Конкуренция: понятие, условия, формы и методы
Курсовая по предмету:
"Экономическая теория"
Название работы:
"Конкуренция: понятие, условия, формы и методы"
Автор работы: Елена
Страниц: 44 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ГЛАВА 1 Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы
1.1 Трактовка понятия конкуренции в экономической науке
Термин “конкуренция” вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова “concurrentia”, означающего “столкновение”, “состязание”. В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.
Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.
Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлен. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем.
Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как “процедуры открытия”.
Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов.
Содержание работы
Ведение……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы……………………………………………………………………….
1.1 Трактовка понятия конкуренции в экономической науке…………
1.2 Модели рыночных структур…………………………………………
1.2.1 Общая характеристика……………………………………………
1.2.2 Особенности рынка совершенной конкуренции………………..
1.2.3 Несовершенная конкуренция…………………………………….
1.3 Виды и методы конкуренции………………………………………...
ГЛАВА 2. Конкуренция на российском рынке…………………………….
2.1 Общая оценка конкурентной среды в Российской Федерации……
2.2 Международные исследования………………………………………
2.3 Российские исследования………………………...........………….….
Заключение……………………………………………………………….…..
Список литературы………………………………….………..……………...
Приложения
Использованная литература
- Гражданский Кодекс Российской Федерации часть 3 от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 30.06.2010)
- Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
- Литвинов А.А. Светуньков С.Г. Конкуренция и предпринимательские решения. – М.: Корпорация технологий продвижения, 2009. – 256 с.
- Монополизм и конкуренция в России. Балайдина В.С. Михайленко А.М. – М.: Аудиториум, 2007. – 457 с.
- Конкурентоспособность России в глобальной экономике / Под ред. А.А.Дынкина и Ю.В. Куренкова. — М.: Международные отношения, 2003.
- Экономическая теория / Под ред. Камаева. 11-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2008. — 592 с.
- Экономическая теория. / Под ред. Видяпина В.И, Добрынина А.И, и др. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 714 с.
- Экономическая теория. Салихов Б.В. – М.: Дашков и К, 2009. – 724 с.
- Газета «Экономика и жизнь» №14 за 2008 г.
- Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) - http://wciom.ru/
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат).- http://www.gks.ru/
- Официальный сайт Всемирного банка "Группа Всемирного банка в России" - http://web.worldbank.org/
- КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/