Конкуренция и монополия в рыночной экономике
Курсовая по предмету:
"Экономическая теория"
Название работы:
"Конкуренция и монополия в рыночной экономике "
Автор работы: Ванданов Дмитрий
Страниц: 38 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и проблематика. Конкуренция является одной из главных движущих сил развития экономики и общественного прогресса; это необходимый элемент рыночного механизма, если ее нет в реальности, то нет и рынка как общественной формы экономических связей. Теория и практика современного рыночного хозяйства убедительно демонстрируют, что конкуренция неразрывно взаимодействует с монополией, вместе с ней составляет противоречивое единство.
Переход к рыночным отношениям с их «естественным» экономическим механизмом и общеисторическими принципами функционирования объективно обусловливает необходимость анализа теоретических и целенаправленного решения прикладных вопросов развития конкуренции и регулирования монополий в новых условиях хозяйствования.
Более чем десятилетний опыт реформ показал, сколь важно глубокое осмысление проблем формирования институтов рыночной экономики, как ненадежны здесь упрощенные подходы. Основное упрощение состоит не в игнорировании принципиальной роли тех или иных рыночных институтов, а в рекомендуемых путях их формирования. Идеология рыночного фундаментализма породила многие деформированные структуры и стимулировала появление многочисленных пороков рынка. Именно ввиду фундаментальных ошибок в институциональных реформах экономика все еще не может войти в нормальный устойчивый режим. Следствием этого является усугубление проблемы монополизма на федеральном, региональном и локальном уровнях; создание и воспроизводство неравных условий конкуренции, в том числе в результате действий органов государственной власти всех уровней; неэффективность антимонопольных механизмов защиты экономики.
Снижение уровня монополизации экономики, формирование и поддержание конкурентной среды, качественное проведение антимонопольной политики остаются ключевыми задачами экономической политики на современном этапе. Особую актуальность приобретает проблема обеспечения приемлемого для общества сочетания конкуренции и монополии, определяющего условия и эффективность хозяйствования, мотивацию хозяйствующих субъектов, формирование и распределение доходов, а, в конечном счете, темпы и уровень социально-экономического развития.
Этим определяется актуальность и выбор темы исследования.
Целью курсовой работы является выявление особенности диалектического взаимодействия конкуренции и монополии в переходной экономике и разработка общетеоретических основ развития конкурентной среды и регулирования монополий в России в условиях становления рыночных отношений.
Данная цель реализуется постановкой и решением следующих задач:
- рассмотреть роль, единство и противоречие конкуренции и монополии в экономике;
- определить содержание конкурентной среды;
- дать характеристику конкурентной среды в российской экономике и раскрыть наиболее актуальные проблемы ее формирования;
- раскрыть особенности монополизма и антимонопольной политики в условиях перехода к рыночным принципам организации экономики;
- разработать концептуальные основы механизма формирования эффективной конкуренции в трансформационный период;
- рассмотреть сущность, особенности и основные направления реформирования естественных монополий.
ГЛАВА I. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики
1.1. Содержание рыночной конкуренции
Конкуренция - это соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованные в достижении одной и той же цели.
Предмет конкуренции – товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньга.
Объект конкуренция - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
Конкуренция на рынке имеет свои функции:
1. выявление или установление рыночной стоимости товара;
2. выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение; прибыли в зависимости от различных затрат труда;
3. регулирование перелива средств между отраслями и производствами.
Начиная конкурентные отношения на рынке, необходимо определить:
• какие аналогичные товары конкурируют с товарами вашей фирмы и кто их производит?
• существуют ли товары, способные заменить ваш для удовлетворения данной потребности?
• не угрожает ли вашему товару товар тех конкурентов, которые могут удовлетворить данную потребность за счет создания товара-заменителя
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики 5
1.1. Содержание рыночной конкуренции 5
1.2. Понятие конкуренции и соперничества 6
1.3. Совершенная и несовершенная конкуренция 9
ВЫВОД по главе I 16
ГЛАВА II. Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в экономике 18
2.2. Противоречия, порожденные монополизацией рынков 18
2.2. Рыночное равновесие при монополии и совершенной конкуренции 20
2.3. Некоторые тенденции развития мировой экономики и роль монополии в условиях России 22
ВЫВОД по главе II 26
ГЛАВА III. Антимонопольное законодательство. Проблемы демонополизации в современном обществе 28
3.2. Сдерживание недобросовестной монопольной практики 28
3.2. Способы антимонопольного регулирования экономики 29
3.3. Демонополизация экономики России. 31
ВЫВОД по главе III 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 37
Использованная литература
- Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика: Учебник для вузов. – М. Высшая школа, 2002.
- Сажина .А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие для неэкономических специальностей вузов, - М. Экономика, 2002.
- Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под ред. Акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой, - М. ИНФРА – М.; 2003.
- Курс экономики: Учебник /Под ред. Б.А. Райзберга. – ИНФРА – М., 2002.
- Фишер С./Дорнбуш Р./Шмалензи Р., Экономика, М„ Дело, 1993 Хейне П., Экономический образ мышления, М„ Новости, 1991 Экономика, под ред. Булатова А.С., изд-во БЭК, 1995
- Россия в мировой экономике. Анализ основных тенденций мировой экономики и место России в ней, часть 1, 15 февраля 1996
- Учебник по основам экономической теории, М„ МГТУ им. Баумана изд-во "Владос", 1994
- Микроэкономика. Макроэкономика. Санкт-Петербург.: Изд. Михайлов В.А., 2003.
- Экономика: Учебник /Под ред. Булатова, 2005
- Д. Энджел, Р.Д Блэкуэлл, П.У. Миниард. Поведение потребителей. – СПб. Питер,2001.
- Макконелл К.Р. Брю С.Л. Экономикс – М.: Республика, 1992
- Курс экономической теории /Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров. 2004.
- Иохин В.Я. экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. Учебник. – М.: 2000.
- Курс экономической теории. Учебное пособие, под ред. Сидорович А. В. М, Изд. “ДИС”, 1997 г.
- Курс экономической теории. Под общ. ред. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. Киров 1994 г,
- 15 Основы экономической теории: Учебник /Под. Ред. Камаева В.Д.- М. 2000.
- Экономическая теория. Учебник для вузов. Задачи. Логические схемы. Методические материалы. Санкт-Петербург., 2004.
- download free music