Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Экономические --> Экономическая теория --> Центральный банк как основа регулирования кредитно-денежных отношений.

Центральный банк как основа регулирования кредитно-денежных отношений.

РГТЭУ

Курсовая по предмету:
"Экономическая теория"



Название работы:
"Центральный банк как основа регулирования кредитно-денежных отношений."




Автор работы: Юлия
Страниц: 31 шт.



Год:2008

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Важнейшую роль в денежном обращении играют банки.

Современный банк – это финансовый институт, предлагающий широкий спектр услуг, относящихся, прежде всего к кредитам, сбережениям и платежам, и выполняющий многообразные финансовые услуги в отношении любого экономического субъекта.

Кроме этих операций, коммерческие банки предоставляют огромное количество прочих услуг. Так, в США насчитывается до 155 видов банковских услуг, а в Японии - 174.

Мировой опыт свидетельствует, что коммерческий банк, который предоставляет клиентам более разнообразные услуги высокого качества, обычно имеет преимущество перед банками с ограниченным набором услуг.

Во многих странах мира существует в основном двухуровневая банковская система: верхний уровень - Центральный банк, нижний - коммерческие банки.

Центральные банки развитых стран являются, как правило, относительно независимыми от правительства. Дело в том, что Центральный банк по своему назначению должен поддерживать стабильность денежной системы в целом. Если же он будет подвержен политическому давлению (особенно, перед выборами), то его деятельность может обернуться катастрофическими последствиями для всей экономики.

По многочисленным исследованиям западных экономистов, в среднем уровень инфляции значительно ниже именно в тех странах, которые имеют более независимые от правительства центральные банки (к ним относятся, например, США, Германия, Нидерланды).

В большинстве же европейских стран, а также в Японии, центральные банки достаточно сильно связаны с исполнительной властью.

Однако какова бы ни была степень независимости Центрального банка, его деятельность во всех странах согласуется с общей экономической политикой правительства посредством целой системы консультаций, рекомендаций, принятия совместных заявлений и решений.

Вместе с тем следует заметить, что во многих странах центральные банки отошли от практики прямого кредитования правительства (США, Япония, Великобритания, Швеция). На этот путь сегодня встала и Россия .

В данной работе будет подробно рассмотрена система Центрального банка и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношениях.

Для того, чтобы наиболее полно отразить эту тему в данной работе отражены следующие вопросы: организация деятельности центральных банков, функции центрального банка, денежно-кредитное регулирование экономики, валютная политика центрального банка, денежная масса и ее структура.

1 Центральные банки и их роль в экономике

1.1 Организация деятельности центральных банков

Современная кредитная (банковская) система состоит из нескольких ярусов, на верхнем находится центральный банк, появившийся как эмиссионный банк и получивший роль банка банков. Появление центральных банков началось на четвертом этапе развития банковской системы, когда возникла необходимость в монопольной эмиссии банкнот.

Различают два пути возникновения центральных банков: 1) эволюционный, т. е. центральный банк создавался из коммерческого банка, а затем становился центральным банком. Примером может служить Банк Англии, который возник в 1694 г. как коммерческий акционерный банк, а впоследствии стал центральным банком; 2) создается сразу как центральный банк — центральные банки России (i860 г.), Бельгии (1850 г.), Германии (1815 г.), Японии (1882 г.), США (1913 г). Основной задачей центральных банков было стать эмиссионным центром страны.

Поначалу основная часть этих банков была представлена частными банками. В 30-д гг. XX в. появилась необходимость регулирования экономики страны, что привело к процессу огосударствления многих центральных банков, проходящему главным образом через национализацию банков, В 1936 г. государственным стал Банк Канады, в 1942 г. — Банк Японии, в 1946 г. — Банк Англии и Банк Франции, в 1957 г. в ФРГ создан государственный банк. Но не все страны осуществили огосударствление своих центральных банков, что привело к тому, что по своей собственности Центральный банк может быть государственным, акционерным (в основе акционерный капитал) и смешанным.

Название «Государственный банк» означает, что капитал банка государственный. К их числу, как было показано, относится основная часть банков, в частности Банк России. Акционерные банки — банки, капитал которых формируется за счет эмиссии акций, держателями которых выступают кредитные учреждения. Традиционно акционерным банком выступает Центральный банк США, называемый Федеральной резервной системой (ФРС), членами которой являются 5470 различных банков. Основой ФРС выступают

Содержание работы

Оглавление

Введение 3

1 Центральные банки и их роль в экономике 5

1.1 Организация деятельности центральных банков 5

1.2 Функции центрального банка 9

2 Денежно-кредитное регулирование экономики и валютная политика центрального банка 15

2.1 Денежно-кредитное регулирование экономики 15

2.2 Валютная политика Центрального банка 24

3 Денежная масса и ее структура 27

Заключение 30

Список использованных источников 31

Приложение 32

Введение

Важнейшую роль в денежном обращении играют банки.

Современный банк это финансовый институт, предлагающий широкий спектр услуг, относящихся, прежде всего к кредитам, сбережениям и платежам, и выполняющий многообразные финансовые услуги в отношении любого экономического субъекта.

Кроме этих операций, коммерческие банки предоставляют огромное количество прочих услуг. Так, в США насчитывается до 155 видов банковских услуг, а в Японии - 174.

Мировой опыт свидетельствует, что коммерческий банк, который предоставляет клиентам более разнообразные услуги высокого качества, обычно имеет преимущество перед банками с ограниченным набором услуг.

Во многих странах мира существует в основном двухуровневая банковская система: верхний уровень - Центральный банк, нижний - коммерческие банки.

Центральные банки развитых стран являются, как правило, относительно независимыми от правительства. Дело в том, что Центральный банк по своему назначению должен поддерживать стабильность денежной системы в целом. Если же он будет подвержен политическому давлению (особенно, перед выборами), то его деятельность может обернуться катастрофическими последствиями для всей экономики.

По многочисленным исследованиям западных экономистов, в среднем уровень инфляции значительно ниже именно в тех странах, которые имеют более независимые от правительства центральные банки (к ним относятся, например, США, Германия, Нидерланды).

В большинстве же европейских стран, а также в Японии, центральные банки достаточно сильно связаны с исполнительной властью.

Однако какова бы ни была степень независимости Центрального банка, его деятельность во всех странах согласуется с общей экономической политикой правительства посредством целой системы консультаций, рекомендаций, принятия совместных заявлений и решений.

Вместе с тем следует заметить, что во многих странах центральные банки отошли от практики прямого кредитования правительства (США, Япония, Великобритания, Швеция). На этот путь сегодня встала и Россия .

В данной работе будет подробно рассмотрена система Центрального банка и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношениях.

Для того, чтобы наиболее полно отразить эту тему в данной работе отражены следующие вопросы: организация деятельности центральных банков, функции центрального банка, денежно-кредитное регулирование экономики, валютная политика центрального банка, денежная масса и ее структура.

1 Центральные банки и их роль в экономике

1.1 Организация деятельности центральных банков

Современная кредитная (банковская) система состоит из нескольких ярусов, на верхнем находится центральный банк, появившийся как эмиссионный банк и получивший роль банка банков. Появление центральных банков началось на четвертом этапе развития банковской системы, когда возникла необходимость в монопольной эмиссии банкнот.

Различают два пути возникновения центральных банков: 1) эволюционный, т. е. центральный банк создавался из коммерческого банка, а затем становился центральным банком. Примером может служить Банк Англии, который возник в 1694 г. как коммерческий акционерный банк, а впоследствии стал центральным банком; 2) создается сразу как центральный банк центральные банки России (i860 г.), Бельгии (1850 г.), Германии (1815 г.), Японии (1882 г.), США (1913 г). Основной задачей центральных банков было стать эмиссионным центром страны.

Поначалу основная часть этих банков была представлена частными банками. В 30-д гг. XX в. появилась необходимость регулирования экономики страны, что привело к процессу огосударствления многих центральных банков, проходящему главным образом через национализацию банков, В 1936 г. государственным стал Банк Канады, в 1942 г. Банк Японии, в 1946 г. Банк Англии и Банк Франции, в 1957 г. в ФРГ создан государственный банк. Но не все страны осуществили огосударствление своих центральных банков, что привело к тому, что по своей собственности Центральный банк может быть государственным, акционерным (в основе акционерный капитал) и смешанным.

Название «Государственный банк» означает, что капитал банка государственный. К их числу, как было показано, относится основная часть банков, в частности Банк России. Акционерные банки банки, капитал которых формируется за счет эмиссии акций, держателями которых выступают кредитные учреждения. Традиционно акционерным банком выступает Центральный банк США, называемый Федеральной резервной системой (ФРС), членами которой являются 5470 различных банков. Основой ФРС выступают 12 Федеральных банков (12 округов США). Директоры этих 12 банков входят в совет директоров ФРС. Председатель ФРС назначается конгрессом на 5 лет. Центральный банк Италии также является акционерным.

Смешанные банки банки, капитал которых акционерный, но часть акций принадлежит государству. Это Центральные банки Австрии, Японии и Швейцарии.

Правовой основой центрального банка выступает Закон о Центральном банке. Если это банк акционерный, то помимо этого и Устав центральных банков, а также законы, принимаемые законодательным органом страны. Центральный банк должен быть подотчетен, подконтролен государству, но независим в своей деятельности. Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков промышленно, развитых стран можно выделить следующие:

участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли. Однако даже если уставный капитал центрального банка напрямую не принадлежит государству, то существуют либо прямые законодательные оговорки, либо используются косвенные методы государственного контроля.

Так, хотя по закону об Австрийском национальном банке 50 % его капитала принадлежит юридическим и физическим лицам, Кроме того, функции и задачи центральных банков обычно определены законодательно. Поэтому собрание собственников может решать лишь ограниченный круг вопросов, не связанных напрямую с экономической политикой банка. Стопроцентное участие государства в капитале считаетс скорее вопросом престижа и традиций. Например, влияние государства на центральный банк в разных странах неодинаково, но наиболее независимым является центральный банк США; .

процедура назначения руководства банка. Данный фактор входит в сферу оценки политической независимости центральных банков от органов государственного управления. В большинстве стран руководство выбирается или назначается из предложенных правительством кандидатур. Руководители Немецкого Федерального банка не являются высшими государственными служащими, пришедшими из Министерства финансов. Управляющий Банком Франции и два его первых помощника назначаются Президентом Республики специальным декретом. Имеет значение также оформление в законодательстве процедуры отзыва. В большинстве стран такое невозможно до установленного срока за исключением Италии, Франции, России;

степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка. С одной стороны, устанавливаются рамки свободы деятельности центрального банка, с другой определяются его законодательно установленные полномочия .

В большинстве стран (Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности отражены в Конституции и подробно изложены в Законе о центральном банке;

права государства на вмешательство в денежна-кредитную политику, т. е. наличие установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства цен-

трального банка. А со стороны центрального банка обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования;

правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира за исключением России, США и Великобритании, где распределение государственных займов осуществляется на открытом рынке.

В целом же положение центральных банков противоречиво. С одной стороны, в важнейших областях экономики и политики они работают вместе с правительством, с другой в вопросах тактики и отдельных областях экономической политики между ними существуют большие .разногласия, которые носят принципиальный характер. Здесь следует учитывать, что центральный банк независимо от того, государственный он или частный, как правило, юридически самостоятелен и формально не подчиняется государству. Политика центральных банков всегда была камнем преткновения для государства, корпораций и профсоюзов. Так, предприятия, связанные с внешней экономической деятельностью (если предприятие занимается экспортом), выступают за снижение курса национальной валюты, банки заинтересованы в стабильности покупательной способности денег, промышленные компании в дешевых кредитах, так как они позволяют расширять инвестиции, профсоюзы выступают за денежную политику, обеспечивающую высокую занятость. Государство стремится проводить политику, направленную на устранение дефицита платежного баланса. Все эти и другие противоречивые интересы в свою очередь отражаются на политике центрального банка. Приоритет в политике отдается интересам той или другой стороны в зависимости от конкретной экономической ситуации и социально-политической расстановки сил. Эта противоречивость целей экономической политики получила в зарубежной экономической литературе название «магический четырехугольник», углами которого, являются: экономический рост (банк должен проводить политику на увеличение ВВП), полная занятость, стабильность «цены» денег (что способствует экономическому росту) и равновесие платежного баланса3. Одновременного достижения этих целей быть не может, хотя, безусловно, центральный банк обладает специализированными инструментами для регулирования кредитных организаций и через них экономики в целом.

Использованная литература

  1. ) Камаев В.Д., Лобачева Е.Н. Экономическая теория. Учебник. М., Юрайт-Издат, 2006. 557 с.
  2. Корнейчук Б.В. Экономика: Учебник. М.:Экономистъ, 2005. 458 с.
  3. Косова Р.А. экономическая теория: Учебное пособие. тула: Изд-во ТулГУ. 2006. 289 с.
  4. Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика /К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. Пер. с 14-го англ. Изд. М.: ИНФРА М, 2006. XXXVI.-983 с.
  5. Михайлушкин А.И. Основы экономики: Учебное пособие для вузов. М.: Дрофа, 2007. 320 с.
  6. Гранвилл Б. Проблемы стабилизации денежного обращения в России.//Вопросы экономики, №12, 2005 г.
  7. IV научно-практическая конференция Банки. Процессы. Стандарты. Качество журнал "Деньги и кредит", N 5, май, 2007
  8. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ"О валютном регулировании и валютном контроле"
  9. http://www.finance.ru


Другие похожие работы