Экономический рост, эффективность экономики и научно-технический прогресс
Контрольная по предмету:
"Экономическая теория"
Название работы:
"Экономический рост, эффективность экономики и научно-технический прогресс"
Автор работы: Ольга
Страниц: 19 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Определите понятие экономического роста. Можно ли считать любое увеличение выпуска (ВНД) экономическим ростом?
Экономический рост - это увеличение объемов национального производства, которое происходит на основе расширения объемов используемых ресурсов и/или совершенствования техники и технологий.
2. Идентичны ли понятия «экономический рост» и «экономическое развитие»?
Нет. Экономический рост предполагает количественное увеличение объемов производства экономических благ. Экономическое развитие более широкое понятие, поскольку охватывает не только расширение, но и сужение масштабов производства, а также изменения в сфере экономических отношений (в том числе отношений собственности и хозяйствования). Оно является многомерным процессом, включающим глубокие изменения в технической, экономической и социальной сферах.
3. Назовите количественные показатели экономического роста.
годовой прирост объема ВВП;
Увеличение размера реального ВВП, приходящегося на душу населения;
годовые темпы роста производства основных отраслей экономики.
4. Что понимается под качеством экономического роста?
Основные состав¬ляющие качества экономического роста:
улучшение материальнго благосостояния населения;
увеличение свободного времени как основы гармоничного раз¬вития личности;
повышение уровня развития отраслей социальной инфраструк¬туры;
рост инвестиций в человеческий капитал;
обеспечение безопасности условий труда и жизни людей;
социальная защищенность безработных и нетрудоспособных;
поддержание полной занятости в условиях растущего объема предложения на рынке труда.
5. Какие взаимосвязи выявляются при помощи кривой производственных возможностей?
При помощи кривой производственных возможностей выявляются взаимосвязи между факторами экономического роста.
Эта кривая показывает максимальное количество вариантов разнообразной продукции, которая может быть произведена при данном количестве и качестве природных, трудовых ресурсов и основного капитала на основе данной технологии. Позитивное изменение любого из факторов предложения смещает кривую производственных возможностей вправо, показывая экономический рост.
6. Классифицируйте факторы экономического роста. Определите, что понимается под интенсивным и экстенсивным ростом.
Любая классификация носит условный характер. Известны следу¬ющие факторы экономического роста: экстенсивные и интенсивные; структурные, организационные и управленческие; экономические, политические и социальные; объективные и субъективные; научные, технические, ресурсные, общие (долговременные) и особенные (крат¬ковременные), международные, государственные и отраслевые, мате¬риальные и нематериальные и др. Такое многообразие классификаций факторов объясняется различными взглядами на проблемы и изучение роста различными исследователями.
Экстенсивный тип характеризуется тем, что он достигается за счет количественного увеличения использования одного или нескольких факторов производства. При экстенсивном типе экономического роста помимо роста использования факторов производства происходит и увеличение ВВП. Поэтому для этого типа экономического роста характерен неизменный уровень использования техники, технологии, квалификации работника, производительности труда. Главный недостаток экстенсивного типа экономического роста состоит в том, что по мере исчерпания одного из факторов, использование которого возрастает, происходит падение темпов экономического роста. Данный тип был наиболее характерным для докапиталистических экономических формаций
При интенсивном типе экономического роста увеличение валового продукта достигается за счет качественного совершенствования факторов производства. Во-первых, за счет применения более совершенных и производительных машин и оборудования, средств труда, во-вторых, за счет применения более экономичных предметов труда, в-третьих, за счет снижения расхода сырья, материалов в расчете на единицу выпускаемой продукции, в-четвертых, за счет повышения качества изготовляемых товаров, и в-пятых, за счет использования более квалифицированной рабочей силы. Из этого можно сделать вывод, что для интенсивного типа экономического роста характерен технический прогресс и, как его следствие, повышение производительности труда. При этом валовой внутренний и национальный продукт растет более быстрыми темпами, чем использование одного из факторов производства.
Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста взаимосвязаны, поэтому их нельзя противопоставлять друг другу.
7. Дайте определение категории «макроэкономическая эффективность». Каковы ее основные показатели?
Макроэкономические показатели эффективности:
а) технологические (энергоемкость ВВП, материалоемкость ВВП, доля прогрессивных технологий и материалов),
б) экономические (производительность труда и трудозатраты, капиталоемкость и капиталоотдача, интегральные оценки эффективности, например, ВВП на душу населения),
в) метаэкономические (уровень, качество и продолжительность жизни и др.).
8. Объясните, каким образом эффекты мультипликатора и акселератора раскрывают механизм экономического роста.
Мультипликатор имеет значение с двух сторон. С одной стороны, с точки зрения мультипликативного эффекта государственных расходов возникает расширение эффективного спроса. С другой стороны, кредитный мультипликатор способствует росту денежной массы, что в полном соответствии с количественной теорией денег снижает рыночную процентную ставку. Поскольку предприниматели при принятии решений об инвестициях сравнивают ожидаемую норму рентабельности от инвестиций с рыночной процентной ставкой, то низкая ставка и должна способствовать росту инвестиционного спроса и, соответственно, экономическому росту.
Чем богаче страна, тем большая часть возросшего национального дохода сберегается и меньшая потребляется. Поэтому в промышленно развитых странах величина мультипликатора небольшая и наблюдаются устойчивые темпы экономического роста. Если же страна бедна, то почти весь возросший национальный доход будет потребляться, вызывая сильный мультипликационный эффект, т. е. воздействие изменений инвестиций на экономику будет гораздо более существенным.
Автономные инвестиции запускают в ход механизм мультипликатора. Вместе с тем не только приращение дохода вследствие действия мультипликатора порождается приростом инвестиций, но и реинвестированная в производство прибыль ведет к росту инвестиций. В этом случае речь идет о стимулированных инвестициях, т. е. об инвестициях, зависящих от прироста дохода, их может и не быть, если прибыль от автономных инвестиций направляется на потребление.
Если же все-таки прибыль реинвестируется, то начинает срабатывать механизм акселератора: а = ΔIстим/ΔI.
Таким образом, механизм роста следующий: вначале вследствие экзогенных факторов возникают в какой-либо из отраслей автономные инвестиции; через механизм мультипликатора эти инвестиции результируются в помноженном приросте национального дохода, а этот прирост через механизм акселератора вызывает еще большее приращение стимулированных инвестиций. Все это ведет к экономическому росту, а совместное действие акселератора и мультипликатора приводит к сверхкуммулятивному процессу роста (система «сверхмультипликатора»).
9. Какие возможности для анализа экономического роста дает производственная функция Кобба-Дугласа?
Двухфакторная производственная функция Кобба-Дугласа макроэкономическая модель, выражающая функциональную зависимость объема производства от двух факторов капитала и труда:
Y = A × Lα × Cβ,
где Y объем производства;
L затраты труда;
C затраты капитала;
α, β коэффициенты, характеризующие степень увеличения объема производства при увеличении на 1%, оответственно, затрат труда и капитала;
A постоянный коэффициент, характеризующий все качественные, не выраженные в труде и капитале, факторы производства (находится расчетным путем).
Статическая модель Кобба-Дугласа дает ответ на вопрос: что определяет объем выпуска в конкретный момент времени.
10. В чем своеобразие кейнсианского анализа экономического роста в модели Харрода-Домара?
Модель Харрода-Домара основанные на двух предпосылках:
1) рост национального дохода является только функци¬ей накопления капитала, а все остальные факторы (увеличение занято¬сти, степень использования достижений НТП, улучшение организа¬ции производства), влияющие на рост капиталоотдачи, исключаются. Таким образом, модели Харрода - Домара это однофакторные моде¬ли. Предполагается, что спрос на капитал при данной капиталоемко¬сти зависит только от темпов роста национального дохода;
2) капита¬лоемкость не зависит от соотношения цен производственных факто¬ров, а определяется лишь техническими условиями производства.
Согласно модели экономического роста Харрода Домара, в каж¬дой экономике определенная часть национального дохода должна сбе¬регаться с целью восстановления износившихся и вышедших из строя капитальных благ (зданий, оборудования и материалов).
Содержание работы
1. Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
1. Определите понятие экономического роста. Можно ли считать любое увеличение выпуска (ВНД) экономическим ростом?
2. Идентичны ли понятия «экономический рост» и «экономическое развитие»?
3. Назовите количественные показатели экономического роста.
4. Что понимается под качеством экономического роста?
5. Какие взаимосвязи выявляются при помощи кривой производственных возможностей?
6. Классифицируйте факторы экономического роста. Определите, что понимается под интенсивным и экстенсивным ростом.
7. Дайте определение категории «макроэкономическая эффективность». Каковы ее основные показатели?
8. Объясните, каким образом эффекты мультипликатора и акселератора раскрывают механизм экономического роста.
9. Какие возможности для анализа экономического роста дает производственная функция Кобба-Дугласа?
10. В чем своеобразие кейнсианского анализа экономического роста в модели Харрода-Домара?
11. Каков вклад Р. Солоу, как представителя неоклассического направления,в анализ проблем экономического роста?
12. Каков вклад научно-технического прогресса в экономический рост? Как его можно определить?
13. Существует ли проблема границ экономического роста? Что является ограничителем роста в современных условиях?
Б. Заполните свободные клетки таблицы
Факторы экономического роста
Факторы предложения Факторы спроса Факторы распределения
Модель технического прогресса Д. Хикса
2. Дайте определения следующих понятий и категорий.
Экономический рост
Экстенсивный рост
Интенсивный рост
Производительность труда
Капиталоемкость
Капиталоотдача
Материалоемкость
Энергоемкость
Венчурный капитал
«Золотое правило» накопления
Функция Кобба-Дугласа
Модель Харрода-Домара
Использованная литература
- ТЕСТЫ И ЗАДАЧИ
- ТЕСТ ОБОСНОВАНИЕ
- 1. Экономический рост может быть отображен как:
- а) сдвиг вправо кривой производственных возможностей;
- б) сдвиг влево кривой производственных возможностей;
- в) вижение от точки на кривой производственных возможностей к точке внутри данной кривой;
- г) движение от одной точки на кривой производственных возможностей к другой точке на данной кривой.
- 2. Интенсивный тип экономического роста достигается за счет:
- а) увеличения количества используемых ресурсов;
- б) более эффективного использования всех факторов производства;
- в) более эффективного использования фактора «труд»;
- г) сокращения простоев оборудования.
- 3. Наиболее сильно ограничит рост экономики следующий финансовый инструмент:
- а) сбалансированный бюджет;
- б) бюджетный излишек как неиспользованный денежный запас;
- в) бюджетный дефицит, покрываемый изготовлением новых денег;
- г) бюджетный излишек, используемый на выплату долгов;
- д) бюджетный дефицит, финансируемый за счет государственных займов.
- 4. В экономике с полной занятостью высокие темпы экономического роста говорят о:
- а) низком уровне сбережений и низком уровне инвестиций;
- б) высоком уровне сбережений и низком уровне инвестиций;
- в) высоком уровне и сбережений, и инвестиций;
- г) низком уровне сбережений и высоком уровне инвестиций.
- 5. Снижение темпов экономического роста страны ведет к:
- а) снижению роста уровня жизни;
- б) уменьшению инвестиций;
- в) снижению конкурентоспособности продукции;
- г) всему вышеперечисленному.
- 6. Согласно Шумпетеру, деятельность новатора:
- а) встречает поддержку окружающих;
- б) состоит в повторении апробированных прошлым опытом приемов хозяйствования;
- в) нарушает рутинный кругооборот;
- г) возможна только в крупных корпорациях.
- 7. К экстенсивным факторам экономического роста относится:
- а) повышение квалификации работников;
- б) улучшение качества производимой продукции;
- в) модернизация действующего оборудования;
- г) сокращение времени нахождения оборудования в ремонте;
- б) повышение производительности труда.
- 8. В результате экономического роста должно произойти:
- а) увеличение номинального ВВП;
- б) уменьшение номинального ВВП;
- в) увеличение реального ВВП;
- г) уменьшение реального ВВП;
- д) уменьшение потенциального ВВП.
- 9. Показателями экономического роста являются:
- а) увеличение ВВП;
- б) увеличение ВНД;
- в) рост ВВП или ВНД на душу населения;
- г) все ответы верны.
- 10. Главным фактором экономического роста современных развитых стран являются:
- а) увеличение количества занятых;
- б) увеличение рабочего времени;
- в) использование большего объема ресурсов;
- г) использование достижений научно-технического прогресса;
- д) правильный ответ отсутствует.
- Найдите все правильные ответы.
- 11. Основные причины, сдерживающие экономический рост:
- а) ресурсные и экологические ограничения;
- б) социальные издержки, связанные с экономическим ростом производства;
- в) неэффективная экономическая политика правительства;
- г) все ответы верны.
- 12. К метаэкономическим показателям эффективности относятся:
- а) качество жизни;
- б) продолжительность жизни;
- в) индекс развития человеческого потенциала;
- г) уровень жизни;
- а) все ответы верны.
- 13. К негативным сторонам экономического роста можно отнести:
- а) рост уровня жизни;
- б) снижение качества жизни;
- в) нарушение экологии;
- г) глобальную неустойчивость;
- д) трудоголизм;
- е) правильный ответ отсутствует.
- Найдите все правильные ответы
- 14. Если капиталовооруженность труда растет быстрее производительности, то:
- а) капиталоотдача падает;
- б) капиталоотдача растет;
- в) ВНД на душу населения растет;
- г) увеличивается национальное богатство страны.
- 15. Если все факторы производства увеличились в два раза, ВВП также вырос в 2 раза, то имеет место:
- а) увеличивающаяся отдача от масштаба;
- б) уменьшающаяся отдача от масштаба;
- в) постоянная отдача от масштаба;
- г) все ответы верны;
- д) правильный ответ отсутствует.
- 16. В соответствии с моделью Солоу, страна с более высоким темпом роста населения будет иметь (при прочих равных условиях):
- а) более высокий темп роста выпуска в расчете на душу населения в устойчивом состоянии;
- б) более низкий темп роста выпуска в расчете на душу населения в устойчивом состоянии;
- в) более низкий устойчивый уровень выпуска в расчете на душу населения;
- г) более высокий устойчивый уровень выпуска в расчете на душу населения.
- 17. Фактором роста потенциального ВВП является:
- а) рост численности рабочей силы;
- б) рост запаса капитала в экономике;
- в) рост производительности труда;
- г) уменьшение материалоемкости ВВП;
- д) уменьшение фондоемкости ВВП.
- Перечислите все правильные ответы.
- 18. Акселератор это:
- а) модель, согласно которой объем инвестиций зависит от изменений объема производства;
- б) коэффициент, показывающий, на сколько возрастет равновесный выпуск при увеличении совокупных расходов;
- в) коэффициент, показывающий, на сколько возрастет объем автономных инвестиций, при увеличении совокупного дохода;
- г) правильный ответ отсутствует.
- 19. Если экономика находится в состоянии, соответствующем «золотому правилу накопления капитала», то:
- а) достигается максимальный уровень потребления;
- б) необходима программа по снижению нормы накопления;
- в) темпы роста ВВП равны норме выбытия;
- г) экономический рост совместим с различными нормами сбережения.
- 20. Известно, что доля капитала в ВВП составляет 25%, а доля труда 75%. Ежегодно запас капитала увеличивается на 1,2%, число работающих увеличивается на 2%, а ВВП растет в целом на 2% в год. Следовательно, совокупная производительность факторов:
- а) будет расти на 2% в год;
- б) будет расти на 0,2% в год;
- в) будет падать на 0,35% в год;
- г) будет падать на 2% в год.
- 21. Задана производственная функция Y = AK0,3L0,7. Параметр А увеличился на 4% за год, количество работающих на 6%, капитал на 3%. Следовательно, реальный выпуск увеличился на:
- а) 10%;
- б) 9,1%
- в) 8,5%;
- г) 13%.
- 22. Реальный ВВП в стране в первом году составил 30 млн. ден. ед., а в следующем возрос до 31,2 млн. ден. ед. При этом население увеличилось со 100 до 102 тыс. чел. Определите темпы роста ВВП в целом и в расчете на душу населения.
- 23 Реальный ВВП в стране составил 300 млрд. ден. ед., а через год увеличился до 309 млрд. ден. ед. При этом население возросло на 4%.
- Определите тип экономического роста и выясните, достаточен ли он был для повышения благосостояния населения страны? (Считать, что структура ВВП не изменилась).
- 24. Известно, что темпы роста ВНД за год составили 3,8%, темп роста капитала 3%, темп роста числа работающих 1,5%. При этом доли труда и капитала в ВНД равны соответственно 0,75 и 0,25. Определите темп роста фактора, называемого «техническим прогрессом».
- 25. Пусть производственная функция имеет вид: Y = AK0,4L0,6. Совокупная производительность факторов растет с темпом 1,2% в год, темп роста выпуска составляет 4% в год, а число работающих увеличивается на 1% ежегодно. Определите темп роста капитала.
- 26. В таблице приведены данные по гипотетической экономике.
- Год Количество труда (час.) Производительность труда (дол.) Реальный объем ВВП
- (дол.)
- 1 1000 100
- 2 1000 105
- 3 1100 105
- На основании данных, приведенных в таблице, определите:
- А) Реальный объем ВВП в каждом году.
- Б) На сколько процентов выросла производительность труда во 2-м году по сравнению с 1-м годом? На сколько процентов вследствие этого (количество труда осталось без изменения) увеличился реальный объем ВВП?
- В) На сколько процентов выросло количество труда в 3-м году по сравнению со 2-м годом? На сколько процентов вследствие этого (производительность труда не изменилась) увеличился реальный объем ВВП?
- Г) На сколько процентов увеличился реальный объем ВВП в 3-м году по сравнению с 1-м годом?