Уровни экономического анализа. Взаимосвязь экономической теории и экономической политики
Реферат по предмету:
"Экономическая теория"
Название работы:
"Уровни экономического анализа. Взаимосвязь экономической теории и экономической политики"
Автор работы: Юлия
Страниц: 20 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Под уровнем жизни чаще всего понимается степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Понятие "уровень жизни" в его современной трактовке является весьма емким, охватывающим все стороны деятельности человека, дает представление о благосостоянии общества в целом и отдельных его членов, в частности. Уровень жизни населения – важнейший критерий оценки эффективности социально-экономической политики государства. Его повышение является основной целью общественного развития социального государства.
Качество жизни – категория, отражающая объективные условия существования и их оценку на уровне общества и индивида.
Уровень и качество жизни населения в любое время является существенным показателем, характеризующим страну на мировой арене. Поэтому данная тема актуальна всегда.
Объектом данной работы будет характеристика уровня развития страны, объектом – уровень и качество жизни населения. Целью данного исследования является выявление особенностей оценки уровня и качества жизни населения. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть теоретическую основу определения уровня и качества жизни населения,
• рассмотреть методология определения показателей уровня и качества жизни населения,
• рассмотреть количественные и качественные показатели,
• рассмотреть другие показатели уровня и качества жизни.
Глава 1. Уровень и качество жизни населения
В настоящее время существует несколько классификаций факторов уровня и качества жизни населения. Рассмотрим самые популярные из них.
Объективные индикаторы качества жизни: природные и социальные.
Субъективные индикаторы качества жизни: когнитивные (оценки общей удовлетворенности жизнью и оценки удовлетворенности различными сферами жизни) и аффектные (эмоциональные).
Показатели уровня жизни можно сгруппировать по ряду признаков.
В зависимости от иерархического уровня:
– макропоказатели: среднедушевое производство ВВП, ВНП или ЧНП; номинальные и реальные доходы населения; демографические показатели; продолжительность рабочей недели; свободное время; уровень инфляции и др.;
– микропоказатели, характеризующие удовлетворение основных потребностей на уровне индивида или семьи.
В зависимости от характера отражения сущности категории «уровень жизни»:
– прямые, характеризующие уровень жизни непосредственно, прямо, например, уровень потребления основных продуктов питания и т.п.;
– косвенные, отражающие уровень жизни опосредованно, косвенно, например, демографические показатели.
В зависимости от характера расчета:
– уровневые (абсолютные значения);
– структурные (составляющие уровневых показателей);
– динамические (относительные, характеризующие изменение уровневых показателей).
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1. Определение предмета экономической теории 4
2. Экономические законы и категории. Их классификация 8
3. Функции экономической теории 13
4. Уровни экономического анализа. Взаимосвязь экономической теории и экономической политики 15
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Введение
Сложность и многоуровневый характер экономической жизни, ее интенсивная социальная окраска обусловили наличие большого количества сопряженных областей экономического знания, а, следовательно, и специальных экономических наук. Эти науки, изучающие структуру, отдельные элементы, прямые и обратные связи экономической действительности, сложились в систему экономических наук.
Общей методологической базой этой системы является экономическая теория. Выполняя эту функцию, экономическая теория, тем не менее, имеет свой предмет исследования, который изучает сущность и характер экономической деятельности отдельного экономического субъекта и всей их совокупности на уровне национальной экономики. В этом заключается актуальность данной работы.
Таким образом, цель данной работы определить предмет экономической теории как науки.
1. Определение предмета экономической теории
Долгое время считалось, что предметом экономической науки являются причины роста матери¬ального благополучия людей. Недаром главный труд великого англий¬ского ученого Адама Смита, опубликованный в 1776 году, назывался «Исследование о природе и причинах богатства народов». В дальней¬шем представления о предмете экономической теории все больше начинают связываться с редкостью (ограниченностью) имеющихся в распоряжении людей ресурсов .
Действительно, все мы живем в мире ограниченных возможностей и редких ресурсов. За небольшим исключением, которым, скажем, яв¬ляется атмосферный воздух или солнечный свет, все, что окружает человека и чем он пользуется количественно и качественно ограни¬чено. Ограничено количество пригодных для производства сельско¬хозяйственной продукции земель, доступных для извлечения и ис¬пользования полезных ископаемых, запасов сырья, материалов и энергии. Редким ресурсом является время - в сутках всего 24 часа, а жизнь человека измеряется количеством лет, отпущенных каждому из нас Богом. Сам человек несовершенен, его физические и интеллекту¬альные возможности далеко не безграничны. Конечно, ограниченность ресурсов часто является относительной, поскольку возникают новые технологии, позволяющие увеличить производство различных благ, раз¬рабатываются ранее недоступные месторождения полезных ископае¬мых, создаются информационные системы, расширяющие объем приоб¬ретаемых человеком знаний. Однако все эти изменения, увеличивая объем доступных ресурсов, не могут сделать их безграничными.
Находящиеся в распоряжении человека ресурсы и возможности не только количественно и качественно ограничены, они имеют множество вариантов использования. Металл может применяться для изготовления космических ракет и автомобилей, морских и воздушных лайнеров и детских игрушек, трубопроводов и замков, тракторов и танков. Многовариантность применения различных ре¬сурсов определяется их природными свойствами, а альтернативность их использования - еще и относительной редкостью.
Категория редкости ресурсов в экономической науке понимается как их недостаточность для достижения огромного множества различных целей, которые ставят перед собой люди. При этом предполагается, что потребности людей (в их развитии), лежащие в основе их целей, в прин¬ципе безграничны. Наличие безграничных потребностей в условиях ог¬раниченности возможностей для их удовлетворения всегда ставило пе¬ред людьми проблему выбора способов и путей альтернативного ис¬пользования редких ресурсов в соответствии со степенью важности тех целей, которые они перед собой ставят.
Предмет экономической теории не включает изучение самих редких ресурсов как таковых (для этого существуют естественные и технические науки). Эко¬номическая теория изучает экономическое поведение людей, то есть та¬кие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. Имен¬но поэтому эта наука является гуманитарной, изучающей закономерно¬сти поведения человека.
Существует много различных определенй предмета экономической теории. Наиболее распространенной и общепризнанной в силу своей точности и лаконичности является формулировка определения предме¬та науки, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Именно формы, которые принимает человеческое поведение, ког¬да необходимо распорядиться редкими ресурсами, составляет еди¬ный предмет экономической науки... Экономическая наука это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотно¬шения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление» . Возможность различного (альтерна¬тивного) употребления ограниченных средств ставит перед людьми про¬блему рационального выбора.
Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, мате¬матикой, юриспруденцией и др. Дж. М. Кейнс так писал об этом: «На¬стоящий экономист, знаток своего дела, должен быть наделен разнооб¬разными дарованиями, в определенной степени он должен быть ма¬тематиком, историком, государственным деятелем, философом... Он должен уметь размышлять о частностях в понятиях общего и обращать полет своей мысли в одинаковой степени к абстрактному и конкретно¬му. Он должен изучать современность в свете прошлого - ради будуще¬го. Ни одна черта человеческой натуры или созданных человеком инсти¬тутов не должна оставаться за пределами его внимания» .
Итак, экономическая теория изучает деятельность людей в процес¬се производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наи¬более эффективного использования редких ресурсов, то есть такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах .
Использованная литература
- Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М., 2007.
- Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М., 2005.
- Курс экономической теории. Киров, 2005. Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. М., 2005.
- Роббинс Л. Предмет экономической науки. М., 1993. Т. 1. Вып. 1.
- Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990.
- Фомишин С.В., очерний С.В. Экономическая теория. Ростов-на-Дону, 2006.
- Фридмен М. Методология позитивной экономической науки. М., 1994. Вып. 4.