Особенности возникновения и поведения олигополистических фирм в России: история и современность
Курсовая по предмету:
"Экономическая теория"
Название работы:
"Особенности возникновения и поведения олигополистических фирм в России: история и современность"
Автор работы: Юлия
Страниц: 26 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру.
Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм (от 2 до 10). Однако в олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Но на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность (ведущих компаний) определяет развитие событий.
Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции. Конечно, установление такой количественной границы во многом условно.
Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.
Большая доля в выпуске продукции обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.
Существует много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной.
Таким образом, выявление условий, способствующих координации олигополии, особенно важно для экономики в условиях ее развития и становления. Олигополия сама по себе не способствует развитию частного бизнеса от мелкого к крупному.
Целью данного исследования будет выявление особенностей возникновения олигополистических фирм в России. Для достижения поставленной цели решим ряд задач:
• рассмотрим историю возникновения олигополистических предприятий в России,
• рассмотрим факторы координации олигополии,
• рассмотрим современный взгляд на проблему олигополии.
Глава 1. Возникновение и поведение олигополистических фирм в России
1.1 Особенности олигополии в России
Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой в отрасли функционирует ограниченное число крупных предприятий, а вхождение в отрасль ограничено высокими барьерами. Олигополия возникает в отраслях, производящих как стандартизованные продукты (медь, алюминий, сахар), так и дифференцированные товары (автомобильная, табачная, ликеро-водочная, пивоваренная и др.).
Следует отметить, что рыночная модель олигополии охватывает большую область, которая простирается между чистой монополией и монополистической конкуренцией. Так, если 3-4 фирмы охватывают по крайней мере 70 % рынка, то уже можно характеризовать отрасль как олигополию. Выделяют классическую (жесткую) олигополию, при которой в отрасли главную роль играют 3-4 фирмы, и аморфную (мягкую), когда основную часть продукции отрасли выпускают 6-8 фирм.
Основные причины возникновения олигополии кроются в эффекте масштаба производства и наличия барьеров для вступления в отрасль. Дополнительным финансовым барьером для вхождения в отрасль могут быть крупные расходы на рекламу, например, при производстве безалкогольных прохладительных напитков, сигарет и т.п.
В течение ряда лет многие экономисты предлагали различные теории олигополии: модель Курно, ломаная кривая спроса, тайный сговор, модель «лидерство в ценах», «издержки плюс» и модели, основанные на теории игр. Целью таких теорий является определение равновесной цены и объема выпуска для олигополистической фирмы. К тому же любая модель олигополии должна содержать, прежде всего, схему ответных действий
Содержание работы
Содержание
Введение 2
Глава 1. Возникновение и поведение олигополистических фирм в России 4
1.1 Особенности олигополии в России 4
1.2 Факторы координации олигополии 7
1.2.1 Открытые и тайные соглашения 7
1.2.2 Лидерство в ценах 9
1.2.3 Эвристическое ценообразование как инструмент координации 11
1.2.4 Фокальные точки и молчаливая координация 12
Глава 2. Современный взгляд на проблему олигополии 15
2.1 Современная проблема олигополий 15
2.2 Экономический анализ рынка олигополии в России. Основные олигополистические рынки России: 16
Заключение 22
Список литературы 25
Использованная литература
- 1 О защите конкуренции [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 26.07.2006 г., №135-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Последнее обновление 3.11.2009.
- 2 Положение о Федеральной антимонопольной службе [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 07.11.2008 № 814 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Последнее обновление 3.11.2009.
- 3 Алешин Д.А. Современные подходы ФАС России к анализу состояния конкурентной среды на товарных рынках // Современная конкуренция. – 2007. – №5. – С.25-38.
- 4 Денисов И.В. Экономико-технологические комплексы фирм и рынки // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 4. – С.8-14.
- 5 Душко А.П. Зарубежный опыт создания рынка совершенной конкуренции в сфере естественных монополий и возможности его использования в энергетике России // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2006. – №1/2. – С.159-165.
- 6 Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. – М.: Дело, 2002. – 416 с.
- 7 Кабраль Л. Организация отраслевых рынков. – Мн.: Новое значение. – 2003. – 356 с.
- 8 Кит П. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. – Спб.: Питер. – 2008. – 624 с.
- 9 Корниенко О.В. Микроэкономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 352 с.
- 10 Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 496 с.
- 11 Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. – 2009. – № 4/5. – С.26-56.
- 12 Некрасовский В. К модели организованной конкурентной гармоничной олигополии. Олигополия и устойчивое развитие // Управление собственностью: теория и практика. – 2007. – №3. – С.22-44.
- 13 Носова С.С. Экономическая теория: учеб. – М.: Кнорус. – 2009. – 798 с.
- 14 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: Изд-во «НОРМА». 2002. – 572 с.
- 15 Подколзина И. Какие факторы влияют на динамику нефтяного рынка? // Вопросы экономики. – 2009. – №2. – С.90-104.
- 16 Прокопов Б.И. Влияние олигополистических структур на развитие национальной экономики // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2009. – №1. – С.81-88.
- 17 Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е.Рудановой. – М.: Инфра-М. – 2008. – 576 с.
- 18 Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 714 с.
- 19 Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 592 с.