежных и российских специалистов в области менеджмента по изучаемой проблеме, анализ современной практики формирования организационной культуры.
Практическая значимость дипломной работы.
В использовании полученных данных могут быть заинтересованы ученые, преподаватели, студенты, занимающиеся исследованиями корпоративной культуры на предприятиях России.
Содержащиеся в дипломной работе положения и выводы могут быть использованы:
в научных исследованиях теоретических основ корпоративной культуры;
при подготовке лекций, проведении семинарских занятий по истории развития культуры организации;
при подготовке спецкурсов по проблемам, связанным с исследованием функционирования корпоративной культуры на конкретном предприятии;
Цель и задачи исследования определили структуру дипломной работы:
Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Новый взгляд на понятие "корпоративная культура"
В последние годы наблюдается волна научного и практического интереса к феномену корпоративной культуры . Обращение к этому явлению означает стремление руководителей предприятий использовать в своей деятельности потенциал корпоративной культуры с целью создать эффективное производство, повысить производительность труда и гармонизировать социально-трудовые отношения. Однако достижение практических целей невозможно без серьезного методологического обоснования понятия корпоративная культура.
Изучение этого явления сталкивается с определенными трудностями. В отечественной науке до сих пор нет однозначного определения данного понятия, нет ясного понимания того, каков потенциал этого феномена, можно ли на него воздействовать и если да, то с помощью каких механизмов.
Получить ответы на эти вопросы сегодня достаточно сложно. За небольшой промежуток времени обращения к данному феномену еще не накоплено достаточной информации о содержании и специфике корпоративной культры российских предприятий1. Это актуализирует потребность разобраться в сущности и содержании корпоративной культуры и определить ее структуру и функции.
Важно подчеркнуть, что изначально термин "корпоративный" возник от латинского "corporatio" объединение, сообщество, а не от "корпорации" как организационно-правового типа предприятия. Известно, что наличие в организации "корпоративного духа" обсуждалось еще в XIX веке, и А. Файоль назвал укрепление и поддержание корпоративного духа одним из базовых принципов управления предприятием . Формулируя значение корпоративного духа, Файоль говорил: «Союз это сила. А она является результатом гармонии персонала» . Не будет преувеличением сказать, что корпоративный дух существовал еще в средние века. Яркий пример этого - средневековые цеха и гильдии специалистов различных профессий, которые отличались друг от друга уставом, нормами поведения.
В 1970-1980 гг. исследования корпоративной культуры начинали проводиться в крупных корпорациях (например, IBM), имеющих отделения во многих странах мира. Однако с течением времени опыт, накопленный западными специалистами, стал транслироваться и на другие, менее крупные компании с иными способами организации.
Авторами настоящей статьи предлагается рассматривать понятие "корпоративный" именно в смысле "объединяющий, связующий", и, соответственно, "корпорацию" в качестве формы организации человеческого сообщества со своими специфическими признаками. Этот способ социальной интеграции отличают цель деятельности, целесообразное поведение индивидов (ориентированное на других), наличие иерархизированной структуры отношений и легитимного господства. Исходя из этого, корпоративная культура - это не только культура корпораций, это понятие может применяться к любой организации.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ....2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ....6-25
1.1. Новый взгляд на понятие "корпоративная культура".6
1.2. Формирование определенного имиджа организации...18
1.3. Структура корпоративной культуры..20
ГЛАВА 2. ПУТИ ВЛИЯНИЯ КОРПАРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗАЦИОННУЮ ЖИЗНЬ...26-36
2.1. Практичный подход к корпоративной культуре....26
2.2. Основные направления методики формирования организационной культуры.32
ГЛАВА 3. КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА.37
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ.
МИССИЯ..56
ГЛАВА 5. ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО ДУХА И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ
ПРЕДПРИЯТИЯ «СОЮЗНЫЕ КУРОРТЫ И ЗДРАВНИЦЫ»...74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..86
ЛИТЕРАТУРА....89
Использованная литература
- Занковский А.Н. Организационная психология. М., Флинта: МПСИ, 2000. С. 288.
- Остаркова И. Победа разума над хаосом // Сообщение, 2001, №11, с. 14-17.
- Щербина С.В. Организационная культура как фактор перехода к рыночной экономике. Дис. канд. социол. наук. М., 1999.
- Липатов С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики // Вестник Московского университета. Сер. 14, психология. 1997, №5, с. 55-65.
- Роджерс Ф.Дж. "ИБМ. Взгляд изнутри: Человек-фирма-маркетинг". М., "Прогресс", 1990.С. 27.
- Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR. М., ИКЦ "МарТ", Ростов-н/Д, Издательский центр "МарТ", 2003.
- Смирнов Э.А. Основы теории организации. М., ЮНИТИ, 2000. С. 303.
- Пригожин А.И. Организационная культура и ее преобразование // Общественные наукии современность, 2003, №5, с. 12-23.
- Сайченко О.А. Корпоративная культура как эффективный механизм управления человеческими ресурсами предприятий. Дис. канд. эконом. наук. СПб, 2002.
- Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М., Прогрес, 1988. С. 307.
- Агеев А., Грачев М. Организационная структура современной корпорации // МЭМО. М.,1990, №6.
- Дугина О. Корпоративная культура и организационные изменения // Управление персоналом.2000 № 12
- Шейн Э. Организационная культура и лидерство. С-Пб.: Питер,2002 36 с
- Основы современного социального управления. / Под ред. В.Н. Иванова. М., 2000. С.27.;
- Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент. М.: Финпресс, 2000.
- Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991. С. 69.
- Шувалов В.И. Социальная психология менеджмента. М., 1997. С.83.
- Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. М.: Прогресс-универс, 1991. Вып. 5. С. 76108.
- Преобразование предприятий: Американский опыт и российская действительность / Под общей ред. Д. Лоуга, С. Плеханова, Дж. Симмонса. П. Вече, Персей, 1997. С.331-366.
- Симмонс Дж., Мэрс У. Как стать собственником: Американский опыт участия работников в собственности и управлении. М.: Аргументы и факты, 1993. С. 146-162.
- Колганов А.И. Коллективная собственность и коллективное предпринимательство. М., 1993.
- Боуман Э., Стоун Р. Рабочая собственность ловушка или путь в будущее? М., 1994.
- Попов Ю.Н. Христианское учение и социальные отношения // Труд и социальные отношения. 1994.№3.
- Щекин Г. Социальное управление как система // Проблемы теории и практики управления. 1997. №2
- Мартиросян А.В. Какие таланты нужны руководителю? // Человек и труд. 1999. №3.
- Весенин. В.Р. Практический менеджмент персонала. М., 1998. С.269.
- Шихирев П.Н. Возможна ли этика бизнеса? // Общественные науки и современность. 1997. №6. С.23.
- Этические принципы ведения дел в России / Под общ. ред. С.А. Смирнова. М.: Финансы и статистика, 1999. С.156.
- Кудюкин П.М. Неформальные трудовые отношения в России: сущность, формы проявления, общественные последствия // Трудовые отношения и коллективные действия в современной России: политические, правовые и социальные аспекты / Отв. ред. А.М. Кацва, П.М. Кудюкин, С.В. Патрушев. М.: Эдиториал УРСС, 1999;
- Барсукова С. Теневой и фиктивный рынки труда в современной России // Pro et Contra. 2000. Т. 5. № 1.
- Этические принципы ведения дел в России / Под общей ред. С.А. Смирнова. М.: Финансы и статистика, 1999. С. 65.
- Эксперт. 2001г., 18 июня.
- О различных ормах сопротивления работников менеджменту см.: Радаев В.В. 34. Экономическая социология. М.: Аспект-пресс, 2005. С.171176.
- Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке.- М.-СПб.-Киев, 2000.- С.89.
- Томилов В.В. Культура предпринимательства.- СПб, 2000.- С.40.
- Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы.- М., 1996.- С.242
- Наумов О.Н. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на ведение бизнеса)// История управленческой мысли (материалы конференции).- М., 1998.- С.109-110.
- Кроль Л., Пуртова Е. Управленческая культура организаций Серия: Библиотека приключений тренинга и консалтинга " Изд-во: Независимая фирма "Класс ", 2004. - 400 с.
- Виханский О.С., НаумовА.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс.- М., 1995.- С.235.
- Никиенко А. Методы формирования корпоративной культуры / Персонал-Микс. - 2003. - № 3(16).
- И.А.Кандария «Формирование корпоративной культуры в организации.» http://www.magistr.mesi.ru/tree_articles_24_65.html.
- Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. С-Пб.: Питер, 2001 13 с.
- 43. Журнал "Управление компанией" № 2, 2006 г.
- Карпов А.Г. «Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса», Изд-во: РиК, М., 2005.