Международная внешнеторговая политика: экономическая теория и практика
Курсовая по предмету:
"Экономическая теория"
Название работы:
"Международная внешнеторговая политика: экономическая теория и практика"
Автор работы: Юлия
Страниц: 44 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Международная торговля – старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще задолго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Рост прибыли обусловленный применением машин, предопределил появление относительно избыточного капитала и вывоз его за границу, что положило начало формированию мирового хозяйства, ускорило процесс интернализации производительных сил.
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что в современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. В условиях НТР международный торговый обмен приобретает все большее значение. Своеобразие этих процессов в послевоенный период особенно рельефно открывается при анализе долгосрочных тенденций, особенностей, форм и методов совместной торговли.
В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.
В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.
Углубление международного разделения труда, специализация и кооперация приводят к все более высокой степени «открытости» национальных хозяйств, их ориентации на внешние рынки и, следовательно, расширению международной торговли. Это усиливает интерес к международному обмену.
Объектом исследования является международная торговля.
Предметом исследования являются формы, виды и инструменты международной торговли.
Цель – выявить эффективную политику для России.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие международной торговли
2. Проанализировать основные теории международной торговли
3. Определить современные тенденции в развитии международной торговли
4. Проанализировать внешнеторговую политику на национальном уровне
5. Рассмотреть организации, регулирующие международную торговлю
6. Определить структуру и динамику внешней торговли России
7. Проанализировать внедрение России в ВТО
Структура данной курсовой работы состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие международной торговли и ее значение
1.1. Понятие и значение международной торговли
Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Международная торговля предстает как совокупный объем торговли всех стран мира. Однако термин «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный объем внешней торговли промышленно развитых стран, совокупный объем внешней торговли развивающихся стран, совокупный объем внешней торговли стран какого-либо континента, региона, например стран Восточной Европы, и т.п.
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем, услугами, технологиями. В последние десятилетия бурно развивается торговля финансовыми инструментами, производными от финансовых инструментов, обращающихся на наличном рынке, например облигациями или акциями.
Международная торговля характеризуется тремя основными показателями: товарооборотом (общий объем), товарной структурой и географической структурой.
Внешнеторговый оборот включает сумму стоимости экспорта и импорта страны, участвующей в международном товарообмене. Различают стоимостный и физический объемы внешней торговли.
Стоимостный объем подсчитывается за определенный отрезок времени в текущих (изменяющихся) ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов.
Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах. На его основе можно производить необходимые сопоставления, определять реальную динамику внешней торговли.
Объем международной торговли подсчитывается путем суммирования объемов экспорта всех стран.
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового
Содержание работы
Содержание
Введение..3
1. Понятие международной торговли и ее значение...5
1.1. Понятие и значение международной торговли.5
1.2. Классические теории международной торговли...7
1.3. Современные тенденции в развитии международной торговли13
2. Регулирование международной торговли17
2.1. Внешнеторовая политика на национальном уровне17
2.2. Организации, регулирующие международную торговлю..24
3. Место России в современной международной торговле30
3.1. Структура и динамика внешней торговли России...30
3.2. Внедрение России в ВТО36
Заключение..43
Список использованных источников44
Использованная литература
- Фомичев В.И. Международная торговля. Учебное пособие, СПб:1993
- Киреев А.П. Международная экономика. - М:1997
- Международные правила толкования торговых терминов. Перевод Вилкова Н. Г. - М:1992
- Российский статистический ежегодник. Госкомстат РФ. - М:2000
- Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. - М:1999
- Смирнов П.С. Россия на пути в ВТО. Рынок финансовых услуг. - М:2000
- Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. - М: 1992
- Авдокушин E.Ф. Международные экономические отношения. - М: 2003
- Быков А. Передел мирового рынка и Россия // Внешняя торговля. - №11. - 1994. - с. 2-7.
- Дюмулен И. Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы и правила // Внешняя торговля. - №7/8. - 1993. - с. 34-44.
- Овчинников К. Что ждет Россию в ГАТТ? // Экономика и жизнь. - №52. - 1993. - с. 2.
- Сазерленд П. Россия и Всемирная Торговая организация // Международная жизнь. - №9. - 1995. с. 118-124.